Скобы суппортов - важная и недооцененная деталь тормозной системы автомобиля. От их состояния зависит эффективность торможения и безопасность водителя. Давайте разберемся, как правильно выбирать и эксплуатировать скобы суппортов.
Назначение и принцип работы скоб суппортов
Скобы суппортов являются неотъемлемой частью тормозной системы любого автомобиля. Их основное назначение - обеспечивать надежную фиксацию суппорта относительно поворотного кулака или элементов подвески.
Без скоб суппортов невозможно качественное функционирование как передних, так и задних тормозов.
Принцип работы скоб заключается в следующем:
- При нажатии на педаль тормоза жидкость под давлением поступает к суппортам колес.
- Скобы суппортов обеспечивают неподвижное положение суппорта относительно деталей подвески или ступицы.
- За счет этого суппорт может надежно прижимать тормозные колодки к диску и осуществлять эффективное торможение.
Таким образом, скобы суппортов выполняют важнейшую роль по обеспечению работоспособности и безопасности тормозов.
Какие бывают неисправности скоб суппортов
К сожалению, скобы суппортов со временем изнашиваются и могут выходить из строя. Рассмотрим основные виды дефектов.
- Повышенный люфт в местах крепления из-за износа
- Трещины и сколы, нарушающие целостность конструкции
- Коррозия, приводящая к ослаблению крепежа
При эксплуатации изношенных или поврежденных скоб суппортов возможны такие негативные последствия:
- Увод или дрожание автомобиля при торможении
- Увеличение тормозного пути
- Неравномерный износ тормозных колодок
- Поломка суппорта или других элементов тормозной системы
Поэтому обязательно следите за исправностью скоб и своевременно меняйте изношенные!
Как правильно выбирать скобу суппорта
При выборе скобы суппорта необходимо учитывать следующие факторы:
- Модель и год выпуска автомобиля
- Тип тормозной системы (дисковые или барабанные тормоза)
- Установленное дополнительное оборудование (турбокомпрессор, усилитель тормозов и т.д.)
От этого будет зависеть точная геометрия и размеры скобы, расположение крепежных отверстий.
Материал скобы суппорта
Скобы суппортов изготавливают из стали или алюминиевых сплавов. Сталь отличается высокой прочностью и стойкостью к коррозии, но имеет бóльший вес. Алюминий легче, но может деформироваться и требует защитных покрытий.
Направляющие скобы суппорта
В конструкции скобы обычно предусмотрены специальные направляющие, по которым перемещаются тормозные колодки. Со временем они изнашиваются, что приводит к биениям и заеданию колодок.
Защитные покрытия
Для предотвращения коррозии применяют цинковое, кадмиевое, никелевое и другие покрытия. Они повышают срок службы скобы.
Особенности замены скобы суппорта "ВАЗ"
На автомобилях ВАЗ при замене скоб суппортов нужно учитывать ряд нюансов из-за особенностей подвески:
- Снятие ступичного / тормозного щита для доступа к скобе
- Установка регулировочных прокладок нужной толщины
- Регулировка зазора между скобой и щитом
Профилактика и уход за скобами суппортов
Для продления срока службы скоб суппортов необходим правильный уход:
- Регулярно осматривайте скобы на предмет трещин, сколов, следов коррозии
- Мойте скобы вместе с колесными арками, удаляя соль, грязь и реагенты
- Смазывайте места крепления скоб к поворотному кулаку
- При обнаружении люфтов подтягивайте крепежные болты
Замена скоб по графику
Даже внешне исправные скобы имеют скрытый износ направляющих и опорных поверхностей. Поэтому рекомендуется проводить плановую замену скоб суппортов через каждые 30-60 тысяч километров.
Особенности эксплуатации скоб суппортов зимой
При минусовой температуре возможно примерзание и заклинивание подвижных элементов скобы из-за попадания в них влаги.
Чтобы этого избежать, необходимо:
- Использовать тормозную жидкость для низких температур
- Хранить автомобиль в теплом гараже
- Перед поездкой прогревать тормоза несколько минут
Особенности торможения на скользкой дороге
При экстренном торможении в зимний период на скользкой трассе возможна блокировка ведущих колес и занос автомобиля:
- Тормозите плавно, не полностью выжимая педаль
- Используйте максимальные обороты на передаче
- Равномерно отпускайте и заново нажимайте педаль
Часто задаваемые вопросы про скобы суппортов
Могут ли треснуть скобы суппортов?
Да, со временем на скобах могут появляться микротрещины из-за усталости материала и коррозии. Особенно опасны сквозные трещины, которые нарушают герметичность всей тормозной системы.
Зачем нужны регулировочные прокладки под скобами суппортов?
Прокладки нужны для точной регулировки зазора между скобой суппорта и тормозным диском. За счет подбора прокладок нужной толщины устанавливается оптимальный радиальный люфт.
Можно ли самостоятельно отремонтировать скобу суппорта?
Самостоятельный ремонт скобы возможен, но требует сварочных работ и последующей обработки мест сварки. Проще и надежнее заменить скобу целиком.
Сколько служит скоба суппорта?
При плановой замене скоб через 30-60 тысяч километров средний ресурс составляет 5-7 лет. При интенсивной эксплуатации и отсутствии обслуживания срок может сократиться до 1-3 лет.
Как снять скобу суппорта ВАЗ самостоятельно?
На автомобилях ВАЗ скобы суппортов крепятся к ступичному или тормозному щиту. Последовательность демонтажа:
- Открутить колесо и снять тормозной диск
- Отсоединить тормозной шланг от суппорта
- Вынуть суппорт из скобы
- Открутить болты крепления скобы к щиту
Критерии выбора оригинальных или неоригинальных скоб суппортов
При необходимости замены скоб суппортов встает выбор - устанавливать оригинальные или аналоговые запчасти. Рассмотрим критерии для принятия решения.
Качество материалов
У оригинальных скоб выше качество стали/алюминия и лучше антикоррозийное покрытие. Но современные аналоги тоже отвечают высоким стандартам.
Точность изготовления
Заводские скобы производятся по чертежам автопроизводителя с минимальными допусками. У неоригинальных возможны незначительные отклонения.
Цена на аналоговые скобы ниже в 2-3 раза при сопоставимом качестве. Это существенно экономит бюджет на обслуживание автомобиля.
Оригинальная скоба подходит строго под конкретную модель автомобиля. Аналоги могут иметь универсальный размер для целого семейства моделей.
В заключение можно сказать, что на современные неоригинальные скобы можно положиться не меньше, чем на фирменные, но выбор за вами!