Защита электрооборудования автомобиля - важнейшая задача, от которой зависит безопасность водителя. В статье речь пойдет о расположении и замене предохранителей на такой распространенной модели, как ВАЗ 2105. Узнайте все о конструкции черного ящика и научитесь определять неисправности системы электропитания.
История применения предохранителей на ВАЗ 2105
ВАЗ 2105 начал выпускаться в середине 1970-х годов на Волжском автомобильном заводе. За более чем 20-летний период производства конструкция автомобиля претерпела ряд изменений. Одним из ключевых узлов машины является система электропитания, в частности блок предохранителей, защищающий электрические цепи от перегрузок.
На первых выпусках ВАЗ 2105 использовались цилиндрические вставки предохранителей, аналогичные тем, что ставились на ВАЗ-2101. Они имели два номинала - 8А и 16А. Всего в однорядном блоке размещалось 17 предохранителей. Недостатком такой конструкции было неудобство замены вставок и ненадежное крепление.
В начале 1980-х годов на ВАЗе перешли на применение плоских европейских предохранителей. Они выпускались номиналами 7.5А, 10А, 15А и 20А. Теперь 17 вставок располагались компактно в два ряда. Конструкция стала более технологичной и надежной.
На автомобиле ВАЗ марки 2105 устанавливались преимущественно два вида монтажных блоков предохранителей, условно называемых "старого" либо "нового" образца.
Появились запасные слоты для предохранителей и пластиковый пинцет для удобства обслуживания. Таким образом, новая конструкция черного ящика имела ряд преимуществ.
Расположение черного ящика на автомобиле
На ВАЗ 2105 блок предохранителей и реле размещен в моторном отсеке, справа от радиатора системы охлаждения. Он закреплен снаружи на щите передка и закрыт пластиковой крышкой. Такое расположение удобно для доступа при обслуживании.
В то же время черный ящик защищен от воздействия грязи и влаги, которые могут попасть в моторный отсек. Брызги от колес не достают до блока предохранителей. Это продлевает срок службы его электрических компонентов.
Конструкция крышки позволяет быстро получить доступ к предохранителям при необходимости. Для этого достаточно отжать пластиковый фиксатор. На внутренней стороне крышки расположена схема защищаемых цепей.
Назначение предохранителей в схеме электропитания
Каждый из 17 предохранителей в блоке выполняет строго определенную защитную функцию. Рассмотрим подробно назначение каждой вставки в электрической схеме автомобиля.
- Электродвигатель отопителя, лампы заднего хода, реле обогрева стекла - 8/10А
- Двигатели очистителей лобового и фар, реле очистителя лобового стекла - 8/10А
- Резервный - 8/10А
- Резервный - 8/10А
- Обогрев заднего стекла и реле его включения - 16/20А
- Прикуриватель, розетка, часы - 8/10А
Как видно из списка, наибольшие номиналы тока требуются для обогревателя заднего стекла, звуковых сигналов и вентилятора системы охлаждения. Остальные системы защищены предохранителями меньшей мощности.
В блоке устанавливаются также реле для включения отдельных систем электрооборудования, например обогрева стекол или фар. На некоторых модификациях часть реле может отсутствовать.
Замена предохранителя производится строго на аналогичный по назначению и номиналу тока. Иначе защищаемая цепь будет работать некорректно.
Особенности конструкции инжекторных модификаций
На автомобилях ВАЗ 2105 с системой впрыска топлива применяется дополнительный блок предохранителей. Он располагается под панелью приборов в салоне.
В этом блоке устанавливаются вставки на 15А для защиты цепей питания системы впрыска. Также здесь расположены главное реле и реле включения топливного насоса и вентилятора.
Предохранители ВАЗ 2105 - инжектор - требуют более тщательной защиты из-за повышенной нагрузки на электрооборудование. Поэтому на таких машинах часто встречаются отказы из-за перегорания вставок.
Кроме того, дополнительно устанавливаются предохранители цепей электропривода стеклоподъемников номиналом 25А. Они располагаются на проводах в салоне автомобиля.
Признаки неисправности предохранителей
Со временем предохранители выходят из строя даже без видимых на то причин. Это может происходить по разным причинам:
- Естественный износ и старение материала
- Кратковременные броски напряжения в сети
- Ненадежный контакт в гнезде предохранителя
- Производственный брак
Чтобы определить, перегорел предохранитель или нет, можно использовать:
- Проверку омметром
- Подключение контрольной лампы
- Визуальный осмотр прозрачного корпуса
Обрыв цепи подтверждается нулевым сопротивлением или отсутствием свечения лампы. Цветовая маркировка на корпусе поможет определить нужный номинал для замены.
Если новый предохранитель быстро выходит из строя, следует искать неисправность в цепи питания этого потребителя.
Порядок замены предохранителей ВАЗ 2105
Последовательность замены предохранителя выглядит следующим образом:
- Подготовить новый предохранитель нужного номинала
- Снять крышку блока с помощью отвертки
- Извлечь неисправную вставку пинцетом
- Установить новый предохранитель в гнездо
- Проверить работу цепи питания
- Установить крышку блока на место
Расположение предохранителей должно полностью соответствовать заводской схеме. Иначе защита цепей будет нарушена.
Рекомендуется регулярно проверять состояние блока предохранителей, особенно перед дальними поездками. Это позволит избежать внезапных отказов на дороге.
Таким образом, замена предохранителей ВАЗ 2105 - довольно простая операция. Главное - иметь при себе запас вставок и четко знать схему их расположения в блоке.
Порядок замены предохранителей ВАЗ 2105
Последовательность замены предохранителя выглядит следующим образом:
- Подготовить новый предохранитель нужного номинала
- Снять крышку блока с помощью отвертки
- Извлечь неисправную вставку пинцетом
- Установить новый предохранитель в гнездо
- Проверить работу цепи питания
- Установить крышку блока на место
Расположение предохранителей должно полностью соответствовать заводской схеме. Иначе защита цепей будет нарушена.
Особенности обслуживания предохранителей на карбюраторных моделях
На автомобилях ВАЗ 2105 с карбюраторным двигателем электрическая нагрузка несколько меньше, чем на инжекторных модификациях. Однако и здесь со временем могут возникать неисправности предохранителей.
Предохранители ваз 2105 - карбюратор - защищают практически те же цепи, что и на инжекторе - систему зажигания, фары, стартер и так далее. Поэтому диагностика и замена выполняется аналогичным способом.
Главное отличие в том, что отсутствует дополнительный блок предохранителей в салоне автомобиля. Вся защита сосредоточена в моторном отсеке.
Поиск скрытых неисправностей электрооборудования
Если предохранитель перегорает сразу после установки нового, значит, в цепи есть скрытая неисправность. Чтобы найти ее, нужно:
- Проверить надежность контактов разъемов
- Измерить сопротивление обмоток потребителей
- Устранить обрыв и короткое замыкание в проводке
- Убедиться в исправности выключателей и реле
Такой поиск поможет не только решить проблему с перегоранием вставки, но и предотвратить более серьезные поломки электрооборудования автомобиля ВАЗ 2105.
Особенности эксплуатации предохранителей в зимний период
Зимой условия для электрооборудования автомобиля значительно усложняются. Чтобы минимизировать риск выхода предохранителей из строя, рекомендуется:
- Регулярно очищать разъемы от грязи и снега
- Использовать предохранители повышенного запаса прочности
- Чаще проверять надежность контактов
- Обеспечить надлежащий уровень и качество масел
Такая профилактика позволит избежать проблем с электропитанием в холодное время года и продлит срок службы предохранителей.
Признаки неисправностей, не связанных с перегоранием предохранителей
Не все проблемы электрооборудования ВАЗ 2105 вызваны перегоревшими вставками. К другим типовым неисправностям относятся:
- Обрыв проводов из-за износа изоляции
- Плохой контакт в разъемах и выключателях
- Загрязнение или окисление контактов
- Механические повреждения проводки
- Отказ регулятора напряжения генератора
Такая диагностика поможет быстрее найти и устранить неисправность, не связанную с предохранителями. Это избавит от лишних затрат на замену исправных вставок.