Важнейшей задачей нашего государства на современном этапе можно считать нормативное регулирование бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет является источником информации для внешних пользователей, в том числе налоговых и других государственных органов. Поэтому именно нормативное регулирование бухгалтерского учета крайне важно в современных условиях для принятия верных решений. Все зависит от того, как быстро государство будет реагировать на изменения в экономической среде, разрабатывая новые формы и методы, составляющие основу этого понятия.
Общие правила и нормы, которые должны применяться всеми организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность, представляют собой нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета. Существующие проблемы, пробелы и противоречия в регулировании бухучета значительно усложняют профессиональную деятельность всех работников бухгалтерской службы различных предприятий и организаций, ведут к появлению недопонимания и споров с аудиторами и контролирующими органами. Тем не менее все без исключения факты хозяйственной деятельности фирмы или предприятия, даже в том случае, если с нормативным регулированием есть какие-либо проблемы, должны быть отражены в бухгалтерских документах.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России представлено следующей иерархией:
1. Законодательный уровень регулирования.
2. Нормативный уровень.
3. Методический уровень.
4. Организационный уровень.
Как уже было отмечено, в настоящее время в нашей стране сформировалась четырехуровневая система регулирования бухучета.
Название первого уровня регулирования говорит само за себя: данный уровень включает различные законодательные акты, в том числе Конституцию, федеральные законы и кодексы, постановления и указы, и многие другие нормативные документы, являющиеся общеобязательными на всей территории страны. Наибольшую роль, конечно же, играет закон «О бухгалтерском учете», представляющий собой своего рода фундамент для ведения учета в организациях. Сейчас это закон №129-ФЗ, принятый еще в 1996 году. При этом с 2013 года начинает действовать усовершенствованный закон о бухгалтерском учете – №402-ФЗ.
Следующий уровень представлен Положениями по ведению бухгалтерского учета. На данном этапе утверждены и действуют 24 положения. Некоторые из них дорабатываются и изменяются с течением времени и изменением экономической ситуации.
Смысл ПБУ заключается в том, что они раскрывают аспекты учета, а также его вариативность по отдельным объектам учета. Однако при этом ПБУ имеют общий характер, не раскрывая конкретных механизмов. Именно поэтому в нормативное регулирование бухгалтерского учета включается третий уровень, названный методическим. Этот уровень представлен различными методическими указаниями по совершению каких-либо хозяйственных операций, к примеру, по проведению инвентаризации.
Кроме того, важную роль на данном уровне отводят особому документу – плану счетов. Принцип применения двойной системы указан в сопряженном документе – инструкции по его применению. К данному уровню относятся и такие документы, как инструкция по заполнению форм отчетности, различные указания по оценке финансовых обязательств и инвентаризации имущества, рекомендации по бухучету затрат, которые входят в издержки обращения, финансовых результатов на предприятии общественного питания и так далее.
Следует отметить, что нормативное регулирование бухгалтерского учета нередко предусматривает вариативность отражения тех или иных операций. Поэтому, основываясь на документах вышеуказанных уровней, организации составляют свою учетную политику, которая относится к четвертому уровню регулирования. Четвертый уровень регулирования составляет организационно-распорядительная документация, формирующая учетную политику конкретной организации. Эти документы разрабатываются консультационными фирмами по заказу организации или непосредственно самой организацией. К документам этого уровня относят приказы, рабочие инструкции, распоряжения, указания по учету определенных операций или объектов.
В рамках учетной политики предприятие вправе выбрать из предложенных способов ведения учета наиболее оптимальный для себя вариант, разработать на основе общего плана счетов собственный, который бы учитывал специфику деятельности предприятия. Также можно разработать собственные первичные документы, удовлетворяющие определенным требованиям.
Таким образом, регулирование бухучета в нашей стране носит централизованный характер и предусматривает вариативность методов отражения в учете операций.