Талантливая советская актриса Нина Алексеева прожила долгую и яркую жизнь. Однако до сих пор мало кто знает о ее личной драме и тайном романе со знаменитым руководителем НКВД Лаврентием Берией. Давайте заглянем за кулисы жизни этой удивительной женщины и попробуем разгадать тайну ее молчания.
Детство и юность Нины Алексеевой
Нина Алексеева родилась в 1907 году в семье революционера Ивана Саутенко. Ее детство прошло в Петрограде в непростые годы революции и Гражданской войны.
«Мое детство пришлось на самые драматичные годы истории нашей страны. Я помню и Февральскую революцию 1917 года, и Октябрьский переворот того же года, и последовавшую за ним кровавую Гражданскую войну», - писала впоследствии Нина Алексеева.
С ранних лет Нина мечтала стать актрисой. После окончания школы в 1924 году она поступила в Ленинградский театральный институт, который окончила в 1928 году.
- 1924 - поступление в театральный институт;
- 1928 - окончание института.
Еще будучи студенткой, Нина начала играть в Ленинградском ТЮЗе. А после получения диплома ее приняли в труппу Ленинградского театра драмы им. Пушкина, где она служила до конца 1930-х годов.
Важной вехой в судьбе Нины Алексеевой стала ее встреча с наркомом внутренних дел СССР Лаврентием Берией в 1932 году. Их знакомство переросло в многолетний роман, который Алексеева долгие годы держала в строгом секрете.
Карьера в кино и театре
В 1930-х годах Нина Алексеева начала сниматься в кино. Ее дебютом стала роль Кати в фильме «Пышка» (1934). Вслед за этим последовали работы в таких заметных картинах, как «Семеро смелых» (1936), «Светлый путь» (1940) и других.
Во время войны Нина Алексеева много выступала с концертами перед солдатами на передовой. А в 1944 году она сыграла главную роль Вари в фильме «Варя-капитан» о легендарной партизанке Варваре Карасевой.
Одной из лучших киноработ Нины Алексеевой стала роль Лидии в фильме «Поздняя любовь» (1954). Картина имела большой успех, а актриса была удостоена Сталинской премии второй степени.
Всего за свою карьеру Нина Алексеева снялась более чем в 30 кинофильмах. Она сотрудничала с такими выдающимися режиссерами, как Григорий Козинцев, Сергей Герасимов, Иосиф Хейфиц.
Помимо кино, Нина Петровна продолжала играть в театре. Ее яркая характерная внешность и драматический талант позволяли ей с успехом исполнять как комедийные, так и драматические роли. Актриса вошла в труппу Ленинградского театра драмы им. Пушкина, а затем перешла в Театр Комедии, где служила до конца жизни.
Личная жизнь
В 1933 году Нина Алексеева вышла замуж за актера Кирилла Алексеева. Их брак продлился до конца жизни Кирилла в 1965 году.
Нина Алексеева поддерживала теплые отношения со многими деятелями науки и искусства. Она дружила с Анной Ахматовой, Корнеем Чуковским, композитором Дмитрием Шостаковичем.
Однако главным мужчиной в жизни Нины Петровны многие годы оставался Лаврентий Берия. Их роман длился с перерывами с 1932 по 1953 год и оставался почти полной тайной для окружающих.
В 1937 году по обвинению в контрреволюционной деятельности был арестован и расстрелян отец Нины Алексеевой Иван Саутенко. Эта трагедия надолго определила отношение актрисы к власти.
После войны Нина Алексеева некоторое время жила за границей вместе с мужем, который работал в советском торгпредстве. В 1946 году супруги эмигрировали в США, где прожили до начала 1950-х годов.
"Записки любовницы"
В 1999 году, за десять лет до смерти, 92-летняя Нина Алексеева опубликовала свои мемуары под названием «Записки любовницы. Лаврентий Берия». В книге впервые прозвучали подробности ее долгих отношений с главой НКВД.
«Я знала одного Берию - нежного, внимательного, щедрого. А другого, злого и кровожадного, знать не хотела и не могла», - писала Алексеева.
Публикация вызвала большой общественный резонанс. Многие обвиняли актрису в том, что она 30 лет хранила молчание об этом романе и не рассказала всей правды о преступлениях Берии.
Сама Нина Алексеева объясняла свое долгое молчание страхом за собственную жизнь и желанием сохранить тайну личной драмы. Однако многие исследователи считают, что истинные мотивы ее поступков еще предстоит разгадать.
В целом мемуары Нины Алексеевой представляют большую историческую ценность, дав редкий взгляд на личную жизнь одного из самых загадочных деятелей советской эпохи.
Возвращение на родину
В начале 1950-х годов Нина Алексеева вернулась в СССР. Несмотря на пережитые потрясения, она по-прежнему считала советскую Родину своим домом.
Вскоре после возвращения актриса возобновила работу в Театре комедии, где продолжала играть ведущие роли в спектаклях вплоть до ухода на пенсию в 1971 году.
Попытка реабилитации отца
В 1950-60-е годы Нина Алексеева неоднократно пыталась добиться посмертной реабилитации своего отца Ивана Саутенко, расстрелянного в 1937 году. Однако все ее обращения в высшие партийные инстанции оставались безрезультатными.
Лишь в 1988 году, уже в годы перестройки, Иван Саутенко был полностью реабилитирован посмертно как жертва политических репрессий.
Публикация мемуаров о СССР и США
В 1990-е годы Нина Алексеева работала над мемуарами о своей жизни в СССР и эмиграции. В 2006 году вышла ее книга «Одна жизнь - два мира» о пребывании семьи Алексеевых в Мексике и США в 1940-е годы.
В своих воспоминаниях Нина Петровна делилась яркими впечатлениями о быте и нравах зарубежных стран, а также о диффицултправовом положении советских эмигрантов в Америке того времени.
Смерть Нины Алексеевой
Нина Алексеева скончалась 31 декабря 2009 года в Санкт-Петербурге на 103-м году жизни. Она прожила долгую и насыщенную событиями жизнь, оставив заметный след в истории советского театра и кино.
Многогранный талант, творческая энергия и жизнестойкость позволили Нине Алексеевой, биография которой очень насыщенна событиями, пережить все тяготы своего времени и сохранить оптимизм и любовь к людям.
Творческое наследие
За долгую творческую карьеру Нина Алексеева сыграла множество ярких и разноплановых ролей в театре и кино. Сегодня мы можем оценить масштаб ее дарования, посмотрев старые фильмы с ее участием.
К сожалению, сохранилось не так много фото Нины Петровны. Но и они позволяют увидеть обаяние этой талантливой актрисы, чье имя навсегда вписано в историю советской культуры.