Знание - это многогранный феномен, изучаемый многими дисциплинами. Его сложно дать однозначное определение. Однако понимание сути знания критически важно для философии, науки и практической жизни.
Эволюция представлений о знании
Представления о знании эволюционировали на протяжении истории человеческой мысли. В античности знание понималось как обоснованное и истинное мнение. Платон различал знание и мнение, считая знанием постижение вечных идей, а мнением - изменчивых вещей. Аристотель полагал, что знание должно быть доказательным и основываться на первых причинах. В Новое время проблема знания ставилась в тесной связи с вопросом о методе его получения. Эмпиризм утверждал, что знания приходят из опыта. Рационализм исходил из разума как источника знания. Кант предложил различать априорные и апостериорные знания.
Знание как философская проблема
"Знание": определение термина - одна из ключевых проблем теории познания. Существует множество подходов к ее решению. Рассмотрим наиболее влиятельные.
С точки зрения классического определения, выдвинутого Платоном, знание - это обоснованное истинное убеждение. Это означает, что для признания информации знанием она должна соответствовать трем критериям:
- Истинность - информация должна соответствовать положению дел в реальности.
- Убежденность - субъект должен быть уверен в истинности информации.
- Обоснованность - у субъекта должны быть веские основания считать информацию истинной.
Однако существуют и другие подходы. Например, Роберт Нозик выдвинул требование "прослеживания истины", согласно которому процесс получения знаний также должен быть надежным и не допускать ошибок. То есть по сути знание— это осведомленность или понимание чего-либо, которое можно логически или фактически обосновать и проверить опытом или практически проверить.
Знание: что это такое
Часто под знанием понимается информация, соответствующая действительности и полученная в результате целенаправленной познавательной деятельности. В таком смысле знание противопоставляется:
- Мнению - субъективному суждению, не обязательно истинному.
- Вере - убежденности, не требующей доказательств.
- Предположению - непроверенной гипотезе.
Ключевыми характеристиками знания как результата познания являются:
- Доказательность и обоснованность
- Системность и непротиворечивость
- Проверяемость и воспроизводимость
Знание выполняет важные функции в жизни общества и отдельного человека:
- Является основой мировоззрения
- Служит базой для принятия решений
- Позволяет строить прогнозы и предсказания
- Способствует ориентации в мире
Понятие знания
Понятие "знание" многозначно и не имеет общепринятой трактовки. В самом общем смысле под знанием подразумевают "Образ реальности или ее фрагмента в сознании субъекта, отражающий объективные свойства и закономерные связи между предметами и явлениями".
Виды знания
Различают несколько основных видов знания:
- Обыденное (житейское) - знания, полученные в повседневной жизни, как правило, несистематизированные и непроверенные.
- Художественное - отражение реальности в образной форме, присущее искусству.
- Религиозное - знания, основанные на откровениях и вере, принимаемые без логических доказательств.
- Научное - систематизированное знание, полученное с помощью научных методов и подтвержденное фактами.
- Философское - знания об общих закономерностях бытия и познания, полученные при помощи логического осмысления.
Критерии знания
Один из главных вопросов теории познания - как отличить знание от заблуждения? Наиболее распространены три основных критерия:
- Истинность - соответствие знания объективному положению дел.
- Доказательность - наличие логических оснований, подтверждающих знание.
- Проверяемость - возможность многократно воспроизвести и проверить знание.
Однако в истории философии выдвигались и другие возможные критерии, включая полезность, практическую применимость и интерсубъективное признание сообществом.
Структура знания
Знание имеет сложную структуру, включающую:
- Субъект - носитель знания (индивид или группа)
- Объект - то, о чем имеется знание
- Содержание - конкретная информация об объекте
- Формы выражения знания - языки, тексты, изображения и т.д.
- Операции - способы получения, преобразования и применения знаний
Таким образом, знание - это не просто информация, а информация, структурированная и интегрированная в деятельность субъекта.
Хранение знаний
Накопленные человечеством знания хранятся и передаются:
- В памяти людей
- В книгах, библиотеках и архивах
- В произведениях искусства и культурных традициях
- В цифровом виде - в базах данных, на веб-сайтах и т.д.
Огромные массивы информации требуют развитых систем хранения и поиска знаний. В современном мире все больше знаний кодифицируется с помощью информационных технологий.
Приобретение знаний
Основные способы приобретения новых знаний:
- Изучение книг, документов и других источников информации
- Общение с другими людьми
- Собственные наблюдения и опыт
- Эксперименты и исследования
- Размышления и умозаключения
Наиболее систематически новое знание производится в рамках науки. Ученые используют специальные методики сбора данных, их анализа и обобщения. Полученные результаты публикуются в научных работах.
Проверка знаний
Полученные знания нуждаются в проверке на:
- Логическую непротиворечивость
- Соответствие уже установленным фактам
- Практическую применимость
- Воспроизводимость при повторных исследованиях
Критическая проверка позволяет отделить обоснованные знания от ошибочных представлений. Особенно важна проверка новых гипотез и теорий на этапе их становления.
Применение знаний
Ценность знания определяется возможностью его практического применения, в том числе для:
- Объяснения наблюдаемых явлений
- Прогнозирования событий
- Создания новых продуктов и технологий
- Решения имеющихся проблем
- Приращения новых знаний
Чем шире круг задач, которые помогает решать знание, тем выше его ценность.
Передача знаний
Для распространения в обществе знания должны быть зафиксированы и переданы другим людям. Основные способы трансляции знаний:
- Устная речь
- Письменные тексты
- Изображения и модели
- Аудио- и видеозаписи
- Компьютерные базы данных и сети
Благодаря накоплению и передаче знаний становится возможным разделение труда, специализация и технический прогресс общества.
Управление знаниями
В условиях лавинообразного роста объемов информации возникает необходимость целенаправленного управления знаниями. Основные процессы в этой сфере:
- Выявление имеющихся знаний у разных специалистов и в разных источниках
- Сбор, систематизация и хранение полученной информации
- Анализ и оценка ценности выявленных знаний
- Обеспечение доступа заинтересованных лиц к накопленным знаниям
- Стимулирование генерации новых знаний и их распространения
Для решения этих задач применяются специальные информационные системы, методики и организационные механизмы.
Искусственный интеллект
"Искусственный интеллект (ИИ) пытается решить те же когнитивные задачи, что и человек, используя компьютерные вычисления. К ним относятся:
- Восприятие окружающей среды
- Понимание естественного языка
- Рассуждения и решение задач
- Способность к обучению и адаптации
Системы ИИ могут применять имеющиеся знания для решения новых проблем. Перспективы создания ИИ вызывают много вопросов философского и этического характера.
Виды нечетких множеств знания
Существуют различные способы представления знаний в нечеткой форме:
- Нечеткие множества - отражают неопределенность в значениях параметров
- Нечеткая логика - для рассуждений на основе приблизительных правил
- Нечеткие когнитивные карты - для моделирования причинно-следственных связей при наличии неопределенностей
- Нечеткие системы вывода - позволяют получать заключения из базы нечетких знаний
Гибкость и устойчивость таких моделей знаний в условиях неполной информации объясняет их популярность в прикладных задачах - диагностике, прогнозировании, управлении.
Облачные вычисления и знания
Облачные сервисы открывают новые возможности для работы со знаниями:
- Хранение больших объемов данных и масштабируемость вычислений позволяют аккумулировать и анализировать огромные массивы информации
- Предоставление прикладных сервисов "как услуги" снимает потребность во владении специальным ПО
- Удаленный совместный доступ расширяет возможности кооперации и передачи знаний
Облачные технологии меняют сам подход к хранению, распространению и потреблению знаний.