Что есть знание: определение термина и размышления о сущности

Знание - это многогранный феномен, изучаемый многими дисциплинами. Его сложно дать однозначное определение. Однако понимание сути знания критически важно для философии, науки и практической жизни.

Эволюция представлений о знании

Представления о знании эволюционировали на протяжении истории человеческой мысли. В античности знание понималось как обоснованное и истинное мнение. Платон различал знание и мнение, считая знанием постижение вечных идей, а мнением - изменчивых вещей. Аристотель полагал, что знание должно быть доказательным и основываться на первых причинах. В Новое время проблема знания ставилась в тесной связи с вопросом о методе его получения. Эмпиризм утверждал, что знания приходят из опыта. Рационализм исходил из разума как источника знания. Кант предложил различать априорные и апостериорные знания.

знание в философии это определение

Знание как философская проблема

"Знание": определение термина - одна из ключевых проблем теории познания. Существует множество подходов к ее решению. Рассмотрим наиболее влиятельные.

С точки зрения классического определения, выдвинутого Платоном, знание - это обоснованное истинное убеждение. Это означает, что для признания информации знанием она должна соответствовать трем критериям:

  1. Истинность - информация должна соответствовать положению дел в реальности.
  2. Убежденность - субъект должен быть уверен в истинности информации.
  3. Обоснованность - у субъекта должны быть веские основания считать информацию истинной.

Однако существуют и другие подходы. Например, Роберт Нозик выдвинул требование "прослеживания истины", согласно которому процесс получения знаний также должен быть надежным и не допускать ошибок. То есть по сути знание— это осведомленность или понимание чего-либо, которое можно логически или фактически обосновать и проверить опытом или практически проверить.

Знание: что это такое

Часто под знанием понимается информация, соответствующая действительности и полученная в результате целенаправленной познавательной деятельности. В таком смысле знание противопоставляется:

  • Мнению - субъективному суждению, не обязательно истинному.
  • Вере - убежденности, не требующей доказательств.
  • Предположению - непроверенной гипотезе.

Ключевыми характеристиками знания как результата познания являются:

  • Доказательность и обоснованность
  • Системность и непротиворечивость
  • Проверяемость и воспроизводимость

Знание выполняет важные функции в жизни общества и отдельного человека:

  1. Является основой мировоззрения
  2. Служит базой для принятия решений
  3. Позволяет строить прогнозы и предсказания
  4. Способствует ориентации в мире

Понятие знания

Понятие "знание" многозначно и не имеет общепринятой трактовки. В самом общем смысле под знанием подразумевают "Образ реальности или ее фрагмента в сознании субъекта, отражающий объективные свойства и закономерные связи между предметами и явлениями".

Виды знания

Различают несколько основных видов знания:

  1. Обыденное (житейское) - знания, полученные в повседневной жизни, как правило, несистематизированные и непроверенные.
  2. Художественное - отражение реальности в образной форме, присущее искусству.
  3. Религиозное - знания, основанные на откровениях и вере, принимаемые без логических доказательств.
  4. Научное - систематизированное знание, полученное с помощью научных методов и подтвержденное фактами.
  5. Философское - знания об общих закономерностях бытия и познания, полученные при помощи логического осмысления.

Критерии знания

Один из главных вопросов теории познания - как отличить знание от заблуждения? Наиболее распространены три основных критерия:

  1. Истинность - соответствие знания объективному положению дел.
  2. Доказательность - наличие логических оснований, подтверждающих знание.
  3. Проверяемость - возможность многократно воспроизвести и проверить знание.

Однако в истории философии выдвигались и другие возможные критерии, включая полезность, практическую применимость и интерсубъективное признание сообществом.

Структура знания

Знание имеет сложную структуру, включающую:

  • Субъект - носитель знания (индивид или группа)
  • Объект - то, о чем имеется знание
  • Содержание - конкретная информация об объекте
  • Формы выражения знания - языки, тексты, изображения и т.д.
  • Операции - способы получения, преобразования и применения знаний

Таким образом, знание - это не просто информация, а информация, структурированная и интегрированная в деятельность субъекта.

Хранение знаний

Накопленные человечеством знания хранятся и передаются:

  • В памяти людей
  • В книгах, библиотеках и архивах
  • В произведениях искусства и культурных традициях
  • В цифровом виде - в базах данных, на веб-сайтах и т.д.

Огромные массивы информации требуют развитых систем хранения и поиска знаний. В современном мире все больше знаний кодифицируется с помощью информационных технологий.

Приобретение знаний

Основные способы приобретения новых знаний:

  • Изучение книг, документов и других источников информации
  • Общение с другими людьми
  • Собственные наблюдения и опыт
  • Эксперименты и исследования
  • Размышления и умозаключения

Наиболее систематически новое знание производится в рамках науки. Ученые используют специальные методики сбора данных, их анализа и обобщения. Полученные результаты публикуются в научных работах.

знание определение

Проверка знаний

Полученные знания нуждаются в проверке на:

  • Логическую непротиворечивость
  • Соответствие уже установленным фактам
  • Практическую применимость
  • Воспроизводимость при повторных исследованиях

Критическая проверка позволяет отделить обоснованные знания от ошибочных представлений. Особенно важна проверка новых гипотез и теорий на этапе их становления.

Применение знаний

Ценность знания определяется возможностью его практического применения, в том числе для:

  • Объяснения наблюдаемых явлений
  • Прогнозирования событий
  • Создания новых продуктов и технологий
  • Решения имеющихся проблем
  • Приращения новых знаний

Чем шире круг задач, которые помогает решать знание, тем выше его ценность.

Передача знаний

Для распространения в обществе знания должны быть зафиксированы и переданы другим людям. Основные способы трансляции знаний:

  • Устная речь
  • Письменные тексты
  • Изображения и модели
  • Аудио- и видеозаписи
  • Компьютерные базы данных и сети

Благодаря накоплению и передаче знаний становится возможным разделение труда, специализация и технический прогресс общества.

Управление знаниями

В условиях лавинообразного роста объемов информации возникает необходимость целенаправленного управления знаниями. Основные процессы в этой сфере:

  1. Выявление имеющихся знаний у разных специалистов и в разных источниках
  2. Сбор, систематизация и хранение полученной информации
  3. Анализ и оценка ценности выявленных знаний
  4. Обеспечение доступа заинтересованных лиц к накопленным знаниям
  5. Стимулирование генерации новых знаний и их распространения

Для решения этих задач применяются специальные информационные системы, методики и организационные механизмы.

Искусственный интеллект

"Искусственный интеллект (ИИ) пытается решить те же когнитивные задачи, что и человек, используя компьютерные вычисления. К ним относятся:

  • Восприятие окружающей среды
  • Понимание естественного языка
  • Рассуждения и решение задач
  • Способность к обучению и адаптации

Системы ИИ могут применять имеющиеся знания для решения новых проблем. Перспективы создания ИИ вызывают много вопросов философского и этического характера.

Виды нечетких множеств знания

Существуют различные способы представления знаний в нечеткой форме:

  • Нечеткие множества - отражают неопределенность в значениях параметров
  • Нечеткая логика - для рассуждений на основе приблизительных правил
  • Нечеткие когнитивные карты - для моделирования причинно-следственных связей при наличии неопределенностей
  • Нечеткие системы вывода - позволяют получать заключения из базы нечетких знаний

Гибкость и устойчивость таких моделей знаний в условиях неполной информации объясняет их популярность в прикладных задачах - диагностике, прогнозировании, управлении.

Облачные вычисления и знания

Облачные сервисы открывают новые возможности для работы со знаниями:

  • Хранение больших объемов данных и масштабируемость вычислений позволяют аккумулировать и анализировать огромные массивы информации
  • Предоставление прикладных сервисов "как услуги" снимает потребность во владении специальным ПО
  • Удаленный совместный доступ расширяет возможности кооперации и передачи знаний

Облачные технологии меняют сам подход к хранению, распространению и потреблению знаний.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.