Познание как явление изучает наука, которая называется гносеологией.
С точки зрения этой науки, термин обозначает комплекс методов, процессов, процедур постижения окружающего мира, общества, объективной реакции.
Выделяются несколько видов познания.
• Религиозное, объектом которого является Бог (независимо от религии). Через Бога человек старается понять себя, ценность своей личности.
• Мифологическое, свойственное первобытному строю. Познание мира посредством олицетворения неизвестных понятий.
• Философское. Это совершенно особенный, целостный путь познания мира, личности, их взаимодействия. Предполагает не постижение отдельных вещей или явлений, а нахождение общих, универсальных законов бытия.
• Художественное. Отражение и получение знаний через образы, символы, знаки.
• Научное. Поиск знания, объективно отражающего мировые законы.
Научное познание двойственно, у него два подхода. Первый - неэмпирический (теоретический). Этот вид предполагает обобщение знаний, полученных эмпирическим путем, построение научных теорий и законов.
Эмпирический путь познания предполагает, что человек изучает окружающий мир посредством опыта, эксперимента, наблюдения.
Кант считал, что существуют ступени познания. На первой находится чувственное постижение, на второй - рассудок, на третьей - ум. И здесь на первое место выступает познание мира при помощи чувств.
Чувственное познание - это способ освоения мира, который зависит от внутренних органов человека и его чувств. Зрение, обоняние, вкус, слух, осязание приносят только первичные знания о мире, его внешней стороне. Получаемый при этом образ будет всегда конкретным.
Здесь существует интересная закономерность. Образ, полученный в результате, будет объективным по своему содержанию, но субъективным по форме.
Объект будет всегда разностороннее и богаче, чем его субъективное восприятие, потому что оно позволяет познать предмет лишь в определенном ракурсе.
Существуют определенные формы чувственного познания.
• Ощущения: осязание, слух, обоняние, зрение, вкус. Это первая, стартовая форма познания. Дает только частичное представление о предмете. Он познается при помощи органов чувств, а следовательно, довольно односторонне и субъективно. По цвету яблока нельзя судить о его вкусе, некоторые прекрасные (зрительно) орхидеи издают омерзительный запах давно пропавшего мяса.
• Такие формы чувственного познания, как восприятие, позволяют составить чувственную картинку предмета или явления. Это первая ступень познания. Восприятие предполагает активный характер, оно имеет определенные цели и задачи. Восприятие позволяет накопить материал, на котором уже можно строить суждения.
• Представление. Без этой формы чувственного познания невозможно было бы познать окружающую действительность, осмыслить ее и сохранить в своей памяти. Наша память избирательна. Она воспроизводит не явления целиком, а только те фрагменты, которые наиболее важны.
Три формы чувственного познания подготавливают человека к переходу на другой, более высокий уровень познания - абстрагирование.