FreePBX: установка и настройка

FreePBX - это популярная система IP-телефонии на базе Asterisk, которая позволяет создать полноценную телефонную станцию для бизнеса. Установка и настройка FreePBX не требует глубоких технических знаний и особых финансовых вложений. В этой статье подробно рассматриваются основные этапы развертывания платформы - от подготовки сервера до первичной настройки готовой АТС.

Подготовка сервера и операционной системы

Для установки FreePBX потребуется выделенный сервер со следующими минимальными характеристиками:

  • Процессор: 2 ядра, 2 ГГц
  • Оперативная память: 4 Гб
  • HDD: 80 Гб

Рекомендуется использовать 64-bit версию операционной системы Debian, Ubuntu, CentOS или любой другой Linux-дистрибутив. Мы будем устанавливать последнюю LTS-версию 1 Ubuntu Server.

Первым делом необходимо обновить систему командами:

sudo apt update sudo apt upgrade

Далее настраиваем часовой пояс, синхронизацию времени и создаем отдельного пользователя asterisk:

sudo timedatectl set-timezone Europe/Moscow sudo apt install ntp -y sudo systemctl enable ntp sudo useradd -m asterisk -G sudo sudo passwd asterisk

Также потребуется открыть в firewall необходимые для работы сервисов порты и разрешения.

Современный офис с открытой планировкой, команды сотрудников работают за компьютерами

Установка Asterisk

Мы будем использовать последнюю долгосрочно поддерживаемую ветку 2 Asterisk 18 LTS. Скачиваем исходный код, распаковываем, устанавливаем зависимости, настраиваем и собираем из исходников:

cd /opt wget https://downloads.asterisk.org/pub/telephony/asterisk/asterisk-18-current.tar.gz tar xzvf asterisk-18-current.tar.gz cd asterisk-18.* ./configure make menuselect make make install make samples

После установки необходимо отредактировать конфигурационные файлы /etc/asterisk/asterisk.conf и /etc/default/asterisk, в частности, задать запуск от пользователя asterisk.

Установка FreePBX

FreePBX можно 3 установить из готового образа или собрать самостоятельно "с нуля". Рассмотрим второй вариант.

Сначала устанавливаем freepbx установка с нуля необходимые компоненты - веб-сервер Nginx, freepbx ubuntu СУБД MariaDB, PHP. Далее скачиваем актуальную версию FreePBX и запускаем скрипт установки. На заключительном этапе выполняем базовую настройку и активацию модулей в веб-интерфейсе.

Установка FreePBX сопровождается подключением к различным базам данных на этапе начальной конфигурации. Необходимо следить за правильностью настроек и драйверов, чтобы избежать ошибок.

После развертывания система готова к эксплуатации и дальнейшей настройке для конкретных задач IP-телефонии.

Развертывание FreePBX Установлено за 4 часа
Количество звонков в сутки До 5000

На этом завершим freepbx установка и настройка первую часть статьи. Далее будут подробно рассмотрены этапы дополнительных настроек и интеграций FreePBX.

Дополнительные настройки FreePBX

После базовой установки и активации основных модулей, платформа FreePBX нуждается в дополнительных настройках для комфортной работы.

Настройка модуля Email

Один из важнейших модулей - Email. Он позволяет отправлять уведомления о входящих звонках, голосовые сообщения по электронной почте и многое другое. Для работы этого модуля нужно настроить исходящий SMTP-сервер.

  1. Заходим в Настройки - Email
  2. Заполняем параметры SMTP-сервера
  3. Указываем адрес отправителя
  4. Тестируем отправку письма
Портрет бородатого мужчины, энергично говорящего

Настройка модуля Службы поиска имен

FreePBX позволяет обогатить входящие вызовы дополнительной контекстной информацией, например из социальных сетей, что повышает эффективность Call-центра.

Для этого используется модуль Службы поиска имен. Его интеграция выполняется в несколько шагов:

  1. Получаем API ключ в выбранной службе
  2. Добавляем службу в FreePBX
  3. Настраиваем параметры доступа
  4. Тестируем работу

Интеграция с CRM

У FreePBX есть готовые коннекторы для синхронизации с популярными облачными CRM, в том числе с Salesforce, SugarCRM, Microsoft Dynamics, Zoho и др.

Такая двусторонняя связка между АТС и CRM-системой позволяет повысить эффективность работы менеджеров.

Резервное копирование

Любую рабочую АТС необходимо регулярно резервировать, чтобы избежать потери настроек и данных.

Для этого в FreePBX предусмотрен специальный модуль Backup, позволяющий сохранять всю конфигурацию и файлы CDR в удобном для хранения виде. Резервные копии также можно переносить при переустановке системы.

Установка с флешки

Помимо установки FreePBX на сервер, систему можно запустить и с флешки, например, для ознакомления или временного использования АТС. Такая мобильная АТС сохранит все настройки на флеш-накопителе.

Процедура установки FreePBX с флешки ничем не отличается от стандартной, нужно только выбрать целевой диск в процессе развертывания дистрибутива.

Рекомендации по использованию

После настройки FreePBX готова к использованию для организации корпоративной телефонии, Call-центров, IP-АТС и других задач.

Расширенные возможности FreePBX

Помимо базовой функциональности IP-АТС, FreePBX обладает множеством дополнительных возможностей, позволяющих использовать ее для решения широкого спектра бизнес-задач.

Интегрированная АТС и CRM

Благодаря наличию готовых коннекторов к популярным CRM-системам, FreePBX можно легко интегрировать с облачными сервисами вроде Salesforce, Dynamics 365, SuiteCRM.

Такая глубокая интеграция дает массу преимуществ для компаний - от повышения скорости обработки звонков до формирования единой клиентской базы.

Организация контакт-центров

Богатый функционал FreePBX для маршрутизации, интеллектуального распределения вызовов, очередей, отчетности позволяет использовать платформу для создания контакт-центров любой сложности.

Также есть готовые решения для интеграции со специализированным ПО для колл-центров: vicidial, ocito, verto communicator.

Удаленные офисы и сотрудники

Благодаря гибким настройкам организации внутренних номеров и использованию протоколов IAX и SIP, FreePBX легко масштабируется на удаленные подразделения компании и удаленных сотрудников.

Многоканальная IP-АТС

Для крупных предприятий FreePBX может стать полноценной многоканальной АТС, поддерживающей сотни звонков одновременно и тысячи сотрудников.

Возможна организация как IP-, так и "гибридной" АТС с поддержкой аналоговых и ISDN-линий через шлюзы.

Виртуальная АТС

Благодаря гибкой архитектуре, FreePBX легко "масштабируется вверх" - ее можно использовать для создания виртуальных "облачных" АТС, предоставляемых клиентам на базе инфраструктуры сервис-провайдера.

Это позволяет организовывать виртуальные АТС в облаке как услугу (PBXaaS).

Администрирование и поддержка FreePBX

После развертывания и ввода в эксплуатацию, FreePBX требует административной поддержки для обеспечения бесперебойной работы АТС.

Мониторинг

В системе есть встроенные инструменты мониторинга текущего состояния - загрузки ЦП и памяти, статуса каналов и вызовов. Это позволяет оперативно обнаруживать и устранять неполадки.

Резервное копирование

Регулярное резервное копирование (желательно ежедневное или еженедельное) - обязательная процедура для предотвращения потери данных в случае сбоя.

Обновление системы

Необходимо следить за выходом обновлений системы и своевременно устанавливать патчи безопасности и новые версии для поддержания работоспособности FreePBX.

Интеграция с системами мониторинга

Для крупных развертываний имеет смысл интегрировать FreePBX со специализированными системами мониторинга IT-инфраструктуры для централизованного наблюдения и оповещений.

Доработка функционала

Открытая архитектура FreePBX позволяет гибко расширять функционал под нужды бизнеса - своими силами или с привлечением разработчиков.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.