Польские автомобили всегда вызывали интерес у любителей ретро-техники. Они имеют богатую историю и собственный неповторимый стиль. И хотя многие эти марки давно забыты, некоторые получили новую жизнь. А последние события показывают, что у польских автомобилей могут быть хорошие перспективы.
1. Зарождение польского автопрома (1925-1945)
Первым польским серийным автомобилем стал CWS T-1, разработанный инженером Тадеушем Тански для компании Centralne Warsztaty Samochodowe в 1925 году. Это был довольно большой по тем временам автомобиль с 4⁄8-цилиндровым двигателем объемом 2,9 литра и максимальной скоростью около 100 км/ч. Выпускался CWS T-1 в кузовах кабриолет, седан, фургон и даже пикап. Всего с конвейера сошло около 500 машин.
Это был достаточно большой для своего времени автомобиль: длина корпуса – 4,8 м, ширина – 1,7 м, высота – 1,9 м.
В 1920-1930-е годы в Польше работали и другие небольшие автомобильные компании: PZInż, Ursus, Lilpop, Rau и Stetysz. Однако их продукция не получила широкого распространения. Лишь немногие из этих марок, такие как польские автомобили название Sokół или Lublin 51, сохранились в музеях и частных коллекциях.
2. Расцвет польского автопрома (1945-1990)
После Второй мировой войны польская автомобильная промышленность переживает бурное развитие. Создаются новые предприятия, такие как FSO, FSR и FSC. Начинается лицензионный выпуск советских автомобилей, прежде всего знаменитой "Победы" под маркой Warszawa. Эта модель и ее модификации выпускались в Польше с 1951 по 1973 год. Всего было произведено более 250 000 автомобилей Warszawa.
- 1951-1957 - sedany i kombi Warszawa M-20
- 1957-1959 - Warszawa 202
- 1960-1964 - Warszawa 203
- 1964-1970 - Warszawa 210
- 1970-1973 - Warszawa 220
Наряду с легковыми автомобилями, в Польше выпускалось несколько моделей популярных грузовиков и микроавтобусов:
- польские грузовые автомобили список: Star, Jelcz, Żuk, Honker, Lublin и Nysa
- с 1957 по 1983 год выпускался малолитражный автомобиль Syrena в нескольких модификациях
С конца 1960-х годов польские автозаводы начинают сотрудничество с зарубежными производителями. В 1967 году запускается выпуск Polski Fiat 125p по лицензии итальянской компании Fiat. Эта модель и ее модификации выпускались в Польше вплоть до 1991 года общим тиражом более 1,4 млн автомобилей.
Еще одним успехом польского автопрома стал заднеприводный хетчбек Polonez, разработанный на базе Fiat 125p. За время производства с 1978 по 2002 год было выпущено более 1 млн автомобилей Polonez.
3. Упадок отрасли (1990-2010)
С начала 1990-х годов польская автомобильная промышленность входит в полосу глубокого кризиса. Устаревшие модели перестают пользоваться спросом ни у польских, ни у зарубежных покупателей. Тиражи ведущих брендов резко падают.
Предприятия пытаются привлечь иностранных инвесторов и наладить выпуск лицензионных моделей известных марок. Например, завод FSO в 1996 году был куплен южнокорейской компанией Daewoo. Однако кардинально изменить ситуацию это не помогло.
В 2008 году обанкротился один из старейших польских автопроизводителей - компания Jelcz, специализировавшаяся на выпуске автобусов и грузовиков. А к 2009 году прекратил существование легендарный бренд Star, выпускавший различную коммерческую технику.
Таким образом, к 2010 году от некогда мощной польской автомобильной промышленности фактически ничего не осталось. Единственным действующим предприятием является Fiat Auto Poland, выпускающий автомобили итальянской марки Fiat. У польских автомобильных компаний не было средств для разработки и вывода на рынок принципиально новых моделей. И лишь в 2016 году появилась надежда на возрождение отрасли.
4. Новая надежда: компания Izera (2016-2023)
В 2016 году в Польше была основана компания Elektromobility Poland, целью которой стало создание первого польского электромобиля. Учредителями выступили четыре крупнейшие энергетические компании Польши: PGE, Enea, Energa и Tauron. Проект получил поддержку со стороны государства.
В 2020 году компания представила собственный бренд Izera, под которым планируется выпускать электромобили. Пока продемонстрированы две концепт-модели: кроссовер и хетчбек. Обещанный запас хода на одной зарядке - до 400 км. Начало серийного производства намечено на 2023 год.
5. Перспективы и риски проекта Izera
Успех проекта Izera во многом зависит от господдержки и привлечения стратегических партнеров. В частности, ведутся переговоры о создании совместного предприятия с крупным азиатским автопроизводителем. Также обсуждается возможность локализации производства электромобилей Izera в других европейских странах.
Основные риски связаны с высокой конкуренцией на рынке электрокаров и отсутствием у компании опыта в их производстве. Кроме того, Польша пока не обладает развитой инфраструктурой для электротранспорта. Тем не менее, потенциал у Izera есть.
6. Любимые "ретро" модели у поляков
Несмотря на упадок отечественного автопрома, многие старые польские автомобили и по сей день пользуются любовью соотечественников. В частности, большой популярностью у коллекционеров и любителей тюнинга пользуется малолитражка Fiat 126p, получившая в Польше прозвище "Малюх" (Малыш).
Свой "Малюх" дорог каждому поляку, как дань ностальгии по временам ПНР.
Также в рейтинг наиболее любимых моделей регулярно попадают Syrena, Polonez и "Ныса". Причем некоторые экземпляры этих польских автомобилей проходят серьезную модернизацию - устанавливаются более мощные двигатели, современные трансмиссии и ходовые части.
7. Экспорт польских "ретро" автомобилей
В последние годы в Польше появился бизнес по поставкам отреставрированных старых отечественных автомобилей на экспорт. Особенно востребован "Малюх". Только в 2018 году в страны Африки и Юго-Восточной Азии было поставлено более 2 тысяч таких машин.
Хороший спрос на польские "ретро" автомобили наблюдается и в Западной Европе, в первую очередь в Германии и Франции. Там ценятся надежность и неприхотливость многих польских моделей.