ЕДДС играет важную роль в системе гражданской защиты. От эффективности ее работы зависят жизни людей. Давайте разберемся, что такое ЕДДС и как она функционирует.
История создания ЕДДС
Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) была создана в начале 2000-х годов в рамках реформирования системы гражданской защиты России. Основной целью создания ЕДДС стало повышение оперативности реагирования на чрезвычайные ситуации и происшествия на муниципальном уровне.
Изначально ЕДДС задумывалась как координационный центр для экстренных служб - пожарной охраны, полиции, скорой помощи, аварийных служб ЖКХ и других. Однако со временем функции ЕДДС расширились.
ЕДДС стала органом повседневного управления местного звена РСЧС.
На нее были возложены задачи сбора информации о происшествиях, оценки обстановки, принятия решений о необходимых действиях, оповещения экстренных служб и населения.
Основные вехи развития ЕДДС
- 2003 г. - принято постановление об образовании ЕДДС в субъектах РФ и муниципальных образованиях
- 2011 г. - утверждено Положение о ЕДДС в Свердловской области
- 2021 г. - принят ГОСТ, регламентирующий деятельность ЕДДС
Таким образом, на сегодняшний день ЕДДС представляет собой важное звено в системе защиты от ЧС, от эффективности которого зависят жизнь и здоровье людей.
Структура и организация работы ЕДДС
Существуют ЕДДС нескольких типов:
- муниципальные - создаются при органах местного самоуправления;
- объектовые - действуют на уровне организаций и предприятий;
- специализированные - для отдельных ведомств (МЧС, МВД и др.).
Рассмотрим организацию работы муниципальной ЕДДС.
В состав дежурно-диспетчерского персонала входят:
- старший оперативный дежурный;
- его помощники;
- диспетчеры, операторы;
- специалисты по приему сообщений от населения.
Дежурные смены работают круглосуточно.
Техническое оснащение ЕДДС
Для выполнения своих задач ЕДДС оснащается современными техническими средствами:
- автоматизированными рабочими местами оперативных дежурных;
- системами передачи данных и оповещения;
- системами видеонаблюдения и мониторинга обстановки.
Благодаря этому обеспечивается быстрый прием и обработка сообщений от населения, экстренных служб и датчиков, контроль ситуации, оперативное оповещение.
Взаимодействие ЕДДС с другими службами
ЕДДС осуществляет тесное взаимодействие с дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб и организаций:
- пожарной охраны;
- полиции;
- скорой медицинской помощи;
- газовой службы;
- службы электросетей;
- аварийной службы жилищно-коммунального хозяйства.
ЕДДС является координирующим органом для всех перечисленных служб при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи ЕДДС
Рассмотрим подробнее задачи, выполняемые еддс расшифровка:
- Прием сообщений от населения и организаций об угрозе или факте чрезвычайной ситуации.
- Анализ и оценка достоверности поступивших сообщений.
- Информирование и оповещение руководства, экстренных служб и населения об угрозе ЧС.
- Координация совместных действий различных оперативных служб.
- Обеспечение эффективного управления силами, задействованными для ликвидации ЧС.
Таким образом, расшифровка ЕДДС как единой дежурно-диспетчерской службы в полной мере соответствует выполняемым ею задачам по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Конкретные примеры действий ЕДДС
Рассмотрим на конкретных примерах, что делает еддс расшифровка при поступлении сообщений о происшествиях:
- При звонке о пожаре ЕДДС незамедлительно направляет к месту вызова пожарные расчеты и оповещает дежурные службы соседних районов.
- При сообщении о ДТП с пострадавшими на место происшествия срочно высылается скорая помощь, при необходимости дополнительно вызываются сотрудники ГИБДД.
- При получении сигнала о затоплении жилых домов ЕДДС оповещает аварийную службу ЖКХ, а также отдел по делам ГО и ЧС для организации эвакуации пострадавших.
Так складывается типичная работа еддс расшифровка аббревиатуры. Как видно на примерах, от слаженности действий ЕДДС зависят жизнь и здоровье людей.
Функционирование ЕДДС при изменении режимов
В зависимости от обстановки ЕДДС муниципального образования функционирует в трех режимах:
- Повседневной деятельности (в штатном режиме);
- Повышенной готовности (если существует угроза возникновения ЧС);
- Чрезвычайной ситуации (если возникла ЧС).
В режиме повседневной деятельности ЕДДС принимает обычные сообщения о происшествиях и координирует действия оперативных служб.
В режиме повышенной готовности ЕДДС извещает органы управления, силы и средства о возможной угрозе ЧС, готовит рекомендации по совместным действиям.
В режиме ЧС ЕДДС отвечает за сбор информации, обобщение и анализ данных обстановки, оперативное управление ситуацией, поддержание связи со всеми задействованными структурами.
Регламентация деятельности ЕДДС
Деятельность единой дежурно-диспетчерской службы регламентируется рядом нормативных актов.
Основные документы федерального уровня:
- Постановление о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (2003 г.)
- ГОСТ Р «Безопасность в ЧС. Единая дежурно-диспетчерская служба» (2021 г.)
На местном уровне принимаются собственные положения о ЕДДС с учетом специфики и особенностей муниципального образования.
Перспективы развития ЕДДС
Дальнейшее развитие и совершенствование ЕДДС связано с внедрением современных технологий.
Это позволит:
- ускорить получение и обработку информации;
- повысить надежность и оперативность оповещения;
- улучшить качество принимаемых решений;
- более эффективно управлять силами во время ликвидации ЧС.
Все это будет способствовать повышению защищенности населения от различных опасностей.