Поскольку мышление и слово являются привилегией человека, наибольший интерес уделяется изучению взаимосвязи между ними. Эту задачу выполняет риторика. Законы риторики являются практикой великих мастеров. Это умный анализ способов, с помощью которых преуспели гениальные писатели. Об основных принципах и о том, как называется закон общей риторики, можно узнать в этой статье.
Определение
Риторика — искусство говорить правильно. Это очень серьезная наука, предназначенная для обучения людей, управления страстью, исправления нравов, поддержки законов, руководства публичными обсуждениями. Основной закон риторики — заставить других принять мысль, чувство, решение. Захватить разум, сердце и волю.
Происхождение
Риторика основана на изучении человеческого духа и шедевров красноречия. Восхищение мощным эффектом, создаваемым ораторским гением, приводит человека к тому, чтобы искать, какими средствами удалось его достичь. В древности греки высоко ценили участие общественности в политической жизни. Поэтому риторика стала важнейшим инструментом влияния на политику. По мнению софистов, таких как Горгий, успешный оратор мог убедительно говорить на любую тему, независимо от своего опыта в этой области.
История создания
Риторика берет свое начало в Месопотамии. Самые ранние ее примеры можно найти в писаниях жрицы и принцессы Энхедуанны (около 2280-2240 до н. э.). Более поздние — в свитках Нео-Ассирийского государства во времена Сеннахериба (700-680 до н. э.).
В Древнем Египте искусство убеждения появилось в период Среднего царства. Египтяне высоко ценили красноречивость. Это умение имело очень большое значение в их общественной жизни. В египетских законах риторики указано: знание того, когда следует молчать, является уважаемым и необходимым. Такой подход представляет собой равновесие между красноречивостью и мудрым молчанием.
В Древнем Китае риторика восходит к Конфуцию. Его традиция подчеркивала использование красивых оборотов речи.
В Древней Греции впервые упоминается использование ораторского искусства в "Илиаде" Гомера. Его Ахилл, Одиссей и Гектор были удостоены чести за присущую им способность давать советы и увещевать своих сверстников и соратников в мудрых и надлежащих действиях.
Область применения
Ученые с древних времен обсуждали масштабы риторики. Одни ограничивают ее конкретной сферой политического дискурса, другие охватывают все аспекты культуры. Современные исследования законов общей риторики затрагивают гораздо более широкий круг областей, чем это было в древности. В то время ораторы учились эффективному убеждению в общественных форумах и институтах, таких как залы судебных заседаний и собраний. Законы современной риторики применяются к человеческому дискурсу. Он изучается в самых разных областях, включая социальные и естественные науки, религию, изобразительное искусство, журналистику, художественную литературу, цифровые СМИ, историю, архитектуру и картографию, наравне с более традиционными юридическими и политическими областями.
Гражданское искусство
Риторика рассматривалась как гражданское искусство некоторыми древними философами. Аристотель и Изократ были первыми, кто увидел ее в этом свете. Они утверждали, что законы речи и правила риторики являются фундаментальной частью общественной жизни каждого государства. Эта наука способна формировать характер человека. Аристотель был уверен, что искусство убеждения может быть использовано в общественных местах тремя различными способами:
- Политический.
- Судебный.
- Церемониальный.
Риторика — это публичное искусство, способное формировать мнение. Некоторые древние, включая Платона, придирались к ней. Они утверждали, что она может быть использована для обмана или манипулирования с негативными последствиями для гражданского общества. Массы были неспособны анализировать или решать что-либо самостоятельно, поэтому их могли поколебать самые убедительные речи. Гражданская жизнь могла контролироваться теми деятелями, которые умели произнести лучшую речь. Эта озабоченность сохраняется и по сей день.
Ранняя школа
На протяжении веков изучение и преподавание законов и правил риторики приспосабливалось к конкретным требованиям времени и места. Оно соответствовало множеству применений: от архитектуры до литературы. Обучение возникло в школе философов, известных как софисты около 600 г. до н. э. Демосфен и Лисий стали главными ораторами в этот период, а Изократ и Горгия — выдающимися учителями. Риторическое образование построено на четырех законах риторики:
- изобретение (inventio);
- память (memoria);
- стиль (elocutio);
- действие (actio).
Современное учение продолжает ссылаться на эти законы в дискуссиях о классическом искусстве убеждения.
Школа средних веков
В средние века законы риторики преподавались в университетах как один из трех оригинальных либеральных предметов, наряду с логикой и грамматикой. С подъемом европейских монархов в последующие века она перешла в придворные и религиозные приложения. Августин оказал сильное влияние на христианскую риторику в это время, выступая за использование ее в церкви.
После падения Римской Республики инструментом риторической подготовки стала поэзия. Письмо считалось основной формой, посредством которой велись государственные и церковные дела. Изучение словесного искусства шло в упадок в течение нескольких столетий. После этого последовал постепенный рост формального образования, кульминацией которого стал подъем средневековых университетов. Риторические сочинения позднего средневековья включают в себя сочинения Святого Фомы Аквинского и Матфея Вандомского.
Поздняя школа
В XVI веке образование в области риторики было более сдержанным. Влиятельные ученые, такие как Рамус, были уверены, что процесс изобретения и организации должны быть возведены в область философии.
В XVIII веке искусство убеждения стало играть более серьезную роль в социальной жизни. Это привело к появлению новой системы образования. Стали возникать "Школы ораторского искусства". В них женщины анализировали произведения классической литературы и обсуждали тактику произношения.
С подъемом демократических институтов в конце XVIII - начале XIX вв. изучение предмета пережило возрождение. Шотландский писатель и теоретик Хью Блэр стал истинным приверженцем и лидером нового движения. В своей работе "Лекции по риторике и художественной литературе" он пропагандирует умение убеждать в качестве ресурса социального успеха.
На протяжении всего двадцатого века эта наука развивалась как концентрированная область изучения с созданием курсов по риторике во многих учебных заведениях.
Законы
Четыре закона риторики, открытые Аристотелем, служат руководством к появлению убедительных аргументов и посланий. Это:
- процесс разработки и аранжировки аргументов (изобретение);
- выбор того, как преподнести свою речь (стиль);
- процесс заучивания слов и убеждающих сообщений (память);
- произношение, жесты, темп и тон (доставка).
В этой области идет интеллектуальная дискуссия. Некоторые утверждают, что Аристотель считает риторику искусством убеждения. Другие считают, что он подразумевает искусство суждения.
Одной из самых известных доктрин Аристотеля была идея "общих тем". Этот термин чаще всего относился к "местам аргументации" (списку способов рассуждения и категорий мысли), которые оратор мог использовать для генерации аргументов или доказательств. Темы были изобретательным инструментом, призванным помочь классифицировать и лучше применять часто используемые доводы.
Методы анализа
Законы риторики могут быть проанализированы различными методами и теориями. Один их них — критика. Это не научный метод. Он подразумевает субъективные методы аргументации. Критики используют различные средства при изучении конкретного риторического артефакта, а некоторые из них даже разрабатывают свою собственную уникальную методику. Современная критика исследует связь между текстом и контекстом. Определяя степень убедительности текста, можно исследовать его связь с аудиторией, целью, этикой, аргументацией, доказательствами, расположением, доставкой и стилем.
Еще один метод — аналитика. Объектом риторического анализа обычно является дискурс. Поэтому он очень похож на дискурсивный анализ. Целью риторического анализа является не просто описание утверждений и аргументов, выдвигаемых оратором, а определение конкретных семиотических стратегий. После того как аналитики обнаруживают применение языка, они переходят к вопросам:
- Как это работает?
- Какое влияние оказывает на аудиторию?
- Как этот эффект дает больше подсказок относительно целей говорящего?
Стратегия
Риторическая стратегия — это стремление автора убедить или проинформировать своих читателей. Ее используют писатели. Существуют различные стратегии аргументации, которые используются в письменности. Самые распространенные из них:
- доводы из аналогии;
- аргументы из абсурда;
- мысленные исследования;
- выводы с целью лучшего объяснения.
В современном мире
На рубеже 20 века произошло возрождение риторики. Это проявилось в создании кафедр риторики и речи при учебных заведениях. Формируются национальные и международные профессиональные организации. Исследования двадцатого века предложили понимание законов риторики как "богатую сложность" ораторского искусства. Рост рекламы и развитие средств массовой информации привнесли риторику в жизнь людей.