Автокондиционер: установка своими руками

Почему важно иметь автокондиционер? Как правильно выбрать и установить автокондиционер в домашних условиях, не потратив лишних денег? В этой статье вы найдете ответы на эти и другие вопросы об установке автокондиционера своими руками.

Портрет молодого автомеханика с инструментами

Преимущества автокондиционера

Автокондиционер обеспечивает комфортные условия в салоне автомобиля в жаркую погоду. Основные преимущества наличия кондиционера в машине:

  • Поддержание комфортной температуры воздуха в салоне даже при +30 °C на улице
  • Улучшение концентрации и внимания водителя за рулем
  • Предотвращение запотевания стекол
  • Очистка воздуха от пыли и аллергенов
  • Осушение воздуха, предотвращение образования сырости
  • Возможность не только охлаждать, но и подогревать воздух зимой

Как сказал известный автомобильный эксперт Иван Иванов: "Автокондиционер - это гарантия комфортной поездки в любую погоду".

Типы автокондиционеров

Существует несколько разновидностей автомобильных кондиционеров:

  • Встроенные
  • Автономные
  • Сплит-системы
  • Моноблоки

Рассмотрим их подробнее и сравним основные характеристики:

Тип Габариты Стоимость Сложность установки Энергопотребление
Встроенный Компактный Средняя Высокая От двигателя авто
Автономный Громоздкий Высокая Низкая От аккумулятора
Сплит-система Средний Высокая Высокая От двигателя авто
Моноблок Компактный Средняя Средняя От двигателя авто
Вид сверху на двигатель автомобиля с компрессором кондиционера

Выбор подходящего кондиционера

При выборе автокондиционера стоит учитывать:

  • Габариты и объем салона
  • Необходимую мощность системы
  • Потребляемую мощность
  • Тип используемого хладагента
  • Экономичность, расход топлива
  • Шумность работы компрессора и вентиляторов
  • Стоимость самого кондиционера

Мощность кондиционера рассчитывается по формуле:

P = V * K

где P - мощность кондиционера в BTU/ч, V - объем салона в м3, K - коэффициент (для авто = 80).

Подготовка к установке

Перед началом монтажа кондиционера необходимо:

  • Определить оптимальное место для размещения внутреннего и наружного блоков
  • Спланировать прокладку трассы фреонопроводов
  • Подготовить все необходимые инструменты и материалы
  • Продумать меры безопасности при проведении работ

Необходимый инструмент и расходные материалы:

  • Перфоратор или дрель
  • Набор сверл
  • Ключи рожковые и торцевые
  • Отвертка крестовая и плоская
  • Фреоновые трубки нужного диаметра
  • Теплоизоляция
  • Хомуты для крепления трубок
  • Кондиционер выбранной модели

Установка внутреннего блока

Последовательность установки внутреннего испарительного блока:

  1. Демонтировать пластиковую обшивку салона в месте предполагаемой установки
  2. Закрепить монтажную панель на выбранном участке
  3. Установить испаритель на панель и закрепить болтами
  4. Подсоединить дренажный шланг к испарителю и вывести вниз
  5. Подвести электропроводку от блока предохранителей и подключить разъем
  6. Установить и подключить пульт управления кондиционером

Установка внутреннего блока - ответственный этап, требующий аккуратности и точного следования инструкции.

Монтаж наружного блока

При выборе места для наружного конденсаторного блока нужно учитывать:

  • Блок должен иметь доступ воздуха для охлаждения конденсатора
  • Желательно разместить его перед радиатором
  • Нужно предусмотреть защиту от вибраций и возможных ударов снизу
  • Организовать отвод конденсата через дренажное отверстие

Последовательность монтажа наружного блока:

  1. Закрепить конденсатор на выбранном месте при помощи кронштейнов
  2. Подсоединить блок к системе охлаждения двигателя
  3. Установить виброгасящие резиновые прокладки
  4. Подключить конденсатор к фреонопроводам
  5. Проверить работу вентилятора

Прокладка фреоновых магистралей

При выборе трассы для прокладки фреонопроводов следует:

  • Выбрать кратчайший путь
  • Избегать мест с источниками тепла
  • Предусмотреть компенсацию теплового расширения трубок
  • Минимизировать количество изгибов

Прокладка магистрали осуществляется следующим образом:

  1. Исходя из мощности кондиционера, выбрать диаметр медных трубок
  2. Разметить и выполнить отверстия для прохода трубок
  3. Аккуратно проложить трассу через салон и кузов автомобиля
  4. Соединить трубопроводы с внутренним и внешним блоками при помощи паяльника
  5. Загерметизировать места проходов расширительным герметиком

Заправка системы фреоном

Перед запуском кондиционера необходимо:

  1. Провести вакуумирование всей системы для удаления влаги и примесей
  2. Заправить рассчитанное количество хладагента (фреона) в контур
  3. Проверить герметичность всех соединений
  4. Провести тестовый запуск кондиционера на всех режимах

Рекомендуемое количество хладагента для заправки:

Тип фреона R134a R1234yf
Количество на 1 кВт мощности 100 г 150 г

Особенности сезонного обслуживания

Для обеспечения эффективной работы автокондиционера важно проводить его сезонное обслуживание:

  • Проверка давления газа в системе перед жарким сезоном
  • Очистка наружного блока от листьев и мусора
  • Замена фильтров очистки воздуха внутреннего блока
  • Проверка исправности вентиляторов внутреннего и внешнего блока

Регулярное обслуживание позволит продлить срок службы кондиционера и избежать дорогостоящих поломок.

Работа системы кондиционирования

Рассмотрим подробнее принцип работы автомобильного кондиционера.

В замкнутой системе трубопроводов и блоков постоянно циркулирует хладагент - фреон. В жидком состоянии он находится в ресивере-осушителе, затем проходит через фильтры и попадает в испарительный блок в салоне.

Там фреон кипит и испаряется, поглощая тепло из окружающего воздуха, который вентиляторы подают в салон. Охлажденный и осушенный воздух поступает к пассажирам, создавая комфортный микроклимат.

Далее газообразный хладагент направляется в компрессор, сжимается там для увеличения температуры и поступает в конденсатор. Расположенный снаружи, конденсатор охлаждается за счет потока встречного воздуха при движении автомобиля.

Хладагент вновь конденсируется в жидкость, отдавая тепло окружающей среде, после чего поступает обратно в ресивер-осушитель, и цикл повторяется.

Возможные неисправности системы

К сожалению, даже правильно установленный и исправный автокондиционер может со временем давать сбои в работе. Рассмотрим наиболее распространенные проблемы.

  • Утечка фреона - приводит к падению давления в системе и снижению эффективности охлаждения.
  • Засорение фильтра-осушителя - уменьшает циркуляцию хладагента.
  • Неисправность компрессора - может привести к полной остановке системы.
  • Не работает вентилятор - нарушается циркуляция воздуха в салоне.

При возникновении подобных проблем рекомендуется сразу обращаться в сервисный центр для диагностики и ремонта системы охлаждения.

Правила эксплуатации кондиционера

Чтобы продлить срок службы автокондиционера, стоит придерживаться нескольких простых правил:

  • Не включать сразу на максимальный режим, дать системе поработать пару минут в щадящем режиме.
  • Не использовать кондиционер при движении на низких оборотах или стоянке, это перегружает компрессор.
  • Следить за чистотой внешнего блока конденсатора, не допускать скопления мусора на нем.
  • Менять фильтры регулярно, примерно раз в год или каждые 20-30 тыс. км пробега.

Правильная эксплуатация - залог долгих лет безупречной работы автомобильной системы кондиционирования.

Альтернативные системы охлаждения

Кроме традиционных фреоновых кондиционеров, существуют и другие способы улучшить микроклимат в автомобиле:

  • Кондиционеры на спирте или воде - более экологичны, но менее эффективны.
  • Охлаждающие панели - поглощают тепло за счет фазового перехода воска.
  • Автономные охладители - работают от аккумулятора.
  • Кондиционеры с солнечными батареями - используют энергию солнца.

Однако пока эти технологии не получили широкого распространения из-за более высокой стоимости и меньшей эффективности по сравнению с традиционными фреоновыми системами.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Непонятно одно, зачем перфоратор для установки кондиционера ???
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.