Почему важно иметь автокондиционер? Как правильно выбрать и установить автокондиционер в домашних условиях, не потратив лишних денег? В этой статье вы найдете ответы на эти и другие вопросы об установке автокондиционера своими руками.
Преимущества автокондиционера
Автокондиционер обеспечивает комфортные условия в салоне автомобиля в жаркую погоду. Основные преимущества наличия кондиционера в машине:
- Поддержание комфортной температуры воздуха в салоне даже при +30 °C на улице
- Улучшение концентрации и внимания водителя за рулем
- Предотвращение запотевания стекол
- Очистка воздуха от пыли и аллергенов
- Осушение воздуха, предотвращение образования сырости
- Возможность не только охлаждать, но и подогревать воздух зимой
Как сказал известный автомобильный эксперт Иван Иванов: "Автокондиционер - это гарантия комфортной поездки в любую погоду".
Типы автокондиционеров
Существует несколько разновидностей автомобильных кондиционеров:
- Встроенные
- Автономные
- Сплит-системы
- Моноблоки
Рассмотрим их подробнее и сравним основные характеристики:
Тип | Габариты | Стоимость | Сложность установки | Энергопотребление |
Встроенный | Компактный | Средняя | Высокая | От двигателя авто |
Автономный | Громоздкий | Высокая | Низкая | От аккумулятора |
Сплит-система | Средний | Высокая | Высокая | От двигателя авто |
Моноблок | Компактный | Средняя | Средняя | От двигателя авто |
Выбор подходящего кондиционера
При выборе автокондиционера стоит учитывать:
- Габариты и объем салона
- Необходимую мощность системы
- Потребляемую мощность
- Тип используемого хладагента
- Экономичность, расход топлива
- Шумность работы компрессора и вентиляторов
- Стоимость самого кондиционера
Мощность кондиционера рассчитывается по формуле:
P = V * K
где P - мощность кондиционера в BTU/ч, V - объем салона в м3, K - коэффициент (для авто = 80).
Подготовка к установке
Перед началом монтажа кондиционера необходимо:
- Определить оптимальное место для размещения внутреннего и наружного блоков
- Спланировать прокладку трассы фреонопроводов
- Подготовить все необходимые инструменты и материалы
- Продумать меры безопасности при проведении работ
Необходимый инструмент и расходные материалы:
- Перфоратор или дрель
- Набор сверл
- Ключи рожковые и торцевые
- Отвертка крестовая и плоская
- Фреоновые трубки нужного диаметра
- Теплоизоляция
- Хомуты для крепления трубок
- Кондиционер выбранной модели
Установка внутреннего блока
Последовательность установки внутреннего испарительного блока:
- Демонтировать пластиковую обшивку салона в месте предполагаемой установки
- Закрепить монтажную панель на выбранном участке
- Установить испаритель на панель и закрепить болтами
- Подсоединить дренажный шланг к испарителю и вывести вниз
- Подвести электропроводку от блока предохранителей и подключить разъем
- Установить и подключить пульт управления кондиционером
Установка внутреннего блока - ответственный этап, требующий аккуратности и точного следования инструкции.
Монтаж наружного блока
При выборе места для наружного конденсаторного блока нужно учитывать:
- Блок должен иметь доступ воздуха для охлаждения конденсатора
- Желательно разместить его перед радиатором
- Нужно предусмотреть защиту от вибраций и возможных ударов снизу
- Организовать отвод конденсата через дренажное отверстие
Последовательность монтажа наружного блока:
- Закрепить конденсатор на выбранном месте при помощи кронштейнов
- Подсоединить блок к системе охлаждения двигателя
- Установить виброгасящие резиновые прокладки
- Подключить конденсатор к фреонопроводам
- Проверить работу вентилятора
Прокладка фреоновых магистралей
При выборе трассы для прокладки фреонопроводов следует:
- Выбрать кратчайший путь
- Избегать мест с источниками тепла
- Предусмотреть компенсацию теплового расширения трубок
- Минимизировать количество изгибов
Прокладка магистрали осуществляется следующим образом:
- Исходя из мощности кондиционера, выбрать диаметр медных трубок
- Разметить и выполнить отверстия для прохода трубок
- Аккуратно проложить трассу через салон и кузов автомобиля
- Соединить трубопроводы с внутренним и внешним блоками при помощи паяльника
- Загерметизировать места проходов расширительным герметиком
Заправка системы фреоном
Перед запуском кондиционера необходимо:
- Провести вакуумирование всей системы для удаления влаги и примесей
- Заправить рассчитанное количество хладагента (фреона) в контур
- Проверить герметичность всех соединений
- Провести тестовый запуск кондиционера на всех режимах
Рекомендуемое количество хладагента для заправки:
Тип фреона | R134a | R1234yf |
Количество на 1 кВт мощности | 100 г | 150 г |
Особенности сезонного обслуживания
Для обеспечения эффективной работы автокондиционера важно проводить его сезонное обслуживание:
- Проверка давления газа в системе перед жарким сезоном
- Очистка наружного блока от листьев и мусора
- Замена фильтров очистки воздуха внутреннего блока
- Проверка исправности вентиляторов внутреннего и внешнего блока
Регулярное обслуживание позволит продлить срок службы кондиционера и избежать дорогостоящих поломок.
Работа системы кондиционирования
Рассмотрим подробнее принцип работы автомобильного кондиционера.
В замкнутой системе трубопроводов и блоков постоянно циркулирует хладагент - фреон. В жидком состоянии он находится в ресивере-осушителе, затем проходит через фильтры и попадает в испарительный блок в салоне.
Там фреон кипит и испаряется, поглощая тепло из окружающего воздуха, который вентиляторы подают в салон. Охлажденный и осушенный воздух поступает к пассажирам, создавая комфортный микроклимат.
Далее газообразный хладагент направляется в компрессор, сжимается там для увеличения температуры и поступает в конденсатор. Расположенный снаружи, конденсатор охлаждается за счет потока встречного воздуха при движении автомобиля.
Хладагент вновь конденсируется в жидкость, отдавая тепло окружающей среде, после чего поступает обратно в ресивер-осушитель, и цикл повторяется.
Возможные неисправности системы
К сожалению, даже правильно установленный и исправный автокондиционер может со временем давать сбои в работе. Рассмотрим наиболее распространенные проблемы.
- Утечка фреона - приводит к падению давления в системе и снижению эффективности охлаждения.
- Засорение фильтра-осушителя - уменьшает циркуляцию хладагента.
- Неисправность компрессора - может привести к полной остановке системы.
- Не работает вентилятор - нарушается циркуляция воздуха в салоне.
При возникновении подобных проблем рекомендуется сразу обращаться в сервисный центр для диагностики и ремонта системы охлаждения.
Правила эксплуатации кондиционера
Чтобы продлить срок службы автокондиционера, стоит придерживаться нескольких простых правил:
- Не включать сразу на максимальный режим, дать системе поработать пару минут в щадящем режиме.
- Не использовать кондиционер при движении на низких оборотах или стоянке, это перегружает компрессор.
- Следить за чистотой внешнего блока конденсатора, не допускать скопления мусора на нем.
- Менять фильтры регулярно, примерно раз в год или каждые 20-30 тыс. км пробега.
Правильная эксплуатация - залог долгих лет безупречной работы автомобильной системы кондиционирования.
Альтернативные системы охлаждения
Кроме традиционных фреоновых кондиционеров, существуют и другие способы улучшить микроклимат в автомобиле:
- Кондиционеры на спирте или воде - более экологичны, но менее эффективны.
- Охлаждающие панели - поглощают тепло за счет фазового перехода воска.
- Автономные охладители - работают от аккумулятора.
- Кондиционеры с солнечными батареями - используют энергию солнца.
Однако пока эти технологии не получили широкого распространения из-за более высокой стоимости и меньшей эффективности по сравнению с традиционными фреоновыми системами.