Типы учебных занятий: особенности, описание и строение

Учебное занятие является основной структурной единицей образовательного процесса. В педагогической теории и практике сложилось несколько подходов к классификации типов учебных занятий. Рассмотрим основные из них.

Традиционная типология

Традиционная типология типов учебных занятий имеет историческое обоснование - виды занятий назывались по мере возникновения их конкретных разновидностей. Однако единой системы оснований выделения типов учебных занятий здесь не выработано. Основанием выделения следующих типов учебных занятий являются разрозненные дидактические, организационные или содержательные признаки: цель занятия, состав учащихся, место проведения, продолжительность, используемые средства обучения и т.д. Такая типология достаточно размыта и не позволяет четко описывать и проектировать учебный процесс.

Портрет учительницы

Типология по структуре коммуникативного взаимодействия

Более стройная типология основана на различиях в структуре взаимодействия между учителем и учениками. Согласно ей, основными типами учебного занятия являются:

  • Индивидуальные занятия
  • Групповые занятия
  • Коллективные занятия

Для индивидуальных занятий характерно взаимодействие «учитель-ученик» в рамках единого или разветвленного учебного маршрута. Групповые занятия предполагают работу учителя со всем классом как с одним учеником. На коллективных занятиях осуществляется гибкое групповое и индивидуальное взаимодействие в рамках разных образовательных задач.

Типология по дидактической цели

Наиболее распространен подход, согласно которому основанием выделения типов учебных занятий является их основная дидактическая цель и место в системе уроков. Традиционно выделяют такие типы:

  1. Урок ознакомления с новым материалом
  2. Урок закрепления знаний и умений
  3. Урок проверки и оценки знаний
  4. Комбинированный урок
  5. Урок обобщения и систематизации знаний

В рамках каждого типа существует множество конкретных разновидностей учебных занятий. К примеру, среди занятий по закреплению знаний и умений можно выделить урок повторения, тренировочный урок, практическую работу и т.д.

Ученики обсуждают проект

Типы и формы организации учебных занятий

Важно различать понятия «тип учебного занятия» и «форма организации обучения». Если тип форма учебного занятия характеризует его целостную дидактическую и коммуникативную структуру, то форма организации относится лишь к одному из аспектов - специфике взаимодействия обучающихся.

Тем не менее, типы учебных занятий и формы организации тесно взаимосвязаны. К примеру, индивидуальные занятия чаще всего проводятся с применением парной и индивидуально-опосредованной форм обучения. Групповые занятия базируются на фронтальной форме работы класса. А коллективные занятия предполагают сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебного процесса.

Проблемные учебные занятия

Особого внимания заслуживает типология, основанная на принципе проблемности в обучении. В ее рамках выделяют:

  • Проблемные учебные занятия, на которых ставятся и решаются познавательные проблемы. Это активизирует мыслительную деятельность учащихся по поиску ответов и решений.
  • Непроблемные занятия, где логика учебного познания задается и направляется учителем без специального создания проблемных ситуаций.

Проблемный подход позволяет органично сочетать усвоение новых и повторение уже изученных знаний в процессе активного поиска.

Типология учебных занятий на основе используемых методов обучения

Еще одним распространенным основанием для выделения типов учебных занятий является характер применяемых на них методов обучения. Так, можно говорить о следующих разновидностях:

  • Объяснительно-иллюстративные занятия, где ведущими являются методы изложения педагогом готовых знаний и их наглядной демонстрации;
  • Репродуктивные занятия с применением методов упражнений, приучающих к использованию знаний по образцам;
  • Проблемного изложения знаний, предполагающие постановку и решение познавательных проблем самим педагогом;
  • Частично-поисковые занятия, на которых ученики под руководством учителя активно вовлекаются в поиск ответов и решений;
  • Исследовательские занятия, базирующиеся на методах самостоятельной творческой исследовательской деятельности обучаемых.

Основанием выделения следующих типов учебных занятий часто выступает форма организации деятельности учеников.

Здесь можно говорить о следующих разновидностях:

  • Фронтальных занятиях с общей для всех работой класса;
  • Индивидуальных занятиях, предполагающих самостоятельную работу каждого ученика;
  • Групповых занятиях, на которых используется работа в малых группах;
  • Коллективных (кооперативных) занятиях, где класс делится на гибко меняющиеся микрогруппы учащихся.

Интегрированные межпредметные учебные занятия

Отдельного упоминания заслуживают интегрированные межпредметные занятия, объединяющие содержание и методику изучения двух и более учебных дисциплин. Они позволяют формировать целостное мировоззрение учащихся, преодолевать разобщенность школьных предметов. К таким занятиям можно отнести:

  • Интегрированные уроки;
  • Бинарные уроки с участием двух педагогов;
  • Метапредметные уроки, выходящие за рамки конкретных дисциплин;
  • Межпредметные факультативы и кружки.

Активные и пассивные учебные занятия

Наконец, по критерию активности познавательной деятельности учеников можно говорить об активных и пассивных типах учебных занятий. На активных занятиях (дискуссиях, играх, тренингах и т.п.) ученики выступают полноправными субъектами учебной деятельности. Пассивные же занятия сводятся к трансляции знаний от учителя к обучаемым.

Типология учебных занятий по характеру учебно-познавательной деятельности

В зависимости от ведущего типа учебно-познавательной деятельности учащихся выделяют следующие разновидности занятий:

  • Занятия репродуктивного характера, нацеленные на запоминание и воспроизведение информации;
  • Занятия познавательно-поискового характера, предполагающие интеллектуальный поиск ответов и решений поставленных вопросов и задач;
  • Творческие занятия, ориентированные на самостоятельное созидание учащимися новых для них знаний, способов действий, продуктов деятельности.

Вариативные адаптивные учебные занятия

Особо следует сказать об адаптивных (вариативных) учебных занятиях, учитывающих индивидуальные особенности и потребности каждого ученика или подгрупп учащихся. Они позволяют реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. К таким занятиям относятся:

  • Уроки по индивидуальным образовательным маршрутам и программам;
  • Дифференцированные уроки для учета возможностей разных групп учеников;
  • Коррекционные занятия для преодоления трудностей в обучении.

Дистанционные электронные учебные занятия

Современные информационно-коммуникационные технологии открывают возможность проведения дистанционных электронных занятий, таких как:

  • Вебинары и телеконференции в режиме реального времени;
  • Занятия на основе кейс-технологий и симуляций;
  • Уроки с применением технологий дополненной реальности;
  • Интерактивные мультимедийные online-занятия.

Специальные тематические учебные занятия

Наконец, особую группу составляют специальные тематические учебные занятия, посвященные значимым событиям, датам, личностям, такие как:

  • Уроки мужества, посвященные подвигам героев;
  • Уроки памяти жертв трагедий и катастроф;
  • Юбилейные занятия, отмечающие важные исторические даты;
  • Биографические уроки о выдающихся деятелях.

Модульные учебные занятия

В последнее время все большее распространение получает модульное построение учебного процесса. В этом случае выделяются модульные учебные занятия - целостные организационно-методические блоки освоения определенной темы или раздела. Каждый модульный урок включает следующие компоненты:

  • Целеполагание;
  • Актуализацию имеющихся знаний по теме;
  • Освоение нового учебного материала;
  • Первичное закрепление;
  • Рефлексию изученного;
  • Контроль и самоконтроль усвоения.

Такой подход позволяет четко структурировать учебный процесс, делает его более технологичным и управляемым.

Проектные учебные занятия

Особо стоит сказать о проектных учебных занятиях, опирающихся на метод проектов. К ним можно отнести:

  • Уроки планирования проектной деятельности;
  • Уроки-практикумы проектной деятельности;
  • Уроки-консультации по ходу выполнения проектов;
  • Уроки защиты проектов, представления результатов.

Проектные занятия формируют целый комплекс важнейших компетенций учащихся, в том числе умения сотрудничать, планировать, моделировать, исследовать, презентовать.

Интеллектуально-творческие учебные занятия

Особое внимание сегодня уделяется развитию интеллектуально-творческого потенциала личности. С этой целью организуются следующие разновидности занятий:

  • Уроки-исследования;
  • Уроки-эксперименты с элементами научного поиска;
  • Занятия с использованием ТРИЗ для развития изобретательского мышления;
  • Интеллектуально-творческие марафоны и олимпиады.

Диалоговые учебные занятия

В русле гуманистической педагогики разрабатываются диалоговые типы учебных занятий. К ним можно отнести:

  • Дискуссионные занятия в форме открытого обмена мнениями;
  • Диалоговые уроки на основе равноправного межсубъектного взаимодействия;
  • Занятия в виде коллективных игровых тренингов.

Диалоговые уроки формируют коммуникативную культуру, социальную ответственность, умение слушать и слышать партнера.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.