Переходные и непереходные глаголы - одна из важнейших грамматических категорий в русском языке. В этой статье мы разберемся, что такое переходные глаголы, чем они отличаются от непереходных и как правильно определять переходность глаголов. Это поможет избежать типичных ошибок в речи и письме.
Определение переходных глаголов
Переходные глаголы - это глаголы, которые обозначают действие, направленное на объект. Основной признак переходных глаголов - способность управлять прямым дополнением в винительном падеже без предлога.
Например:
- писать письмо (что делать? - писать; кого? что? - письмо)
- поливать цветы (что делать? - поливать; кого? что? - цветы)
- любить маму (что делать? - любить; кого? - маму)
Как видно из примеров, переходный глагол сочетается с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога. Это существительное является прямым дополнением и обозначает объект, на который направлено действие.
Переходные глаголы могут выражать:
- физическое воздействие: резать хлеб, красить забор, подметать пол;
- умственную деятельность: думать мысль, обдумывать план, представлять картинку;
- речевые действия: сказать фразу, объяснить правило, описать ситуацию;
- эмоциональные состояния: любить друга, ненавидеть предательство, бояться высоты.
При отрицании вместо винительного падежа может употребляться родительный:
- Я вижу дом (винительный падеж) - Я не вижу дома (родительный падеж).
- Он купил машину (винительный падеж) - Он не купил машины (родительный падеж).
Также родительный падеж может указывать на часть целого:
- Я съел яблоко (целиком) - Я съел яблока (часть).
От переходных глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени: прочитанная книга, вымытое окно, покрашенный забор.
Непереходные глаголы и их признаки
Непереходные глаголы обозначают действия, которые сами по себе не переходят на объект. Такие глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения в винительном падеже без предлога.
Например:
- девочка идет (что делает? - идет)
- он работает (что делает? - работает)
- друзья смеются (что делают? - смеются)
К непереходным глаголам относятся:
- глаголы движения: бежать, плыть, лететь;
- глаголы состояния: спать, болеть, думать;
- возвратные глаголы: умываться, одеваться.
Непереходные глаголы могут сочетаться:
- с существительными в косвенных падежах: надеяться на победу, добиться успеха;
- с наречиями: гулять долго, говорить громко;
- с инфинитивом: любить петь, стремиться учиться.
Как определить переходность глагола
Переходные глаголы что такое? - часто задаваемый вопрос. Для определения переходности/непереходности глагола можно использовать следующий алгоритм:
- Найти глагол в предложении.
- Поставить к глаголу вопрос "что делать?" - это будет обозначать само действие.
- Посмотреть, есть ли при глаголе существительное или местоимение в винительном падеже без предлога. Если есть - глагол переходный. Если нет - глагол непереходный.
Рассмотрим примеры:
- Брат читает книгу. Что делает брат? - читает. Книга - существительное в винительном падеже. Значит, глагол "читает" переходный.
- Девочка поет. Что делает девочка? - поет. Существительное в винительном падеже отсутствует. Значит, "поет" - непереходный глагол.
Важно помнить, что переходность/непереходность зависит от конкретного лексического значения. Один и тот же глагол может быть и переходным, и непереходным:
- Он ведет машину (переходный) - Он ведет здоровый образ жизни (непереходный).
- Лектор читает лекцию (переходный) - Студент читает в библиотеке (непереходный).
Частой ошибкой является путаница прямого дополнения и обстоятельства. Например:
- Мальчик писал в тетради (обстоятельство).
- Мальчик писал письмо (прямое дополнение).
В первом случае "в тетради" - это обстоятельство места, а "письмо" - объект действия.
Переходные/непереходные глаголы в тексте
Правильное использование переходных и непереходных глаголов важно в любом тексте - от школьного сочинения до деловых бумаг и художественной литературы.
В художественном стиле переходные глаголы позволяют точно обозначить действие и его объект, создать яркие образы:
Ветер треплет волосы девушки и рвет на куски облака (И. Бунин).
Непереходные глаголы подчеркивают состояние, настроение:
Солнце медленно всходит из-за горизонта и заливает багрянцем небо (И. Тургенев).
В деловой и научной речи предпочтительны переходные глаголы, поскольку они точно называют действие и результат:
Комиссия рассмотрела жалобу и приняла решение в пользу заявителя.
Непереходные глаголы в таких текстах чаще являются стилистической ошибкой:
На совещании обсудили этот вопрос.
Лучше: На совещании обсудили решение этого вопроса.
Таким образом, выбор между переходными и непереходными глаголами зависит от стиля текста и его целей.
Практические советы по теме
Чтобы на практике научиться правильно определять переходность и непереходность глаголов, рекомендуются следующие упражнения:
- Взять текст и выделить в нем все глаголы.
- К каждому глаголу поставить вопрос "что делать?".
- Определить, есть ли при глаголе прямое дополнение в винительном падеже без предлога.
- Если есть - глагол переходный, если нет - непереходный.
- Проверить себя по правилам и примерам в этой статье.
Также полезно составлять предложения самостоятельно:
- Взять непереходный глагол и придумать к нему прямое дополнение, чтобы получился переходный глагол.
- И наоборот - к переходному глаголу придумать контекст, в котором он станет непереходным.
Например:
- Он спит (непереходный) - Он спит сладкий сон (переходный).
- Она пишет письмо (переходный) - Она пишет в своей комнате (непереходный).
Рекомендации по использованию переходных и непереходных глаголов
Чтобы улучшить стиль текста, предлагаются следующие рекомендации по работе с переходными и непереходными глаголами:
- В деловой и научной речи использовать преимущественно переходные глаголы.
- В художественных текстах сочетать переходные и непереходные глаголы.
- Непереходные глаголы уместны для описания эмоций, состояний, атмосферы.
- Избегать скопления непереходных глаголов без объектов действия.
- Следить за лексической сочетаемостью глаголов с существительными.
Правильное чередование переходных и непереходных глаголов делает текст живым, динамичным и интересным для читателя.
Ответы на частые вопросы
Рассмотрим наиболее часто задаваемые вопросы по теме переходных и непереходных глаголов.
Вопрос: Можно ли считать глаголы движения переходными?
Ответ: Глаголы движения (идти, бежать, лететь) относятся к непереходным, так как не переходят на объект. Исключением являются возвратные глаголы типа "нести", "везти".
Вопрос: Всегда ли возвратные глаголы являются непереходными?
Ответ: Да, возвратные глаголы на "-ся" всегда непереходные, потому что возвратность уже указывает, что действие направлено на самого себя.
Вопрос: Можно ли определить переходность глагола только по словарю?
Ответ: Нет, в словаре обычно дается общее лексическое значение. Чтобы точно определить переходность, нужен контекст.
Полезные ресурсы
Для более глубокого изучения темы переходности глаголов рекомендуются следующие ресурсы:
- Грамматика-80. Переходные и непереходные глаголы
- Русский язык. Полный справочник под ред. Панова
- Словарь глагольных форм русского языка
- Лекции и видеоуроки по сайтам "Русский язык" и "Грамота.ру"
Использование этих материалов в комплексе поможет надежно усвоить тему и избежать ошибок при работе с переходными и непереходными глаголами в русском языке.