Автомобиль ВАЗ-2105 выпускался с 1980 по 2010 год и за это время завоевал любовь миллионов автолюбителей в СССР и России. Его электрооборудование имеет ряд особенностей, знание которых поможет автовладельцам в эксплуатации и ремонте "пятерки". Давайте подробно разберем схему электрооборудования ВАЗ-2105 и дадим практические советы по обслуживанию.
История создания ВАЗ-2105
ВАЗ-2105 начал выпускаться с 1980 года на смену моделям ВАЗ-2101/02/03. Отличительными чертами "пятерки" стали:
- Привод ГРМ зубчатым ремнем впервые в СССР
- Удешевление за счет замены хромированных деталей на пластик
- Улучшенная эргономика и комфортабельность
К 2010 году ВАЗ-2105 стал самой массовой моделью в истории АвтоВАЗа. За 30 лет было выпущено около 7 млн автомобилей.
Обзор электрооборудования
Основу схемы электрооборудования ВАЗ-2105 составляют:
- Система зажигания с распределителем и катушкой
- АКБ, генератор, стартер
- Приборная панель и выключатели
- Блок предохранителей и реле
- Оптические приборы и датчики
У инжекторных двигателей добавляется электронный блок управления и комплекс датчиков для точного дозирования топлива.
Рассмотрим подробнее систему зажигания ВАЗ-2105. Она включает распределитель, катушку, высоковольтные провода, свечи зажигания. Распределитель обеспечивает передачу импульсов высокого напряжения от катушки к свечам в нужной последовательности для воспламенения топлива в камерах сгорания. Правильная работа этой системы критически важна для запуска и устойчивой работы двигателя.
Типичные неисправности
Среди наиболее частых поломок электрики ВАЗ-2105 можно выделить:
- Подгорание контактов в колодках
- Окисление наконечников проводов
- Выход из строя реле и предохранителей
- Неисправности в цепи зажигания
- Отказ электробензонасоса и форсунок (на инжекторе)
Это может проявляться в виде отсутствия запуска двигателя, некорректной работы отдельных систем, посторонних шумов и запахов, падения мощности.
ВАЗ-2105 схема электрооборудования относительно несложная, что позволяет автовладельцу самостоятельно искать неполадки при наличии мультиметра и базовых навыков.
Диагностика системы зажигания | Проверить искру свечей и работу катушки |
Проверка надежности контактов | Зачистить или отремонтировать окислившиеся контакты |
При обнаружении инородных шумов или запахов гари из-под капота следует срочно остановиться и проверить все силовые цепи и предохранители.
Поиск и устранение типичных неисправностей
При возникновении проблем с электрооборудованием ВАЗ-2105 рекомендуется следующий порядок действий:
- Проверить исправность предохранителей в монтажном блоке
- Осмотреть контакты аккумулятора на предмет окисления
- Провести визуальный осмотр проводки на наличие повреждений
Особое внимание стоит уделить схеме зажигания - проверить катушку, распределитель, свечи, провода. При необходимости зачистить контакты или заменить неисправные элементы.
Ремонт электропроводки ВАЗ-2105
При обнаружении проблем в электропроводке автомобиля их можно устранить самостоятельно при наличии необходимых навыков. Потребуются паяльник, изолента, отвертки, кусачки.
Шаги ремонта:
- Заменить поврежденный участок проводки аналогичным по сечению и длине
- Аккуратно заизолировать места стыков изолентой
- Подсоединить провод обратно согласно схеме электрооборудования ВАЗ-2105
- Проверить работоспособность системы
Замена свечей зажигания
Рекомендуется менять свечи зажигания через каждые 20-30 тыс. км пробега или раз в 2 года. Для ВАЗ-2105 подойдут свечи А17ДВ, БП7ES, BRISK SUPER, Bosch FR8DC+ и др.
Порядок замены:
- Снять катушку зажигания и провода со свечей
- Вывернуть старые свечи свечным ключом
- Вкрутить новые свечи и установить катушку на место
Особенности карбюратора
На ВАЗ-2105 устанавливался карбюратор К-126 или для поздних моделей - К-126И. Отличие в наличии экономайзера, облегчающего холодный запуск двигателя. При эксплуатации карбюратора важно:
- Следить за чистотой фильтрующих элементов
- Периодически промывать карбюратор специальными составами
- Не допускать попадания воды и грязи в карбюратор
Это позволит обеспечить стабильную работу двигателя и экономию топлива.
Регулировка карбюратора
Для обеспечения оптимальных оборотов холостого хода и состава топливной смеси на разных режимах работы двигателя периодически требуется регулировка карбюратора.
- Прогреть двигатель до рабочей температуры
- Вращением винта холостого хода установить стабильные обороты 700-900 об/мин
- Плавно нажимая на педаль газа, добиться плавного разгона без срыва оборотов
После регулировки рекомендуется проверить расход топлива и динамику разгона автомобиля. При резком увеличении расхода или появлении перебоев в работе двигателя на холостом ходу повторите регулировку.
Замена ремня ГРМ
Со временем ремень газораспределительного механизма вытягивается и начинает проскальзывать, что влечет нарушение работы клапанов. Лучше менять ремень ГРМ каждые 60-80 тысяч километров.
- Установить поршень первого цилиндра в ВМТ на такте сжатия
- Ослабить болт натяжителя и снять старый ремень
- Установить и натянуть новый ремень
- Проверить работу распредвала по меткам на шкивах
Неправильная установка ремня чревата его проскальзыванием и поломкой клапанов. Поэтому работу лучше доверить опытному механику.
Переход на инжектор
Многие владельцы ВАЗ-2105 осуществляют переоборудование карбюратора на систему впрыска топлива. Это дает прирост мощности, экономию топлива, облегчает запуск в холодное время.
Основные этапы работ:
- Установка электронного блока управления, форсунок, датчиков
- Замена топливного насоса и фильтра
- Прокладка жгутов проводки к форсункам и датчикам
- Прошивка блока управления и его настройка
Полностью система инжектора интегрируется в схему электрооборудования ВАЗ-2105. Это позволяет модернизировать автомобиль с привлечением минимума дополнительных компонентов.