Оскароносный создатель всемирно известных шедевров «Форрест Гамп» и трилогии «Назад в будущее» в очередной раз удивляет своих поклонников. Его предыдущая «Прогулка» не получила ни одной из всевозможных кинематографических наград и номинаций при всей своей амбициозности. Вышедших в 2016 году «Союзников» ждала подобная участь. Стильная, но откровенно слабенькая шпионская военная драма о канадском спецагенте, в разгар Второй мировой войны подозревающем свою супругу в предательстве, при рейтинге IMDb: 7.10 имеет смешанные отзывы. Фильм «Союзники» побудил многих задуматься о том, что Роберт Земекис теряет хватку. Произошедший в канун премьеры разлад в семье Питта и Джоли помог военной драме окупиться в прокате, но большая часть зрителей и критиков выразили недовольство стремлением авторов ленты к идеализму во всем. Постановщик пытался создать безупречную идиллию, разрушение которой должно было потрясти зрительскую аудиторию. Но в результате у него получилась неправдоподобная мелодрама с несчастливым концом.
История в основе
События фильма «Союзники» (2016) разворачиваются в 1942 году, когда канадский пилот Макс (Брэд Питт) с диверсионной миссией десантируется в Марокко. Ему поручено устранить новоприбывшего немецкого посла. В качестве связного в операции выступает опытный спецагент Сопротивления очаровательная Марианн (Марион Котийяр). После выполнения задания герои эвакуируются в Британию, женятся и заводят ребенка. Проходит год, начальство извещает Макса о том, что Марианн, скорее всего, самозванка и шпионка. Если это не удастся опровергнуть, Макс должен лично расправиться с супругой. Если он откажется выполнять приказ, то, естественно, будет предателем и отправится под трибунал.
Многие авторы отзывов о фильме «Союзники» (2016) замечают, что работа Земекиса основана на реальной истории любви двух шпионов, встретившихся во время операции по ликвидации немецкого чиновника. Поэтому лента может претендовать на звание реалистичной, но, с точки зрения исторической достоверности, рассказ о работе спецслужб довольно сомнителен, отдельные эпизоды могут вызвать лишь саркастическую ухмылку у смотрящих.
Не по лекалу
Один из основополагающих канонов голливудского игрового кино гласит, что каждый проект должен как можно быстрее приблизиться к основному конфликту, который будет решен в кульминационной части. Поэтому на пролог традиционно отводят 10-15 минут, каким бы он любопытным ни был. Как гласят отзывы, фильм «Союзники» этим правилом пренебрегает. Создатели двухчасовой ленты лишь в середине истории решаются сообщить зрителям, что главная героиня вполне может быть шпионкой, а ее супругу предстоит или оправдать жену, или изобличить и устранить, если самозванка окажется фашистским агентом. Критики утверждают, что заслуженные и умудренные опытом кинематографисты режиссер Роберт Земекис и сценарист Стивен Найт, известный как автор «Порока на экспорт», сознательно идут на этот смелый эксперимент.
Игры с сюжетными параллелями
Почему авторы нарушили все голливудские традиции? Многие рецензенты в отзывах о фильме «Союзники» оправдывают их решение тем, что создатели не смогли отказать себе в удовольствии воссоздать атмосферу Марокко 1940 годов, ранее воспетую в легендарной военной ленте «Касабланка». При этом Земекис и Найт охотно играют с сюжетными параллелями, хотя две картины рассказывают абсолютно разные истории. Ко всему прочему, они прежде пытаются убедить публику в искренности чувств главных героев, а после уже подвергнуть их испытаниям. Только поэтому в течение первого часа хронометража проекта они детально рассказывают о знакомстве Макса и Марианн, становлении их романтических чувств. Конечно, без погонь и перестрелок здесь не обходится, но все же первая половина проекта – натуральная мелодраматичная история любви, а не экшн-рассказ о дерзкой диверсии.
Изумление и протест
К несчастью, как замечают критики в отзывах о фильме «Союзники», задумка Найта и Земекиса терпит фиаско по весьма банальной причине. Котийяр и Питт – очень привлекательные, обаятельные, ярчайшие исполнители, но между ними романтическая искра отсутствует напрочь. Как бы авторы ни пытались убедить зрительскую аудиторию в страсти своих героев, их усилия вызывают изумление и внутренний протест. Главные актеры фильма «Союзники» (2016) старались безупречно воплотить на экране своих персонажей, однако им это удавалось с трудом. Котийяр сохраняла загадочное выражение лица, смотрящему было трудно определить, о чем она думает в той или иной момент, какие чувства переживает. Брэд Питт и вовсе напоминал затравленного кролика, будто опасаясь появления разгневанной Анджелины Джоли. Вряд ли такая физиономия должна быть у бравого разведчика и бывалого пилота. Перевод фильма «Союзники» (2016) отечественными актерами дубляжа ситуацию не спасает.
В итоге первая часть ленты не проваливается благодаря искусной передаче марокканского экзотизма, а вторая не имеет достаточно экранного времени, чтобы осветить все перипетии полноценной шпионской истории с массой непредсказуемых сюжетных поворотов, интригующим противостоянием «плохих» и «хороших» героев.
Парадокс
Второй час хронометража фильма сводится к тому, что главный герой судорожно пытается разыскать людей, знакомых с настоящей Марианн и способных развеять или подтвердить обвинения в отношении его супруги. Марианн в это время сохраняет невозмутимое спокойствие, злодеи не предпринимают ничего выдающегося. В этом, конечно, есть определенная интрига, причем авторы удачно разбавляют диалоги экшн-сценами. Но все равно ясно, что картина могла получиться в разы увлекательнее, если бы создатели изначально представили Марианн как двойного агента и постарались сосредоточиться на противоборстве любящих героев, как в «Мистере и миссис Смит». Многие авторы рецензий недоумевали, зачем было представлять изначально Марианн как воина и шпиона-профессионала, если после она ведет себя лишь как заботливая мать и смиренная домохозяйка. И нет абсолютно никакой разницы, смотреть фильм «Союзники» (2016) на русском языке или в оригинальной озвучке - впечатление в любом случае не меняется.
Проигрывая в жестокости
Финал ленты отражает взгляд на Вторую мировую войну, который вряд ли понравится нашим соотечественникам. Признаться откровенно, «Союзники» с бесконечными посиделками в кафе, элегантными нарядами и другими атрибутами цивилизованного общества однозначно проигрывают в реализме и жестокости шедеврам советского и российского кинематографа о Второй мировой войне. Там герои не вылезают из окопов, противостоят полчищам захватчиков, умирают за Родину мученической смертью, а не посещают разгульные вечеринки с музыкой, танцами и ящиками пива. Земекис показывает войну тех, кто прятался за Ла-Маншем, пока наши предки героически сражались под Москвой, Ленинградом, Сталинградом.
Критика
Причислить проект «Союзники» (2016) к лучшим фильмам трудно из-за того, что он получил смешанные оценки критиков. На сайте Rotten Tomatoes, согласно 250 рецензиям экспертов кино, он имеет рейтинг 60 %, то есть оценку - 6 баллов из 10 возможных. На основе 45 рецензий пользователей сайта Metacritic фильм был оценен на 60 % из 100.
При этом «Союзников» нельзя назвать и худшим кинопроектом о войне из когда-либо снятых. Его достоинства преимущественно заключаются в высокобюджетном скрупулезном воссоздании Лондона и Марокко, но не в развитии драматичного, жесткого и убедительного повествования. Заявленная тема раскрывается слабо, если не сказать примитивно.
Зрелищность на высоте
Единственное, в чем не будут обмануты зрительские ожидания, так это в зрелищности. Роберту Земекису удалось продемонстрировать все достоинства классического боевика: разрывающиеся бомбы и снаряды, падающие самолеты, погони, перестрелки, рукопашные стычки, стильные костюмы, чарующие декорации и натуральные съемки. Да и просто отвлечься, насладиться обворожительной внешностью и живой игрой творческого дуэта Питт - Котийяр помешать никто не в силах. Но все же после просмотра картины уверенность в том, что Питту с его героической внешностью больше подходят неоднозначные или даже «плохие» герои вроде сыгранных в «Бойцовском клубе» или «Бесславных ублюдках», кардинально возрастает.