Как выглядит карбюратор: подробно о внутреннем устройстве

Карбюратор - это устройство с более чем вековой историей. До недавнего времени он был неотъемлемой частью любого автомобиля. Давайте разберемся, как выглядит этот механизм изнутри и почему он был вытеснен более современными системами.

История создания карбюратора

Карбюратор был изобретен в 1826 году Сэмюэлем Мореем. Однако широкое распространение это устройство получило только в конце XIX века, когда появились первые автомобили.

Первыми автопроизводителями, которые начали устанавливать карбюраторы на свои машины, были Готтлиб Даймлер, Карл Бенц и Вильгельм Майбах. Это позволило перейти с дорогого газового топлива на более дешевый бензин.

За годы использования карбюратора в автомобилях были разработаны три его основные разновидности:

  • Мембранно-игольчатые
  • Барботажные
  • Поплавковые

Наибольшее распространение в XX веке получили поплавковые карбюраторы. Именно они устанавливались на отечественные автомобили вплоть до 1990-х годов.

Назначение карбюратора в автомобиле

Карбюратор необходим для обеспечения нормальной работы двигателя внутреннего сгорания. Его основные задачи:

  1. Подача топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя
  2. Смешивание воздуха и топлива в нужной пропорции
  3. Регулирование состава топливовоздушной смеси

Карбюратор работает следующим образом:

  1. Забирает воздух и топливо из бака в нужных пропорциях
  2. Смешивает их, образуя легковоспламеняющуюся смесь
  3. Подает эту смесь в цилиндры двигателя через впускной коллектор

Благодаря этому при искровом зажигании происходит взрывная вспышка в цилиндре, заставляющая двигаться поршень и вращать коленвал.

Устройство и принцип действия

Рассмотрим устройство и принцип работы карбюратора на примере распространенной модели ВАЗ-2105.

Конструктивно карбюратор состоит из двух основных камер:

  • Поплавковая камера, в которой находится топливо
  • Смесительная камера, где происходит смешивание с воздухом

Из поплавковой камеры топливо поступает в смесительную через специальные дозирующие отверстия - жиклеры. Поплавок регулирует уровень топлива.

В смесительной камере находится диффузор - элемент, разрежающий воздух. За счет разницы давлений топливо затягивается в камеру и распыляется струей воздуха.

Так образуется горючая смесь, поступающая в цилиндры через распылитель. Подачу смеси регулирует дроссельная заслонка, соединенная с педалью газа.

Таким образом, карбюратор выполняет две основные функции: дозирование и распыление топлива для смешивания его с воздухом перед подачей в двигатель.

Рассмотрим более подробно процесс смешивания топлива и воздуха в карбюраторе.

  1. Воздух поступает через воздушный фильтр и дроссельную заслонку в смесительную камеру.
  2. Диффузор ускоряет поток воздуха, создавая разрежение.
  3. Через жиклер топливо затягивается в камеру.
  4. Топливо распыляется струей воздуха на мельчайшие капли.
  5. Капли топлива смешиваются с воздухом, образуя горючую смесь.
  6. Смесь подается в цилиндры через распылитель и впускной коллектор.

Такая конструкция позволяет автоматически регулировать состав смеси в зависимости от режима работы двигателя.

Механик регулирует карбюратор

Виды карбюраторов

Существует несколько разновидностей карбюраторов, отличающихся конструкцией и принципом работы.

По количеству камер

По количеству камер различают:

  • Однокамерные карбюраторы - самые простые и компактные.
  • Двухкамерные - используются на более мощных двигателях.
  • Многокамерные - до 4-6 камер, для спортивных автомобилей.

По типу камер

По типу камер бывают:

  • Поплавковые - самые распространенные.
  • Мембранные - более компактные.
  • Барботажные - устаревшие, для мотоциклов.

По способу управления

По способу управления:

  • Механические карбюраторы - с ручной регулировкой.
  • Электронные - с электронным блоком управления.

Наиболее совершенные электронные карбюраторы стали промежуточным звеном перед переходом на инжектор.

Особенности регулировки

Регулировка карбюратора нужна для:

  • Обеспечения оптимального состава топливовоздушной смеси
  • Настройки параметров работы двигателя
  • Компенсации износа деталей со временем

Регулировке подлежат следующие элементы:

  1. Винт холостого хода
  2. Главный дозирующий жиклер
  3. Воздушная и дроссельная заслонки
  4. Уровень топлива в поплавковой камере

Порядок регулировки карбюратора:

  1. Прогреваем двигатель до рабочей температуры
  2. Подворачиваем винт холостого хода до устойчивых оборотов
  3. Регулируем состав смеси на режимах разгона
  4. Проверяем переход на холостой ход
  5. Тестируем на разных режимах и доводим до оптимума

При регулировке важно соблюдать осторожность и постепенность, контролируя параметры двигателя.

Машина с карбюратором на закате

Как выглядит современный карбюратор

Современные карбюраторы отличаются компактным дизайном и эргономичностью.

Корпус выполнен из легких сплавов, часто алюминиевых. Форма корпуса обтекаемая, плавные линии.

Элементы управления и регулировки выведены наружу. Рычаги и рукоятки удобно расположены.

Внутри находятся диффузоры, жиклеры, воздушные заслонки. Все выполнено максимально функционально.

Таким образом, современный карбюратор выглядит довольно элегантно и эргономично.

Исторические модели карбюраторов

За долгую историю было создано множество образцов карбюраторов.

Одна из первых моделей - карбюратор Майбаха для моторов Мерседес. Отличался простотой и надежностью.

Легендарный Solex dissolution - основа топливной системы "Жука".

Карбюраторы Weber использовались на многих спортивных автомобилях.

Отечественные модели К-126 и "Озон" ставились на ВАЗ и ГАЗ.

Каждый из этих карбюраторов оставил свой след в истории.

Как определить неисправности карбюратора

Чтобы вовремя обнаружить неполадки в работе карбюратора, нужно знать основные признаки:

  • Двигатель глохнет на холостом ходу
  • Повышенный расход топлива
  • Трудности с запуском двигателя
  • Неравномерная работа на разных оборотах
  • Потеря мощности и "пробуксовка"

При появлении таких симптомов стоит проверить карбюратор.

Диагностика визуальным осмотром

Проверить карбюратор можно визуально:

  1. Осмотреть корпус на трещины, подтеки топлива
  2. Проверить крепления, шланги, провода
  3. Оценить цвет и состав свечей
  4. Обнаружить загрязнения воздушного фильтра

Диагностика с помощью тестера

Для более точной диагностики используется тестер:

  • Проверка компрессии в цилиндрах
  • Замер разряжения во впускном коллекторе
  • Анализ состава отработавших газов

Диагностика в сервисе

Точную диагностику проводят в специализированном сервисе:

  • Проверка расхода воздуха
  • Замер давления и расхода топлива
  • Стендовые испытания карбюратора
  • Диагностика с помощью диагностического сканера

Типичные неисправности карбюратора

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся проблемы в карбюраторах:

  • Загрязнение жиклеров или диффузоров
  • Утечки в поплавковой камере
  • Заклинивание иглы поплавка
  • Износ уплотнений и мембран
  • Засорение воздушных и топливных каналов

Причины неполадок могут быть связаны с загрязнением, механическими повреждениями, износом деталей.

Способы устранения неисправностей карбюратора

Рассмотрим основные способы устранения типичных неисправностей карбюратора.

Чистка карбюратора

Чистка поможет решить такие проблемы:

  • Загрязнение жиклеров
  • Засорение воздушных и топливных каналов
  • Нагар на диффузоре

Для чистки используют специальные промывочные жидкости, которые прокачивают через карбюратор.

Регулировка элементов

Регулировка нужна при:

  • Неправильной работе на холостом ходу
  • Перебоях на разных оборотах
  • Обедненной или переобогащенной смеси

Регулируют винт холостого хода, жиклеры, зазоры в заслонках.

Замена деталей

Требуется при:

  • Износе поплавка, иглы, мембран
  • Трещинах или разрывах диафрагм
  • Повреждении жиклеров

Возможна замена отдельных деталей или полная разборка с установкой всех новых.

Промывка топливной системы

Помогает, если проблема в:

  • Загрязненном топливном фильтре
  • Отложениях в топливных магистралях

Промывку системы делают специальными препаратами.

Регулярное обслуживание карбюратора

Для предотвращения проблем рекомендуется:

  • Периодически чистить карбюратор и фильтры.
  • Менять топливо, фильтры, масло по регламенту.
  • Проверять герметичность, отсутствие подтеков.
  • Следить за качеством бензина, не допускать загрязнений.

Регулярное обслуживание - залог долгой безопасной работы карбюратора.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.