Автомобильный тахометр - незаменимый помощник каждого водителя. Он позволяет контролировать обороты двигателя, определять оптимальный момент для переключения передач, экономить топливо и продлевать ресурс мотора. В этой статье мы расскажем, как своими руками подключить тахометр к любому автомобилю.
Зачем нужен тахометр и как он работает
Основными функциями тахометра в автомобиле являются:
- Контроль оборотов двигателя в режиме реального времени
- Помощь водителю в выборе оптимальной передачи
- Предупреждение о превышении допустимых оборотов
- Возможность точной регулировки двигателя на холостом ходу
Работа тахометра основана на замере и отображении частоты вращения коленчатого вала двигателя, выраженной в оборотах в минуту (об/мин).
Принцип действия тахометров
По типу действия различают магнитные и электрические тахометры.
Магнитные модели используют эффект электромагнитной индукции. При вращении магнитного поля рядом с металлическим диском в нем наводятся вихревые токи, заставляющие диск крутиться. Стрелка тахометра жестко связана с этим диском.
Электрические тахометры работают по принципу измерения и подсчета электрических импульсов, поступающих с системы зажигания или генератора. Частота импульсов пропорциональна скорости вращения коленвала.
Типы автомобильных тахометров
По способу отображения информации и монтажа в автомобиле тахометры делятся на:
- Выносные — устанавливаются на панель приборов, легко снимаются. Удобны для контроля оборотов двигателя во время регулировок.
- Штатные — встроенные в панель приборов, наиболее эргономичны.
- Аналоговые — информация отображается при помощи стрелки на шкале.
- Цифровые — все данные выводятся на дисплей в цифровом виде.
Перед выбором конкретной модели внимательно изучите характеристики и определите наиболее подходящий для вас тип тахометра.
Как подключить тахометр к бензиновому двигателю
Как подключить тахометр на ВАЗ 2106? Рассмотрим на примере классического карбюраторного автомобиля с контактной системой зажигания.
Необходимые инструменты и материалы
- Тахометр
- Отвертка крестовая или плоская в зависимости от винтов крепления
- Схема подключения тахометра из комплекта поставки или выписка из инструкции по эксплуатации автомобиля
- 3 провода сечением 0,35-0,75 мм2 длиной 15 см для подключения
- Изолента, хомуты, коннекторы по необходимости
Пошаговая инструкция
- Закрепите тахометр в удобном месте на панели приборов, например слева от спидометра.
- Подсоедините черный провод массы тахометра к кузову авто.
- Красный провод питания подключите к цепи зажигания, где постоянно присутствует напряжение +12В.
- Синий сигнальный провод подсоедините к отрицательной клемме прерывателя-распределителя или к контакту свечи накаливания.
При необходимости дополнительно подключите провод подсветки тахометра.
Все, тахометр успешно подключен ! Теперь можно проверить работоспособность и наслаждаться точным контролем за работой двигателя вашего автомобиля.
Аналогичную схему подключения можно использовать и на других карбюраторных инжекторных двигателях с различными типами системы зажигания. Главное - использовать штатные места подключения в соответствии с конкретной моделью автомобиля.
Как своими руками подключить тахометр к дизельному двигателю
Рассмотрим особенности установки тахометра на дизельный двигатель на примере ВАЗ-2121 «Нива» с двигателем УМЗ-4216.
Принцип работы тахометра на дизеле
В отличие от бензинового двигателя, в дизеле нет системы зажигания, соответственно тахометр не может определять обороты по ее сигналам. Вместо этого используется специальный датчик - генератор переменного тока, на клеммах которого формируется переменный сигнал, частота которого пропорциональна оборотам коленвала.
Подключение тахометра к генератору
- Заведите автомобиль на эстакаду или подъемник для удобного доступа к генератору.
- Демонтируйте защитный кожух генератора.
- Найдите клемму W и подсоедините к ней сигнальный провод тахометра.
- Замкните добавочный контакт от масляного насоса. Это придаст показаниям большую точность.
- Установите кожух генератора на место.
- Перепроверьте качество соединений и надежно зафиксируйте все провода.
Красный провод | +12В от аккумулятора |
Черный провод | Масса кузова |
Синий провод | Клемма W генератора (сигнал) |
Теперь после запуска двигателя тахометр будет корректно отображать текущие обороты коленвала в реальном времени.
Подключение аналогично выполняется на других моделях с дизельным двигателем, но место расположения клеммы W может меняться.
Проверка работоспособности тахометра
После установки тахометра обязательно нужно проверить, правильно ли он функционирует.
- Запустите двигатель автомобиля.
- Убедитесь, что стрелка или показания на дисплее тахометра изменяются при нажатии на педаль газа.
- Дайте поработать двигателю 3-5 минут на разных оборотах, включая и холостые.
- Показания тахометра должны меняться плавно, без рывков или застревания стрелки.
- Заглушите двигатель - стрелка тахометра должна плавно вернуться к нулю.
- Сравните показания на холостом ходу с номинальными значениями для вашей модели автомобиля.
Если заметили какие-то отклонения в работе или показания явно не соответствуют оборотам, значит есть ошибка подключения, которую надо исправить.
Возможные неполадки и способы их устранения
Рассмотрим типичные неисправности тахометра и как их можно решить своими руками:
- Стрелка "прыгает" - проверьте надежность контактов, при необходимости замените проводку;
- Завышенные/заниженные показания - отрегулируйте чувствительность или замените неисправный датчик;
- Посторонние шумы из динамика - устраните возможное замыкание цепи, поменяйте проводку;
- Нет подсветки шкалы - проверьте предохранитель, при необходимости замените лампочки.
Также возможны поломки из-за вибрации или выработки ресурса самого тахометра. Тогда потребуется полная замена прибора.
Рекомендации по выбору тахометра и комплектующих
При подборе тахометра обратите внимание на следующие параметры:
- Диапазон измеряемых оборотов - должен соответствовать вашему двигателю;
- Точность измерений - чем выше, тем лучше;
- Удобство считывания показаний;
- Надежность и простота крепления на панели.
Комплектующие тоже выбирайте хорошего качества - провода с медными жилами в резиновой изоляции, хомуты, коннекторы. Не стоит экономить, ведь от этого зависит долговечность всей системы.