Коринфский ордер

Развитие трех классических стилей древнегреческой архитектуры - дорического, ионического и коринфского - теряется во тьме веков. Из этих трех особых способов постройки коринфский стиль является самым декоративным и лучше всего знакомым в современное время. Развился он на основе дорического и ионического типов архитектурной композиции (ордеров), которая определяется сочетанием пропорций в построении колонны и определенными деталями её отделки. Свое название получил от древнегреческого полиса Коринфа, но вероятнее всего был разработан в Афинах в пятом веке до нашей эры. Самый известный образец применения стиля, сохранившийся до наших дней, может быть найден в храме, посвященном Аполлону Эпикурейскому, расположенному в северо-восточной части Мессии (в Древней Греции, часть Аркадия), в Бассах.

Но любопытно то, что коринфский ордер не является частью храма, имевшего дорическую колоннаду вокруг и ионический ордер в целле. Целла - это огороженное стенами пространство внутри храма, где помещалось изображение божества. Место, являвшееся святилищем (гиероном), там, где обитало божество. И только одна коринфская колонна находится внутри целлы. Таинственная особенность, которая является причиной дискуссий между археологами и историками. Некоторые ученые утверждают, что она – пример подношения божеству. Такую же картину можно было бы наблюдать в храмах Древней Греции, построенных в течение следующего столетия. Хорошо известный пример, когда коринфский ордер использовался как часть храма, это тип хорегического монумента, колоннада (из шести колонн) памятника Лисикрата в Афинах, возведенного в 334 году до нашей эры.

Согласно красивой легенде о происхождении колонны, рассказанной Витрувием, древнегреческий мастер бронзового литья Каллимах однажды прогуливался в окрестностях Коринфа и набрел на могильный холм, в котором покоилась одна девочка. На нем находилась плетеная корзина из ивы с дарами в виде игрушек, сверху покрытая плитой. Крупные листья аканта - растения вокруг могилы, проросли сквозь прутья и образовали нечто похожее на букет. Каллимаха очень впечатлил этот мотив. Он, когда вернулся домой, зарисовал его и воплотил потом в бронзовой капители – в форме круглой корзины, окруженной листьями аканта. Насколько правдоподобна эта история, неизвестно, но факт в том, что первые образцы действительно изготавливались из бронзы, только позднее коринфский ордер был воплощен в камне.

В Древней Греции он воспринимался только как более декоративная форма ионического. Следует сказать, что греки крайне редко применяли его при строительстве храмов и после пятого века до нашей эры. Большее развитие он получил у римлян, к тому же развивших несколько его вариантов. Немного удивительно, что римляне, которых называли более практичными людьми, особенно по отношению к древним грекам, выбрали наиболее роскошный из греческих ордеров. В любом случае, вместе с дорическим и ионическим его считают одним из трех классических ордеров.

Повторяя многие особенности ионической колонны, коринфский ордер имеет ярко выраженные отличия. На стволе колонны (похожем на ствол в ионическом стиле) чередуются каннелюры (плоские, глубокие), часто оканчивающиеся под капителью в виде изогнутых лепестков. Два типа колонны отличаются профилем базы (у коринфской она расширяется и становится тоньше), но особенно капителью. Капитель в виде раскрывшейся чашечки цветка, которую окружают устроенные в ряды цветки. В нижней части чашечку охватывает узкий пояс, а в верхней из неё поднимаются стебли, упирающиеся в плиту четырехугольной формы, декорированную посередине цветком. На плите лежит антаблемент, фриз которого покрыт лепными украшениями (пальметты и другие фигуры), повторяющимися и над карнизом, разбитым на кронштейны с нижней стороны.

Следует заметить, что можно найти и более далеких предшественников столь декоративной сложности, например, в древнеперсидской архитектуре. Хотя, конечно, натуралистические листья аканта – это верный признак того, что перед нами коринфский ордер, построение и детальная обработка колонн также играла большую роль в просторных залах, которые очень любили персы. Стволы колонн покрывали мелкими каннелюрами, их устанавливали на красиво декорированных базах в форме опрокинутой чаши, и оканчивались они пучками вертикально поставленных волют или высеченными из камня полуфигурами быков (единорогов).

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.