Термин "социализация" в науке: определение и основные аспекты

Социализация - фундаментальный процесс становления личности. Без понимания этого термина невозможно решать многие практические задачи воспитания и образования.

Определение термина "социализация"

Впервые термин "социализация" ввел в научный оборот американский социолог Франклин Гиддингс в 1890-х годах. Он определил социализацию как "развитие социальной природы и характера индивида, подготовку человеческого материала к социальной жизни".

Отечественная наука стала активно использовать этот термин с 1960-1970-х годов. Российские ученые дали такие определения:

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе (Г.М. Андреева).
Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду (А.В. Мудрик).

Из определений видно, что социализация:

  • Направлена на усвоение социальных норм для успешной жизни в обществе
  • Является двусторонним процессом между индивидом и социумом
  • Происходит в течение всей жизни человека
    Группа подростков, общающихся в городском парке

Этапы и фазы социализации личности

Выделяют два основных этапа социализации:

  1. Первичная социализация - от рождения до юношеского возраста
  2. Вторичная социализация - в зрелом возрасте, связана с освоением новых социальных ролей

Каждый из этапов включает две фазы:

  1. Социальная адаптация - приспособление к нормам среды
  2. Интериоризация - усвоение ценностей и установок общества

На стыках фаз и этапов возможны кризисы социализации: подростковый, юношеский, кризис среднего возраста. Их конструктивное разрешение ведет к дальнейшему развитию личности.

Основные типы социализации

По характеру воздействия общества на индивида можно выделить такие типы социализации:

Естественный Стихийное влияние социальной среды
Гуманистический Социализация с учетом интересов личности

По охвату культур выделяют:

  • Моносоциокультурная - в рамках одной культуры
  • Полисоциокультурная - смешение культур

По результатам:

  • Успешная социализация
  • Девиантная, отклоняющаяся социализация

Агенты и средства социализации

К основным агентам социализации относятся:

  • Семья
  • Школа
  • Группы сверстников
  • СМИ

Наиболее важную роль играет семья, особенно в раннем детстве. Именно в семье закладываются базовые ценности, установки, модели поведения. Примеры родителей, их одобрение и порицание - мощный механизм социализации.

В подростковом возрасте все бóльшую роль начинают играть группы сверстников. Их влияние может как конструктивно дополнять семейную социализацию, так и вступать в противоречие с ней.

Социализация - это всегда взаимодействие между личностью и обществом. Индивид выбирает, принимать или отвергать те или иные социальные влияния, он не пассивен в этом процессе (И.С. Кон).

Механизмы и средства социализации

Выделяют следующие основные механизмы социализации:

  • Подражание значимым людям
  • Идентификация с ними
  • Интериоризация - усвоение социальных норм и ценностей

Важнейшим средством социализации является язык. Он позволяет передавать опыт от поколения к поколению, закрепляя достижения культуры в понятиях.

Существенную роль играют также социальные институты - системы норм и санкций, регулирующие взаимодействия в обществе.

Проблемы современной социализации

Среди основных проблем социализации сегодня можно назвать:

  • Ускорение темпов социальных изменений
  • Кризис идентичности
  • Дефицит живого человеческого общения

Быстрые перемены в технологиях, рынке труда, семейных отношениях затрудняют успешную социализацию молодежи по сложившимся в прошлом моделям.

В условиях неопределенности возникает кризис идентичности - размывание представлений человека о самом себе, своем месте в обществе, жизненном призвании.

Современный небоскреб и старое здание

Измерение и диагностика социализации

Для оценки социализации применяются социологические и психологические методы. Изучаются такие показатели как:

  • Соответствие поведения принятым нормам
  • Эмоциональное благополучие
  • Сформированность жизненных планов и целей

По результатам диагностики вырабатываются рекомендации для оптимизации процесса социализации.

Рекомендации по оптимизации социализации

Чтобы сделать процесс социализации более успешным, можно дать следующие рекомендации:

  1. Поддерживать авторитет семьи, укреплять доверие между детьми и родителями
  2. Развивать кругозор и критическое мышление подрастающего поколения через книги, фильмы, дискуссии
  3. Поощрять участие молодежи в волонтерских, творческих и спортивных сообществах для расширения социальных связей

Важно формировать у подрастающего поколения навыки социализация личности, умение адаптироваться к меняющимся реалиям жизни при сохранении базовых моральных ориентиров.

Социализация в цифровую эпоху

Стремительное распространение интернета и гаджетов ставит новые вопросы о влиянии цифровых технологий на социализацию личности и формирование идентичности.

С одной стороны, интернет открывает колоссальные возможности для образования, творчества, коммуникации. С другой - несет угрозы кибербуллинга, игромании, технозависимости.

Задача педагогов и родителей - научить детей грамотному и безопасному использованию цифровых технологий для процесса социализации.

Психология социализации

Социализация тесно связана с психологией. Успешность прохождения ее этапов во многом зависит от индивидуальных психологических особенностей человека.

Важное значение имеют такие характеристики как экстраверсия/интроверсия, уровень интеллекта и креативности, наличие лидерских качеств, склонность к девиантному поведению.

Понимание психологических факторов позволяет разрабатывать индивидуальные стратегии для оптимизации социализации конкретного человека.

Гендерные аспекты социализации

Существенную роль в социализации играет гендер - социокультурные различия между мужским и женским.

Еще в детстве мальчиков и девочек начинают готовить к выполнению разных социальных ролей. Мальчиков ориентируют на достижения, конкуренцию, лидерство. Девочек - на заботу о близких, внешнюю привлекательность.

Такая дифференциация продолжается в подростковом возрасте и юности. В результате формируются контрастные модели поведения и самовосприятия мужчины и женщины.

Региональная специфика социализации

Характер социализации существенно зависит от региона проживания. В больших городах она обычно происходит более динамично за счет:

  • Бóльшего разнообразия социальных ролей и моделей поведения
  • Интенсивных межкультурных контактов
  • Высокой скорости протекания социальных процессов

В малых городах и сельской местности бóльшую роль играют традиции, консервативные установки предыдущих поколений.

Нарушения процесса социализации

В некоторых случаях социализация нарушается. Это может быть связано с:

  • Тяжелыми психическими заболеваниями
  • Жестоким обращением и насилием в детстве
  • Длительной изоляцией от человеческого общества

Такие нарушения приводят к искаженному восприятию реальности, асоциальному или аутодеструктивному поведению.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.