Манеры и этикет - неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. От того, насколько грамотно мы ведем себя в обществе, зависит наше репутация и отношение окружающих. В этой статье мы разберем основные правила поведения в различных ситуациях, чтобы вы всегда оставались в глазах других достойным человеком.
1. Основы этикета в повседневной жизни
Первое, с чего стоит начать - это правила приветствия при встрече. Когда вы видите знакомого человека, обязательно улыбнитесь ему и поприветствуйте его по имени. Не стоит ограничиваться сухим «здравствуйте», лучше сказать: «Как я рад Вас видеть, Иван Петрович». Это покажет ваше уважение к человеку.
При разговоре с незнакомыми людьми также важно соблюдать определенные правила. Обращайтесь к человеку на «Вы», даже если он значительно младше вас. Интересуйтесь, как его зовут, чем он занимается. Люди любят рассказывать о себе. Не перебивайте собеседника, дайте ему высказаться. Манеры обязывают нас думать о других больше, чем о себе.
Осанка и походка также являются важной составляющей имиджа культурного человека. Старайтесь всегда держать спину прямо, не сутулиться. Двигайтесь размеренно, ставьте ногу на всю ступню. При ходьбе лучше придерживаться правой стороны.
В общественном транспорте не занимайте лишних мест, уступайте их пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам. Не разговаривайте громко по телефону, чтобы не мешать окружающим. При выходе из транспорта пропускайте вперед тех, кто стоит ближе к двери.
Если вам звонят по телефону, назовите свое имя, поприветствуйте собеседника. Говорите четко, не перебивайте говорящего. По окончании разговора поблагодарите человека за то, что он уделил вам время.
2. Поведение за столом
Правила этикета очень важны соблюдать во время приема пищи. Прежде всего, важна правильная рассадка гостей за столом. Хозяина дома всегда сажают во главе стола. Справа от него - самая почетная гостья, слева - почетный гость.
При использовании столовых приборов помните, что каждый из них предназначен для определенного блюда. Например, суп едят ложкой, а мясо - вилкой. Не подносите ко рту полную ложку еды, это неприлично. После еды аккуратно вытрите рот салфеткой. За столом не кладите локти, не разговаривайте с полным ртом, не чавкайте и не хрустите.
Особое внимание стоит уделить чаепитию. Чай наливают в чашки не более чем на три четверти. Пейте чай небольшими глотками, держа чашку за блюдце. Никогда не втягивайте чай с блюдца, это неприлично.
3. В гостях и на приемах
На вечеринках и приемах также важно придерживаться определенных правил поведения. Прежде всего, оденьтесь соответственно случаю - вечернее платье для дам и костюм для мужчин. При входе в помещение поприветствуйте хозяев.
Если вы пришли не с пустыми руками, вручите подарок, поблагодарив хозяев за приглашение. Открывать подарок в присутствии гостей неприлично. Лучше сделать это после ухода гостей.
Во время беседы на приеме интересуйтесь собеседником, задавайте открытые вопросы, поддерживайте разговор. Не стоит слишком долго общаться с одним человеком, лучше побеседовать со всеми присутствующими.
Если на приеме подаются закуски, ешьте их в меру, используя одноразовые тарелки и столовые приборы. Не пейте слишком много алкоголя, чтобы не опозориться.
4. Этикет в интернете
В наше время огромную роль в общении играет интернет. Однако и здесь важно придерживаться правил хорошего тона. Например, в социальных сетях и на форумах не стоит писать грубости, оскорблять собеседников, использовать ненормативную лексику. Лучше выражать свои мысли вежливо и корректно.
При переписке по электронной почте также важны правила этикета. Начинайте письмо с приветствия, обращайтесь к адресату по имени. Формулируйте свою просьбу или вопрос четко и лаконично. Завершайте письмо прощальной фразой и подписью.
В онлайн-играх тоже важно вести себя достойно. Не стоит оскорблять других игроков, если они допустили ошибку или вам что-то не понравилось. Лучше дать им совет и поддержать. Тогда игра будет приносить только положительные эмоции.
В чатах и мессенджерах стоит придерживаться простых правил вежливости: здороваться, прощаться, благодарить собеседника. Не пишите в чат то, что может обидеть других участников. Старайтесь вести себя максимально дружелюбно.
5. Этикет разных стран
Если вы едете в другую страну, обязательно ознакомьтесь с особенностями местного этикета. Например, в азиатских странах принято много кланяться, а в мусульманских - не подавать левую руку.
В европейских странах приняты довольно строгие правила поведения за столом: не класть локти на стол, есть с закрытым ртом, пользоваться столовыми приборами. В азиатских же странах едят палочками, зачерпывая ими пищу из общих блюд.
Формы приветствия и прощания тоже разнятся в зависимости от страны. Во Франции принято целоваться в щеку, в Японии кланяться, а в арабских странах женщины не подают руку мужчинам.
Подбирая подарки и сувениры для иностранцев, ориентируйтесь на их культуру и традиции. Например, в Индии не принято дарить предметы из кожи, а в мусульманских странах - изображения людей и животных.
6. Этикет в бизнесе
В деловой сфере правила поведения также имеют большое значение. При встрече с деловыми партнерами пунктуальность обязательна. Опоздание может быть расценено как неуважение.
На деловых переговорах вести себя нужно сдержанно, избегать резких движений и высказываний. Выслушивайте мнение оппонентов, не перебивайте. Ваша речь должна быть четкой и лаконичной.
При деловом общении с иностранцами учитывайте культурные различия. Например, в арабских странах принято многословно выражать уважение перед переговорами. А в США сразу переходят к делу.
Внешний вид также играет большую роль. Одевайтесь в классическом деловом стиле, избегайте вызывающих деталей. Для женщин предпочтительны строгие костюмы с юбкой или брюками и невысокие каблуки.
7. Этикет в медицинских учреждениях
Посещая больницу или поликлинику, вести себя нужно максимально тихо и спокойно, чтобы не беспокоить других пациентов. Не разговаривайте громко по телефону в коридоре, не шумите.
С врачами и медперсоналом общайтесь вежливо, не повышайте голос, даже если что-то вам не понравилось. Вы можете обсудить это спокойно после приема.
В очереди к врачу проявляйте терпение и не пытайтесь пройти без очереди, даже если вам очень нужно. Стоит уважать других людей.
При посещении пациентов в больнице не шумите, не сидите на кровати. Лучше поинтересоваться самочувствием, подбодрить человека, можно принести полезные продукты.