Социализация - фундаментальный процесс становления личности. Без понимания этого термина невозможно решать многие практические задачи воспитания и образования.
Определение термина "социализация"
Впервые термин "социализация" ввел в научный оборот американский социолог Франклин Гиддингс в 1890-х годах. Он определил социализацию как "развитие социальной природы и характера индивида, подготовку человеческого материала к социальной жизни".
Отечественная наука стала активно использовать этот термин с 1960-1970-х годов. Российские ученые дали такие определения:
Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе (Г.М. Андреева).
Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду (А.В. Мудрик).
Из определений видно, что социализация:
- Направлена на усвоение социальных норм для успешной жизни в обществе
- Является двусторонним процессом между индивидом и социумом
- Происходит в течение всей жизни человека
Этапы и фазы социализации личности
Выделяют два основных этапа социализации:
- Первичная социализация - от рождения до юношеского возраста
- Вторичная социализация - в зрелом возрасте, связана с освоением новых социальных ролей
Каждый из этапов включает две фазы:
- Социальная адаптация - приспособление к нормам среды
- Интериоризация - усвоение ценностей и установок общества
На стыках фаз и этапов возможны кризисы социализации: подростковый, юношеский, кризис среднего возраста. Их конструктивное разрешение ведет к дальнейшему развитию личности.
Основные типы социализации
По характеру воздействия общества на индивида можно выделить такие типы социализации:
Естественный | Стихийное влияние социальной среды |
Гуманистический | Социализация с учетом интересов личности |
По охвату культур выделяют:
- Моносоциокультурная - в рамках одной культуры
- Полисоциокультурная - смешение культур
По результатам:
- Успешная социализация
- Девиантная, отклоняющаяся социализация
Агенты и средства социализации
К основным агентам социализации относятся:
- Семья
- Школа
- Группы сверстников
- СМИ
Наиболее важную роль играет семья, особенно в раннем детстве. Именно в семье закладываются базовые ценности, установки, модели поведения. Примеры родителей, их одобрение и порицание - мощный механизм социализации.
В подростковом возрасте все бóльшую роль начинают играть группы сверстников. Их влияние может как конструктивно дополнять семейную социализацию, так и вступать в противоречие с ней.
Социализация - это всегда взаимодействие между личностью и обществом. Индивид выбирает, принимать или отвергать те или иные социальные влияния, он не пассивен в этом процессе (И.С. Кон).
Механизмы и средства социализации
Выделяют следующие основные механизмы социализации:
- Подражание значимым людям
- Идентификация с ними
- Интериоризация - усвоение социальных норм и ценностей
Важнейшим средством социализации является язык. Он позволяет передавать опыт от поколения к поколению, закрепляя достижения культуры в понятиях.
Существенную роль играют также социальные институты - системы норм и санкций, регулирующие взаимодействия в обществе.
Проблемы современной социализации
Среди основных проблем социализации сегодня можно назвать:
- Ускорение темпов социальных изменений
- Кризис идентичности
- Дефицит живого человеческого общения
Быстрые перемены в технологиях, рынке труда, семейных отношениях затрудняют успешную социализацию молодежи по сложившимся в прошлом моделям.
В условиях неопределенности возникает кризис идентичности - размывание представлений человека о самом себе, своем месте в обществе, жизненном призвании.
Измерение и диагностика социализации
Для оценки социализации применяются социологические и психологические методы. Изучаются такие показатели как:
- Соответствие поведения принятым нормам
- Эмоциональное благополучие
- Сформированность жизненных планов и целей
По результатам диагностики вырабатываются рекомендации для оптимизации процесса социализации.
Рекомендации по оптимизации социализации
Чтобы сделать процесс социализации более успешным, можно дать следующие рекомендации:
- Поддерживать авторитет семьи, укреплять доверие между детьми и родителями
- Развивать кругозор и критическое мышление подрастающего поколения через книги, фильмы, дискуссии
- Поощрять участие молодежи в волонтерских, творческих и спортивных сообществах для расширения социальных связей
Важно формировать у подрастающего поколения навыки социализация личности, умение адаптироваться к меняющимся реалиям жизни при сохранении базовых моральных ориентиров.
Социализация в цифровую эпоху
Стремительное распространение интернета и гаджетов ставит новые вопросы о влиянии цифровых технологий на социализацию личности и формирование идентичности.
С одной стороны, интернет открывает колоссальные возможности для образования, творчества, коммуникации. С другой - несет угрозы кибербуллинга, игромании, технозависимости.
Задача педагогов и родителей - научить детей грамотному и безопасному использованию цифровых технологий для процесса социализации.
Психология социализации
Социализация тесно связана с психологией. Успешность прохождения ее этапов во многом зависит от индивидуальных психологических особенностей человека.
Важное значение имеют такие характеристики как экстраверсия/интроверсия, уровень интеллекта и креативности, наличие лидерских качеств, склонность к девиантному поведению.
Понимание психологических факторов позволяет разрабатывать индивидуальные стратегии для оптимизации социализации конкретного человека.
Гендерные аспекты социализации
Существенную роль в социализации играет гендер - социокультурные различия между мужским и женским.
Еще в детстве мальчиков и девочек начинают готовить к выполнению разных социальных ролей. Мальчиков ориентируют на достижения, конкуренцию, лидерство. Девочек - на заботу о близких, внешнюю привлекательность.
Такая дифференциация продолжается в подростковом возрасте и юности. В результате формируются контрастные модели поведения и самовосприятия мужчины и женщины.
Региональная специфика социализации
Характер социализации существенно зависит от региона проживания. В больших городах она обычно происходит более динамично за счет:
- Бóльшего разнообразия социальных ролей и моделей поведения
- Интенсивных межкультурных контактов
- Высокой скорости протекания социальных процессов
В малых городах и сельской местности бóльшую роль играют традиции, консервативные установки предыдущих поколений.
Нарушения процесса социализации
В некоторых случаях социализация нарушается. Это может быть связано с:
- Тяжелыми психическими заболеваниями
- Жестоким обращением и насилием в детстве
- Длительной изоляцией от человеческого общества
Такие нарушения приводят к искаженному восприятию реальности, асоциальному или аутодеструктивному поведению.