Карбюратор - это устройство с более чем вековой историей. До недавнего времени он был неотъемлемой частью любого автомобиля. Давайте разберемся, как выглядит этот механизм изнутри и почему он был вытеснен более современными системами.
История создания карбюратора
Карбюратор был изобретен в 1826 году Сэмюэлем Мореем. Однако широкое распространение это устройство получило только в конце XIX века, когда появились первые автомобили.
Первыми автопроизводителями, которые начали устанавливать карбюраторы на свои машины, были Готтлиб Даймлер, Карл Бенц и Вильгельм Майбах. Это позволило перейти с дорогого газового топлива на более дешевый бензин.
За годы использования карбюратора в автомобилях были разработаны три его основные разновидности:
- Мембранно-игольчатые
- Барботажные
- Поплавковые
Наибольшее распространение в XX веке получили поплавковые карбюраторы. Именно они устанавливались на отечественные автомобили вплоть до 1990-х годов.
Назначение карбюратора в автомобиле
Карбюратор необходим для обеспечения нормальной работы двигателя внутреннего сгорания. Его основные задачи:
- Подача топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя
- Смешивание воздуха и топлива в нужной пропорции
- Регулирование состава топливовоздушной смеси
Карбюратор работает следующим образом:
- Забирает воздух и топливо из бака в нужных пропорциях
- Смешивает их, образуя легковоспламеняющуюся смесь
- Подает эту смесь в цилиндры двигателя через впускной коллектор
Благодаря этому при искровом зажигании происходит взрывная вспышка в цилиндре, заставляющая двигаться поршень и вращать коленвал.
Устройство и принцип действия
Рассмотрим устройство и принцип работы карбюратора на примере распространенной модели ВАЗ-2105.
Конструктивно карбюратор состоит из двух основных камер:
- Поплавковая камера, в которой находится топливо
- Смесительная камера, где происходит смешивание с воздухом
Из поплавковой камеры топливо поступает в смесительную через специальные дозирующие отверстия - жиклеры. Поплавок регулирует уровень топлива.
В смесительной камере находится диффузор - элемент, разрежающий воздух. За счет разницы давлений топливо затягивается в камеру и распыляется струей воздуха.
Так образуется горючая смесь, поступающая в цилиндры через распылитель. Подачу смеси регулирует дроссельная заслонка, соединенная с педалью газа.
Таким образом, карбюратор выполняет две основные функции: дозирование и распыление топлива для смешивания его с воздухом перед подачей в двигатель.
Рассмотрим более подробно процесс смешивания топлива и воздуха в карбюраторе.
- Воздух поступает через воздушный фильтр и дроссельную заслонку в смесительную камеру.
- Диффузор ускоряет поток воздуха, создавая разрежение.
- Через жиклер топливо затягивается в камеру.
- Топливо распыляется струей воздуха на мельчайшие капли.
- Капли топлива смешиваются с воздухом, образуя горючую смесь.
- Смесь подается в цилиндры через распылитель и впускной коллектор.
Такая конструкция позволяет автоматически регулировать состав смеси в зависимости от режима работы двигателя.

Виды карбюраторов
Существует несколько разновидностей карбюраторов, отличающихся конструкцией и принципом работы.
По количеству камер
По количеству камер различают:
- Однокамерные карбюраторы - самые простые и компактные.
- Двухкамерные - используются на более мощных двигателях.
- Многокамерные - до 4-6 камер, для спортивных автомобилей.
По типу камер
По типу камер бывают:
- Поплавковые - самые распространенные.
- Мембранные - более компактные.
- Барботажные - устаревшие, для мотоциклов.
По способу управления
По способу управления:
- Механические карбюраторы - с ручной регулировкой.
- Электронные - с электронным блоком управления.
Наиболее совершенные электронные карбюраторы стали промежуточным звеном перед переходом на инжектор.
Особенности регулировки
Регулировка карбюратора нужна для:
- Обеспечения оптимального состава топливовоздушной смеси
- Настройки параметров работы двигателя
- Компенсации износа деталей со временем
Регулировке подлежат следующие элементы:
- Винт холостого хода
- Главный дозирующий жиклер
- Воздушная и дроссельная заслонки
- Уровень топлива в поплавковой камере
Порядок регулировки карбюратора:
- Прогреваем двигатель до рабочей температуры
- Подворачиваем винт холостого хода до устойчивых оборотов
- Регулируем состав смеси на режимах разгона
- Проверяем переход на холостой ход
- Тестируем на разных режимах и доводим до оптимума
При регулировке важно соблюдать осторожность и постепенность, контролируя параметры двигателя.

Как выглядит современный карбюратор
Современные карбюраторы отличаются компактным дизайном и эргономичностью.
Корпус выполнен из легких сплавов, часто алюминиевых. Форма корпуса обтекаемая, плавные линии.
Элементы управления и регулировки выведены наружу. Рычаги и рукоятки удобно расположены.
Внутри находятся диффузоры, жиклеры, воздушные заслонки. Все выполнено максимально функционально.
Таким образом, современный карбюратор выглядит довольно элегантно и эргономично.
Исторические модели карбюраторов
За долгую историю было создано множество образцов карбюраторов.
Одна из первых моделей - карбюратор Майбаха для моторов Мерседес. Отличался простотой и надежностью.
Легендарный Solex dissolution - основа топливной системы "Жука".
Карбюраторы Weber использовались на многих спортивных автомобилях.
Отечественные модели К-126 и "Озон" ставились на ВАЗ и ГАЗ.
Каждый из этих карбюраторов оставил свой след в истории.
Как определить неисправности карбюратора
Чтобы вовремя обнаружить неполадки в работе карбюратора, нужно знать основные признаки:
- Двигатель глохнет на холостом ходу
- Повышенный расход топлива
- Трудности с запуском двигателя
- Неравномерная работа на разных оборотах
- Потеря мощности и "пробуксовка"
При появлении таких симптомов стоит проверить карбюратор.
Диагностика визуальным осмотром
Проверить карбюратор можно визуально:
- Осмотреть корпус на трещины, подтеки топлива
- Проверить крепления, шланги, провода
- Оценить цвет и состав свечей
- Обнаружить загрязнения воздушного фильтра
Диагностика с помощью тестера
Для более точной диагностики используется тестер:
- Проверка компрессии в цилиндрах
- Замер разряжения во впускном коллекторе
- Анализ состава отработавших газов
Диагностика в сервисе
Точную диагностику проводят в специализированном сервисе:
- Проверка расхода воздуха
- Замер давления и расхода топлива
- Стендовые испытания карбюратора
- Диагностика с помощью диагностического сканера
Типичные неисправности карбюратора
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся проблемы в карбюраторах:
- Загрязнение жиклеров или диффузоров
- Утечки в поплавковой камере
- Заклинивание иглы поплавка
- Износ уплотнений и мембран
- Засорение воздушных и топливных каналов
Причины неполадок могут быть связаны с загрязнением, механическими повреждениями, износом деталей.
Способы устранения неисправностей карбюратора
Рассмотрим основные способы устранения типичных неисправностей карбюратора.
Чистка карбюратора
Чистка поможет решить такие проблемы:
- Загрязнение жиклеров
- Засорение воздушных и топливных каналов
- Нагар на диффузоре
Для чистки используют специальные промывочные жидкости, которые прокачивают через карбюратор.
Регулировка элементов
Регулировка нужна при:
- Неправильной работе на холостом ходу
- Перебоях на разных оборотах
- Обедненной или переобогащенной смеси
Регулируют винт холостого хода, жиклеры, зазоры в заслонках.
Замена деталей
Требуется при:
- Износе поплавка, иглы, мембран
- Трещинах или разрывах диафрагм
- Повреждении жиклеров
Возможна замена отдельных деталей или полная разборка с установкой всех новых.
Промывка топливной системы
Помогает, если проблема в:
- Загрязненном топливном фильтре
- Отложениях в топливных магистралях
Промывку системы делают специальными препаратами.
Регулярное обслуживание карбюратора
Для предотвращения проблем рекомендуется:
- Периодически чистить карбюратор и фильтры.
- Менять топливо, фильтры, масло по регламенту.
- Проверять герметичность, отсутствие подтеков.
- Следить за качеством бензина, не допускать загрязнений.
Регулярное обслуживание - залог долгой безопасной работы карбюратора.