Подвижной состав автомобильного транспорта: классификация, правила учета, особенности выпуска на линию и обслуживание

Подвижной состав автомобильного транспорта - это не только грузовики и легковые автомобили. Это целый мир машин, от работы которых зависит комфорт и безопасность наших поездок. В этой статье мы разберемся в разных типах транспортных средств, узнаем правила их учета и особенности выпуска на линию. Рассмотрим, как обслуживать и ремонтировать подвижной состав, чтобы он бесперебойно функционировал.

Классификация подвижного состава автомобильного транспорта

Подвижной состав автомобильного транспорта классифицируется по нескольким признакам:

  • По назначению: грузовой; пассажирский; специальный.
  • По проходимости: ограниченной проходимости; повышенной проходимости; высокой проходимости.

Рассмотрим подробнее эти виды.

Грузовой подвижной состав

К грузовому подвижному составу относятся:

  • грузовые автомобили;
  • автомобили-тягачи;
  • прицепы и полуприцепы.

Грузовые автомобили в свою очередь подразделяются на:

  • автомобили общего назначения;
  • специализированные;
  • специальные.

Автомобили общего назначения предназначены для перевозки различных грузов в кузове. Специализированные - для перевозки определенных грузов (цистерны, рефрижераторы, самосвалы и др.). Специальные грузовые автомобили используются для выполнения нетранспортных работ (пожарные, коммунальные, ремонтные и др.).

Пассажирский подвижной состав

К пассажирскому подвижному составу относят:

  • легковые автомобили;
  • автобусы;
  • прицепы и полуприцепы для перевозки людей.

Легковые автомобили могут быть общего назначения или специального (милицейские, скорой помощи, такси).

Автобусы делятся на городские, междугородние, туристические, школьные и др. Также выпускают специальные автобусы (медицинские, лаборатории, мастерские).

Специальный подвижной состав

К специальному подвижному составу относят транспортные средства, предназначенные для выполнения определенных нетранспортных работ. Например:

  • пожарные автомобили;
  • автокраны;
  • автолаборатории;
  • передвижные электростанции;
  • и другие.

Они изготавливаются на базе автомобильных шасси и оборудуются специальными механизмами и устройствами.

По проходимости

По проходимости подвижной состав делится на:

  • Ограниченной проходимости - с одним ведущим мостом, могут двигаться по дорогам с твердым покрытием;
  • Повышенной проходимости - с двумя или тремя ведущими мостами, могут двигаться по грунтовым дорогам и вне дорог;
  • Высокой проходимости - с тремя и более ведущими мостами, могут преодолевать серьезные препятствия в условиях бездорожья.

Проходимость определяется колесной формулой - обозначением количества колес и количества ведущих колес. Например, формула 4x4 означает полный привод, а 6x6 - высокую проходимость.

Правила учета подвижного состава автомобильного транспорта

Учет подвижного состава автомобильного транспорта регламентируется следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон "О безопасности дорожного движения";
  • Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Госавтоинспекции МВД России;
  • Положение о паспортах транспортных средств;
  • Положение о порядке выдачи разрешений на допуск транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с этими документами, все транспортные средства, находящиеся на территории РФ, подлежат обязательной регистрации в органах Госавтоинспекции по месту жительства или месту нахождения владельца.

При постановке транспортного средства на учет ему присваивают государственный регистрационный знак, выдают свидетельство о регистрации, паспорт транспортного средства и регистрационные документы.

Снятие с учета происходит при продаже, сдаче на утилизацию, краже или полной утрате транспортного средства. При этом владелец обязан в 10-дневный срок сообщить об этом в Госавтоинспекцию и сдать все регистрационные документы.

Особенности учета касаются грузового транспорта. Его регистрируют по месту нахождения юридического лица или месту жительства индивидуального предпринимателя. Для грузовиков указывают разрешенную максимальную массу.

Особенности выпуска подвижного состава автомобильного транспорта на линию

Перед выездом на линию водитель и транспортное средство должны пройти необходимую подготовку:

  1. Водитель проходит предрейсовый медосмотр и инструктаж;
  2. Проводится предрейсовый технический осмотр подвижного состава;
  3. Оформляются путевой лист и другие документы;
  4. Проверяется соответствие транспортного средства требованиям безопасности (исправность систем управления, тормозов, световых приборов и др.).

Только после этого транспорт может быть выпущен на линию. В пути следования водитель контролирует техническое состояние подвижного состава. При возникновении неисправностей, угрожающих безопасности, транспортное средство должно быть незамедлительно удалено с линии.

Особое внимание уделяется состоянию ходовой части, тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации. Нормы допускаемого износа и повреждений этих элементов регламентированы Правилами проведения технического осмотра.

Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта

Для поддержания работоспособности и исправности подвижной состав автомобильного транспорта должен регулярно проходить техническое обслуживание и ремонт. Различают следующие виды:

  • ТО-1 - ежедневное техническое обслуживание;
  • ТО-2 - периодическое (после определенного пробега);
  • Текущий ремонт - при незначительных неисправностях;
  • Капитальный ремонт - замена изношенных деталей и агрегатов;
  • Средний ремонт - замена основных узлов.

Неисправности, возникающие в эксплуатации, могут быть связаны с двигателем, трансмиссией, ходовой частью, электрооборудованием, кузовом и системами.

Например, типичными неисправностями ДВС являются: повышенный расход масла, дымный выхлоп, неустойчивая работа на холостом ходу, падение мощности. Для их устранения может потребоваться регулировка клапанов, замена поршневых колец, прокладок, сальников.

Таким образом, своевременное проведение ТО и ремонта является обязательным условием обеспечения работоспособности и безопасной эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта.

Затінена автомагістраль, Автомеханік ремонтує авто, Гірська автодорога в тумані

Грузовой подвижной состав автомобильного транспорта

К грузовому подвижному составу относятся различные типы грузовых автомобилей и автопоездов.

Автомобили-самосвалы

Автомобили и автопоезда-самосвалы предназначены для перевозки сыпучих, полужидких и скальных грузов. Они оснащены саморазгружающимися кузовами, что позволяет сократить время на погрузочно-разгрузочные работы.

Самосвалы подразделяются на строительные, карьерные и сельскохозяйственные. Разгрузка кузова может осуществляться назад, вбок или на все стороны с помощью гидравлического, пневматического или канатного привода.

Автоцистерны

Автомобили-цистерны и автопоезда-цистерны предназначены для перевозки жидких, газообразных и сыпучих грузов. К ним относятся цистерны для перевозки нефтепродуктов, газов, химических веществ, пищевых продуктов.

Особую группу составляют автозаправщики - для перевозки и заправки горюче-смазочных материалов. Конструкция цистерн зависит от свойств перевозимого груза.

Рефрижераторы

Рефрижераторы предназначены для перевозки скоропортящихся грузов, требующих охлаждения или заморозки. Они оснащаются холодильными установками, которые монтируются на шасси грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов.

Рефрижераторы применяются для перевозки охлажденных или замороженных продуктов питания, а также непищевых грузов, требующих охлаждения (лекарства, фотоматериалы и др.).

Автомобили для перевозки негабаритных грузов

Для перевозки негабаритных, крупногабаритных, тяжеловесных и длинномерных грузов используются специальные типы автомобилей и автопоездов-тяжеловозов. К ним относятся:

  • Автомобили-тягачи с прицепами-роспусками;
  • Многоколесные автопоезда;
  • Автомобили-штабелеры и автокраны-штабелеры.

Такие транспортные средства имеют усиленную конструкцию и мощные силовые агрегаты. Перевозка негабаритных грузов требует специального разрешения и сопровождения.

Водій автобуса

Подвижной состав пассажирского автомобильного транспорта

К подвижному составу пассажирского автомобильного транспорта относят:

  • Легковые автомобили;
  • Автобусы;
  • Специальный пассажирский транспорт.

Легковые автомобили

Легковые автомобили общего назначения предназначены для индивидуальных поездок и имеют закрытые кузова салонного типа. К специализированным относятся такси, каршеринг, прокатные автомобили.

Специальные легковые автомобили - это автомобили медицинской помощи, автопатрули, оперативные и специальные службы, оснащенные оборудованием для соответствующих задач.

Автобусы

Автобусы подразделяются на городские, междугородные, туристические, школьные и др. Широко распространены микроавтобусы на базе легковых автомобилей.

Специальные автобусы - медицинские, лаборатории, мастерские, оснащенные оборудованием для выполнения специальных задач.

Эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта

Основные эксплуатационные характеристики подвижного состава:

  • Грузоподъемность и вместимость;
  • Мощность двигателя;
  • Расход топлива;
  • Максимальная скорость;
  • Ускорение разгона;
  • Тормозной путь;
  • Проходимость;
  • Плавность хода и др.

Эти технические и эксплуатационные характеристики влияют на эффективность использования подвижного состава.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.