ДПС, или Дорожно-патрульная служба, играет важную роль в обеспечении безопасности на дорогах России. Однако многие автомобилисты путают ДПС с другими структурами вроде ГИБДД и не до конца понимают, чем занимаются инспекторы ДПС. Давайте разберемся!
История создания дорожно-патрульной службы в России
ДПС была образована в 1936 году в СССР под названием Госавтоинспекция (ГАИ). Изначально она занималась регулированием дорожного движения, пресечением нарушений ПДД и расследованием ДТП. В 1998 году ГАИ была переименована в ГИБДД, а в 2002 году в ее структуре появилась дорожно-патрульная служба, получившая широкие полномочия по контролю за безопасностью на дорогах.
На сегодняшний день в ДПС России работает около 40 000 сотрудников. Больше всего их в Московской, Свердловской и Самарской областях:
Регион | Количество сотрудников ДПС |
Московская область | 8492 |
Свердловская область | 3561 |
Самарская область | 3194 |
Чтобы поступить на службу в ДПС, нужно пройти специальную подготовку в учебных центрах МВД России.
Основные функции и полномочия ДПС
ДПС выполняет важную задачу - обеспечивает безопасность дорожного движения. Для этого у нее есть ряд полномочий:
- Контроль за соблюдением ПДД
- Пресечение нарушений ПДД
- Остановка и досмотр транспортных средств
- Проверка документов водителей
Также инспекторы ДПС имеют право оформлять протоколы о нарушениях ПДД, задерживать транспортные средства и лишать водителей прав.
В случае ДТП сотрудники дорожно-патрульной службы прибывают на место происшествия, фиксируют обстоятельства, составляют схемы, оказывают помощь пострадавшим и организуют эвакуацию аварийных автомобилей.
Также в функции ДПС входит проведение различных профилактических мероприятий, направленных на предотвращение ДТП и повышение дисциплины на дорогах.
Техническое оснащение ДПС
Для эффективного контроля обстановки на дорогах у ДПС есть современные технические средства:
- Автомобили LADA Vesta, УАЗ Патриот, Форд Фокус для патрулирования и выезда на ДТП
- Камеры фото- и видеофиксации нарушений ПДД
- Планшеты и смартфоны для работы в полевых условиях
- Система "Вездеход" - программно-аппаратный комплекс с видеокамерами, радарами и датчиками для мониторинга обстановки на дороге и автоматической фиксации нарушений
В ближайшие годы ДПС планирует оснастить свои автомобили дополнительным оборудованием: датчиками определения состояния водителя, системами распознавания государственных регистрационных знаков, беспилотными летательными аппаратами для видеонаблюдения с высоты.
Взаимодействие ДПС с другими службами
ДПС тесно взаимодействует с другими подразделениями для комплексного обеспечения безопасности на дорогах. В частности:
ДПС и ГИБДД réгулярно проводят совместные рейды по проверке транспортных средств и выявлению пьяных водителей. Также ДПС передает часть материалов по выявленным нарушениям в регистрационно-экзаменационные подразделения и службу технического контроля ГИБДД.
При расследовании обстоятельств ДТП сотрудники дорожно-патрульной службы взаимодействуют со следственными органами и экспертами. Они также координируют свои действия с медицинскими работниками и сотрудниками МЧС при оказании помощи пострадавшим.
В целом можно сказать, что ДПС активно сотрудничает с различными ведомствами для повышения безопасности на дорогах страны.
Профилактика ДТП силами ДПС
Одной из основных функций ДПС является профилактика дорожно-транспортных происшествий. Для этого сотрудники дорожно-патрульной службы регулярно проводят различные мероприятия:
- Патрулирование опасных участков дорог и перекрестков
- Установка камер фото- и видеофиксации нарушений
- Проверка технического состояния транспортных средств
- Работа по повышению культуры вождения среди населения
В частности, инспекторы ДПС регулярно выступают перед учащимися школ и водителями с лекциями о правилах дорожного движения, проводят разъяснительную работу на предприятиях транспорта.
Перспективы развития ДПС
В ближайшие годы планируется дальнейшее развитие и совершенствование дорожно-патрульной службы. В частности:
- Увеличение штата сотрудников ДПС для более плотного патрулирования дорог
- Оснащение новой техникой и оборудованием для фиксации нарушений
- Внедрение автоматизированных систем анализа обстановки на дорогах
Также планируется повысить квалификацию сотрудников ДПС, чтобы они могли более эффективно выявлять нарушителей и предотвращать ДТП.
Как проходит типичный рабочий день инспектора ДПС
Рабочий день сотрудника дорожно-патрульной службы достаточно напряженный и требует высокой концентрации внимания.
После утреннего инструктажа инспекторы ДПС выезжают на патрулирование закрепленных участков дорог. Они следят за обстановкой, выявляют нарушителей ПДД и принимают меры по их пресечению и наказанию.
В случае получения сообщения о ДТП, сотрудники дорожно-патрульной службы незамедлительно выезжают на место происшествия. Здесь они помогают пострадавшим, организуют устранение последствий аварии, фиксируют обстоятельства случившегося.
Общественное мнение о работе ДПС
К работе сотрудников ДПС в обществе неоднозначное отношение. С одной стороны, многие ценят их вклад в обеспечение порядка на дорогах и соблюдение ПДД:
Без контроля со стороны ДПС, водители чувствовали бы полную безнаказанность и ездили как им вздумается. Это привело бы к росту аварийности.
С другой стороны, некоторые считают методы работы дорожно-патрульной службы слишком жесткими и даже коррупционными:
Инспекторы ДПС специально выискивают мелкие нарушения у водителей, чтобы вымогать взятки. Они действуют излишне строго, что вызывает раздражение людей.
Несмотря на критику, роль ДПС в повышении дисциплины на дорогах трудно переоценить. А действенная профилактическая работа и модернизация службы помогут улучшить ее имидж в глазах автомобилистов.