Переходные глаголы что такое: лингвистические тонкости русского языка

Переходные и непереходные глаголы - одна из важнейших грамматических категорий в русском языке. В этой статье мы разберемся, что такое переходные глаголы, чем они отличаются от непереходных и как правильно определять переходность глаголов. Это поможет избежать типичных ошибок в речи и письме.

Определение переходных глаголов

Переходные глаголы - это глаголы, которые обозначают действие, направленное на объект. Основной признак переходных глаголов - способность управлять прямым дополнением в винительном падеже без предлога.

Например:

  • писать письмо (что делать? - писать; кого? что? - письмо)
  • поливать цветы (что делать? - поливать; кого? что? - цветы)
  • любить маму (что делать? - любить; кого? - маму)

Как видно из примеров, переходный глагол сочетается с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога. Это существительное является прямым дополнением и обозначает объект, на который направлено действие.

Переходные глаголы могут выражать:

  • физическое воздействие: резать хлеб, красить забор, подметать пол;
  • умственную деятельность: думать мысль, обдумывать план, представлять картинку;
  • речевые действия: сказать фразу, объяснить правило, описать ситуацию;
  • эмоциональные состояния: любить друга, ненавидеть предательство, бояться высоты.

При отрицании вместо винительного падежа может употребляться родительный:

  • Я вижу дом (винительный падеж) - Я не вижу дома (родительный падеж).
  • Он купил машину (винительный падеж) - Он не купил машины (родительный падеж).

Также родительный падеж может указывать на часть целого:

  • Я съел яблоко (целиком) - Я съел яблока (часть).

От переходных глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени: прочитанная книга, вымытое окно, покрашенный забор.

Учительница в классе объясняет переходные и непереходные глаголы

Непереходные глаголы и их признаки

Непереходные глаголы обозначают действия, которые сами по себе не переходят на объект. Такие глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения в винительном падеже без предлога.

Например:

  • девочка идет (что делает? - идет)
  • он работает (что делает? - работает)
  • друзья смеются (что делают? - смеются)

К непереходным глаголам относятся:

  • глаголы движения: бежать, плыть, лететь;
  • глаголы состояния: спать, болеть, думать;
  • возвратные глаголы: умываться, одеваться.

Непереходные глаголы могут сочетаться:

  • с существительными в косвенных падежах: надеяться на победу, добиться успеха;
  • с наречиями: гулять долго, говорить громко;
  • с инфинитивом: любить петь, стремиться учиться.

Как определить переходность глагола

Переходные глаголы что такое? - часто задаваемый вопрос. Для определения переходности/непереходности глагола можно использовать следующий алгоритм:

  1. Найти глагол в предложении.
  2. Поставить к глаголу вопрос "что делать?" - это будет обозначать само действие.
  3. Посмотреть, есть ли при глаголе существительное или местоимение в винительном падеже без предлога. Если есть - глагол переходный. Если нет - глагол непереходный.

Рассмотрим примеры:

  • Брат читает книгу. Что делает брат? - читает. Книга - существительное в винительном падеже. Значит, глагол "читает" переходный.
  • Девочка поет. Что делает девочка? - поет. Существительное в винительном падеже отсутствует. Значит, "поет" - непереходный глагол.

Важно помнить, что переходность/непереходность зависит от конкретного лексического значения. Один и тот же глагол может быть и переходным, и непереходным:

  • Он ведет машину (переходный) - Он ведет здоровый образ жизни (непереходный).
  • Лектор читает лекцию (переходный) - Студент читает в библиотеке (непереходный).

Частой ошибкой является путаница прямого дополнения и обстоятельства. Например:

  • Мальчик писал в тетради (обстоятельство).
  • Мальчик писал письмо (прямое дополнение).

В первом случае "в тетради" - это обстоятельство места, а "письмо" - объект действия.

Страница учебника русского языка с выделенными примерами переходных и непереходных глаголов

Переходные/непереходные глаголы в тексте

Правильное использование переходных и непереходных глаголов важно в любом тексте - от школьного сочинения до деловых бумаг и художественной литературы.

В художественном стиле переходные глаголы позволяют точно обозначить действие и его объект, создать яркие образы:

Ветер треплет волосы девушки и рвет на куски облака (И. Бунин).

Непереходные глаголы подчеркивают состояние, настроение:

Солнце медленно всходит из-за горизонта и заливает багрянцем небо (И. Тургенев).

В деловой и научной речи предпочтительны переходные глаголы, поскольку они точно называют действие и результат:

Комиссия рассмотрела жалобу и приняла решение в пользу заявителя.

Непереходные глаголы в таких текстах чаще являются стилистической ошибкой:

На совещании обсудили этот вопрос.

Лучше: На совещании обсудили решение этого вопроса.

Таким образом, выбор между переходными и непереходными глаголами зависит от стиля текста и его целей.

Практические советы по теме

Чтобы на практике научиться правильно определять переходность и непереходность глаголов, рекомендуются следующие упражнения:

  1. Взять текст и выделить в нем все глаголы.
  2. К каждому глаголу поставить вопрос "что делать?".
  3. Определить, есть ли при глаголе прямое дополнение в винительном падеже без предлога.
  4. Если есть - глагол переходный, если нет - непереходный.
  5. Проверить себя по правилам и примерам в этой статье.

Также полезно составлять предложения самостоятельно:

  1. Взять непереходный глагол и придумать к нему прямое дополнение, чтобы получился переходный глагол.
  2. И наоборот - к переходному глаголу придумать контекст, в котором он станет непереходным.

Например:

  • Он спит (непереходный) - Он спит сладкий сон (переходный).
  • Она пишет письмо (переходный) - Она пишет в своей комнате (непереходный).

Рекомендации по использованию переходных и непереходных глаголов

Чтобы улучшить стиль текста, предлагаются следующие рекомендации по работе с переходными и непереходными глаголами:

  • В деловой и научной речи использовать преимущественно переходные глаголы.
  • В художественных текстах сочетать переходные и непереходные глаголы.
  • Непереходные глаголы уместны для описания эмоций, состояний, атмосферы.
  • Избегать скопления непереходных глаголов без объектов действия.
  • Следить за лексической сочетаемостью глаголов с существительными.

Правильное чередование переходных и непереходных глаголов делает текст живым, динамичным и интересным для читателя.

Ответы на частые вопросы

Рассмотрим наиболее часто задаваемые вопросы по теме переходных и непереходных глаголов.

Вопрос: Можно ли считать глаголы движения переходными?

Ответ: Глаголы движения (идти, бежать, лететь) относятся к непереходным, так как не переходят на объект. Исключением являются возвратные глаголы типа "нести", "везти".

Вопрос: Всегда ли возвратные глаголы являются непереходными?

Ответ: Да, возвратные глаголы на "-ся" всегда непереходные, потому что возвратность уже указывает, что действие направлено на самого себя.

Вопрос: Можно ли определить переходность глагола только по словарю?

Ответ: Нет, в словаре обычно дается общее лексическое значение. Чтобы точно определить переходность, нужен контекст.

Полезные ресурсы

Для более глубокого изучения темы переходности глаголов рекомендуются следующие ресурсы:

  • Грамматика-80. Переходные и непереходные глаголы
  • Русский язык. Полный справочник под ред. Панова
  • Словарь глагольных форм русского языка
  • Лекции и видеоуроки по сайтам "Русский язык" и "Грамота.ру"

Использование этих материалов в комплексе поможет надежно усвоить тему и избежать ошибок при работе с переходными и непереходными глаголами в русском языке.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.