Замена рабочего цилиндра сцепления на ВАЗ-2107 - распространенная процедура для автовладельцев. В статье подробно рассмотрим устройство, порядок разборки и сборки, регулировку, возможные сложности и практические советы по замене. Получите полное руководство для самостоятельного ремонта.
Устройство и назначение рабочего цилиндра сцепления
Рабочий цилиндр сцепления является важной частью системы передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии. Он преобразует гидравлическое давление от нажатия педали в механическое перемещение выжимного подшипника, разъединяющего ведущие и ведомые диски муфты сцепления.
В системе сцепления ВАЗ-2107 рабочий цилиндр взаимодействует со следующими элементами:
- Главный цилиндр сцепления
- Педаль сцепления
- Трубопровод подвода рабочей жидкости
- Выжимной подшипник в сборе
- Вилка выключения сцепления
- Нажимной и ведомый диски
При нажатии на педаль сцепления главный цилиндр через трубопровод под давлением подает тормозную жидкость в рабочий цилиндр. Жидкость воздействует на поршень рабочего цилиндра, который через шток перемещает вилку выключения сцепления. Вилка воздействует на выжимной подшипник, разводя нажимной и ведомый диски сцепления.
Сам рабочий цилиндр сцепления состоит из следующих основных частей:
- Корпус цилиндра
- Поршень с манжетами
- Шток
- Возвратная пружина
- Резиновые уплотнения и сальники
Корпус цилиндра изготовлен из металла и имеет отверстия для подвода и отвода рабочей жидкости. Внутри корпуса размещается подпружиненный поршень с уплотнительными манжетами. От поршня движение передается на шток, соединенный с вилкой выключения сцепления.
Рабочий цилиндр сцепления расположен на картере коробки передач и крепится двумя болтами. Доступ к нему можно получить только снизу автомобиля. Поэтому демонтаж и установка рабочего цилиндра выполняется на подъемнике или в условиях авторемонтной мастерской.
Признаки неисправности рабочего цилиндра сцепления
Рабочий цилиндр сцепления интенсивно эксплуатируется и нередко выходит из строя. Основные признаки его неисправностей:
- "Мягкая" педаль сцепления, проваливающаяся до пола
- Затрудненное переключение или включение передач
- Течь тормозной жидкости в местах уплотнений
- Посторонние шумы при нажатии на педаль
- Снижение эффективности сцепления, "пробуксовка"
Причинами этих неисправностей могут быть:
- Износ или повреждение манжет поршня
- Потеря упругости возвратной пружины
- Заедание поршня в цилиндре
- Повреждение уплотнений штока или корпуса
- Разрушение деталей корпуса цилиндра
Чтобы определить причину, необходимо осмотреть рабочий цилиндр на предмет течи жидкости или других внешних повреждений. При необходимости сделать его разборку. При значительном износе деталей проще заменить рабочий цилиндр целиком.
Инструменты и материалы для замены рабочего цилиндра сцепления
Для замены рабочего цилиндра сцепления ВАЗ-2107 потребуются:
- Ключи рожковые и торцовые 8-17 мм
- Отвертка крестовая
- Пассатижи
- Емкость для слива тормозной жидкости
- Новый рабочий цилиндр
- Ремонтный комплект сальников и манжет
- Тормозная жидкость и смазочные материалы
Комплектующие лучше приобретать у проверенных производителей, гарантирующих качество и соответствие оригиналу. Для ВАЗ-2107 подойдут:
- Рабочий цилиндр ТМЗ или ЕлАЗ
- Ремкомплект КамАЗ 2217, Волга-3130
- Тормозная жидкость DOT-4 или аналоги
Стоимость рабочего цилиндра сцепления - около 500 рублей, комплекта сальников - около 100 рублей. Жидкость и смазки - около 200 рублей. Итого затраты на материалы для замены составят 800-1000 рублей.

Пошаговая инструкция демонтажа рабочего цилиндра сцепления ВАЗ-2107
Чтобы снять рабочий цилиндр сцепления с ВАЗ-2107, необходимо:
- Слить тормозную жидкость из системы сцепления в отдельную емкость
- Зафиксировать задние колеса спереди и сзади, отсоединить АКБ
- Поднять переднюю часть автомобиля домкратом и установить на опоры
- Найти рабочий цилиндр на картере коробки передач
- Отсоединить пружину и шплинт от толкателя цилиндра
- Отвернуть накидную гайку шланга от цилиндра
- Вывернуть 2 болта крепления цилиндра к картеру
- Снять цилиндр и отсоединить все шланги и трубки
Работать аккуратно, не допускать утечки тормозной жидкости. Для удобства часть деталей можно демонтировать.
Разборка и замена компонентов рабочего цилиндра сцепления
После снятия рабочего цилиндра сцепления необходимо:
- Зажать цилиндр в тисках за специальные площадки
- Вывернуть пробку в задней части цилиндра
- Снять стопорное кольцо пробки
- Извлечь внутренние детали: поршень, шток, пружину
- Осмотреть и заменить изношенные манжеты и сальники
- Проверить состояние поршня, штока и корпуса
- Собрать в обратном порядке с новыми манжетами
Для ВАЗ-2107 подойдут ремкомплекты КамАЗ 2217 или Волга-3130. Разборку и сборку выполнять аккуратно, смазывая детали тормозной жидкостью.
При значительных повреждениях проще заменить весь цилиндр. Стоимость нового рабочего цилиндра ВАЗ-2107 от 300 до 800 рублей в зависимости от производителя.

Установка рабочего цилиндра сцепления на место
После замены комплектующих рабочий цилиндр сцепления устанавливается в обратной последовательности:
- Установить рабочий цилиндр на место и закрепить болтами
- Подсоединить трубки гидропривода к штуцерам
- Затянуть накидные гайки шлангов с усилием
- Установить кронштейн крепления пружины
- Завернуть шплинт в отверстие толкателя
- Подсоединить пружину
- Залить тормозную жидкость в систему
После монтажа обязательно выполнить прокачку системы сцепления и проверить исправность его работы.
Прокачка и регулировка привода сцепления ВАЗ-2107 после замены рабочего цилиндра
После любого ремонта системы сцепления, включая замену рабочего цилиндра, необходимо выполнить процедуру прокачки. Это позволяет удалить воздух и восстановить герметичность гидропривода.
Порядок прокачки сцепления ВАЗ-2107:
- Залить тормозную жидкость в бачок главного цилиндра
- Надеть на штуцер РЦ резиновый шланг и опустить в емкость с жидкостью
- Многократно нажимать на педаль сцепления до полного удаления пузырьков воздуха
- Долить жидкость в бачок до метки "MAX"
Прокачку лучше делать вдвоем - один нажимает на педаль, второй удаляет воздух.
Регулировка сцепления ВАЗ-2107:
- Отрегулировать свободный ход педали сцепления 0,5-2мм
- Проверить зазор 2мм между вилкой и подшипником выключения
- Прокрутить коленчатый вал и проверить полное выключение сцепления
После регулировки сцепление должно работать четко, без рывков и "пробуксовки".
Возможные сложности при замене рабочего цилиндра сцепления ВАЗ-2107
Несмотря на относительную простоту, при замене рабочего цилиндра сцепления возможны следующие сложности:
- Некачественный монтаж прокладок, утечка тормозной жидкости
- Неполная прокачка системы, остатки воздуха
- Неверная регулировка свободного хода педали и зазоров
- Повреждение резиновых шлангов при монтаже
- Негерметичное соединение шлангов с цилиндром
Чтобы избежать этих проблем, следует строго соблюдать инструкции, работать аккуратно и использовать качественные детали.
Особенности замены рабочего цилиндра сцепления на инжекторных ВАЗ-2107
На инжекторных модификациях ВАЗ-2107 процедура замены рабочего цилиндра сцепления практически не отличается.
Основные моменты при замене цилиндра сцепления на инжекторном ВАЗ-2107:
- Регулировка зазора штока, а не хода педали
- Другие моменты затяжки гаек крепления
- Более высокое давление в системе
По возможности лучше устанавливать оригинальный рабочий цилиндр ВАЗ именно для инжекторных моделей или его аналоги.
При замене также нужно обязательно заменить пыльник и резиновые уплотнения рабочего цилиндра. Это позволит избежать утечек и продлит срок службы.
Замена главного цилиндра сцепления на ВАЗ-2107
Главный цилиндр сцепления на ВАЗ-2107 можно заменить аналогичным способом:
- Слить тормозную жидкость из системы
- Демонтировать ГЦС, отсоединив все трубки и шланги
- Разобрать, заменить изношенные детали
- Собрать и установить на место
- Залить жидкость и прокачать систему
На инжекторных моделях ВАЗ-2107 устанавливать главный цилиндр нужно соответствующий модификации.
При замене главного цилиндра сцепления на инжекторном ВАЗ-2107 важно соблюдать момент затяжки гаек крепления и использовать качественные запчасти.