Тепловоз ТЭП60: история создания и эксплуатации

Тепловоз ТЭП60 стал настоящим прорывом для советских железных дорог. Этот легендарный локомотив на долгие годы определил пассажирские перевозки в СССР. Давайте узнаем историю создания и эксплуатации модели, по праву считающейся одной из самых успешных в истории отечественного транспортного машиностроения.

Предпосылки создания пассажирского тепловоза ТЭП60

К концу 1950-х годов в СССР назрела острая необходимость в создании специализированного пассажирского тепловоза. До этого в пассажирском сообщении использовались в основном паровозы, ресурс которых подходил к концу. Кроме того, уже появились первые грузовые тепловозы серий ТЭ3 и ТЭ7, однако их конструкция была ориентирована на перевозку грузов и не оптимальна для высокоскоростных пассажирских перевозок.

В 1956 году Министерство путей сообщения СССР выдало Коломенскому тепловозостроительному заводу техническое задание на проектирование нового пассажирского тепловоза. Требовались локомотивы одно- и двухсекционные с осевой формулой 30-30, мощностью 3000 л.с. и скоростью до 140 км/ч.

Разработчики взяли за основу грузовой тепловоз ТЭ50, выпущенный Коломенским заводом в 1957 году. Этот локомотив имел кузов со скругленными кабинами, две трехосные тележки и дизель на 3000 л.с. Испытания ТЭ50 позволили выявить конструктивные недостатки, устранение которых должно было заложить фундамент для создания перспективного пассажирского тепловоза.

Разработка конструкции ТЭП60

Разработка тепловоза ТЭП60 велась на Коломенском тепловозостроительном заводе под руководством главного конструктора Л.С. Лебедянского. В мае 1959 года завод представил три варианта будущего локомотива:

  • односекционный двухкабинный с двумя трехосными тележками;
  • двухсекционный однокабинный с двухосными тележками;
  • односекционный двухкабинный с двухосными тележками.

В итоге была выбрана первая схема, аналогичная грузовому прототипу ТЭ50. Первый опытный образец под индексом ТЭП60-0001 был изготовлен в апреле 1960 года. В следующем году началось серийное производство инновационных локомотивов, которое продолжалось вплоть до 1985 года.

Зимнее утро, туман, ТЭП60 на депо

Особенности конструкции

Тепловоз ТЭП60 имел ряд конструктивных особенностей:

  • Сварной несущий кузов
  • Две трехосные бесчелюстные тележки
  • 16-цилиндровый двухтактный дизель Д45 мощностью 3000 л.с.
  • Тяговый генератор и электродвигатели
  • Двухконтурная система охлаждения
  • Пневматическое оборудование
  • Обшивка кабин из дюралюминия

Благодаря удачным техническим решениям ТЭП60 отличался плавным ходом и мог развивать скорость до 160 км/ч. В то же время конструкция имела и недостатки, такие как шумность и низкая ремонтопригодность.

Ночной дождь, машинист в кабине ТЭП60 перед панелью управления

Модификации и модернизации

Помимо базовой односекционной модели, с 1964 года начался выпуск двухсекционных тепловозов 2ТЭП60. Они отличались наличием межсекционного перехода и рядом других конструктивных особенностей.

В 1967 году на опытном тепловозе ТЭП60-0211 был установлен четырехтактный дизель, и локомотив получил обозначение ТЭП60А, однако в серию модификация не пошла.

Всего в 1960-1987 годах было выпущено 1241 односекционный и 116 двухсекционных тепловозов ТЭП60. В процессе эксплуатации часть локомотивов подвергалась модернизации, в частности установке современных приборов безопасности.

Ключевые слова: тепловоз тэп60 (1 раз), модель тепловоза тэп60 (1 раз), тэп60 тепловоз фото (1 раз), тепловоз тэп60 история создания (1 раз)

Эксплуатация тепловоза ТЭП60

После начала серийного производства тепловозы ТЭП60 стали активно поступать в локомотивные депо по всей территории СССР. Они пришли на смену устаревшим паровозам и быстро завоевали популярность благодаря плавности хода и высоким динамическим качествам.

В 1961 году на экспериментальном кольце тепловоз ТЭП60-0001 установил мировой рекорд скорости для тепловозов - 193 км/ч. Это подтвердило возможность использования этих локомотивов для скоростных пассажирских перевозок.

В 1960-1970-е годы ТЭП60 являлись основными пассажирскими тепловозами на неэлектрифицированных линиях. Они водили как дальние фирменные поезда, так и местные и пригородные составы взамен паровозов.

Постепенный уход с линий

Однако к 1980-м годам ресурс первых ТЭП60 подходил к концу, а их мощности на ряде направлений уже не хватало для увеличившихся весов поездов. Начался плавный вывод тепловозов ТЭП60 из основной эксплуатации.

Их место заняли более современные и мощные локомотивы, такие как ТЭП70. К 2000-м годам ТЭП60 сохранились лишь на небольших участках средней интенсивности движения.

Последние тепловозы работали в депо Сальск Северо-Кавказской железной дороги и были окончательно списаны в 2009 году. Так завершилась почти 50-летняя история эксплуатации легендарной модели.

Сохранение тепловозов ТЭП60

Несмотря на массовый вывод из работы, многие тепловозы ТЭП60 были сохранены и находятся в музеях и в качестве памятников по всей стране.

В частности, ТЭП60 можно увидеть в Центральном музее Октябрьской жд в Санкт-Петербурге, Ростовском музее железнодорожной техники, музее ЮУЖД в Харькове и других.

Тепловозы-памятники установлены в Волгограде, Минске, Риге и других городах, напоминая о вкладе легендарной модели в развитие отечественного транспорта.

Наследие ТЭП60

За 45 лет эксплуатации тепловозы ТЭП60 проявили себя как надежные и экономичные локомотивы, отлично подходящие для скоростных пассажирских перевозок.

Они позволили на долгие годы обеспечить пассажирское движение на неэлектрифицированных линиях страны, заложив основы для последующего развития отечественного тепловозостроения.

По сей день тепловоз ТЭП60 остается одной из самых удачных и узнаваемых моделей в истории советского транспортного машиностроения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.