Наиболее ярким индикатором степени социально-экономического развития общества являются показатели здоровья населения. Статистические данные последнего десятилетия свидетельствуют о снижении уровня рождаемости и продолжительности жизни, а также обеспеченности помощью населения со стороны здравоохранительной системы. Актуальность данной проблемы кроется в ее жизненной важности для каждого человека.
К сожалению, государственный бюджет значительно сократил возможность оказания бесплатного медицинского обслуживания. Финансирование здравоохранения осуществляется за счет определенных источников. К ним относятся:
- финансирование из государственного бюджета;
- страховые поступления ОМС и ДМС;
- услуги, оказываемые на платной основе;
- доходы, получаемые от ценных бумаг;
- пожертвования, а также безвозмездные перечисления и т.п.
Финансирование здравоохранения из государственного бюджета производится согласно утвержденным годовым суммам. Однако этих средств в полной мере не достаточно. К тому же, перечень заболеваний, по которым такое обслуживание производится, весьма скуден. Причина данной ситуации, в частности, кроется в недоплате физическими и юридическими лицами налогов.
Финансирование здравоохранения в необходимом объеме возможно за счет расширения соответствующей статьи бюджета. Для этого необходимо усилить налоговые обязательства, но на данном этапе экономического развития общества эта идея вступает в противоречие с фискальной политикой российского правительства. Кроме того, перечисление денежных средств по такой схеме не содействует развитию рыночных отношений. Следовательно, финансирование здравоохранения должно осуществляться только для проведения различных разработок научного характера. То есть в тех областях, где нет рыночных отношений.
В новых экономических условиях одной из форм социальной защищенности населения страны является медицинское страхование, носящее обязательный характер. Закон РФ, который утвердил организационные и экономические стороны взносов, покрывающих расходы на здравоохранение, усиливает заинтересованность и ответственность каждого человека, а также предприятий и государства в целом в охране здоровья. Этот нормативный акт обеспечивает права гражданина РФ на получение медицинской помощи, которые зафиксированы в конституции страны. Целью данного закона является финансирование профилактических мер и гарантия оказания медицинских услуг каждому, у кого возник страховой случай.
Государственная система здравоохранения существует также за счет добровольных взносов. ДМС служит для получения жителями страны дополнительных услуг медучреждений. Их оказание не входит в систему ОМС. В качестве страхователей при ДМС могут выступать как отдельные граждане, являющиеся дееспособными, так и предприятия, которые представляют интересы своих сотрудников. По системе дополнительного страхования медицинская помощь учреждениями здравоохранения оказывается только тем гражданам, которые своевременно и в полном объеме перечисляют страховые выплаты по заключенному договору. Величина взносов зависит от состояния здоровья страхователя и цен, которые медучреждения устанавливают на свои услуги. Обычно соглашение по ДМС заключается на период, который не превышает двенадцати месяцев. Однако целесообразно производить его подписание на более длительный временной промежуток. Медицинское страхование, произведенное на добровольной основе, не распространяет свое действие на услуги, оказываемые за счет ОМС.
В настоящее время отечественное здравоохранение требует дополнительного вливания денежных ресурсов, а также их максимально эффективного использования. Это должно произойти за счет усиления конкуренции между медучреждениями и совершенствования страховой системы.