Предложения с причастным оборотом из художественной литературы: анализ и примеры

Предложения с причастными оборотами широко используются в художественной литературе. Они позволяют авторам ярко и образно описывать окружающий мир, передавать отношение к персонажам и событиям.

Основные виды причастных оборотов в предложениях художественной литературы

Существует несколько разновидностей причастных оборотов, которые часто встречаются в текстах художественной литературы:

  • Действительные причастия настоящего времени (отвечают на вопрос «что делающий?»): читающий, пишущий и т.д.
  • Страдательные причастия настоящего времени (отвечают на вопрос «что делаемый?»): читаемый, пишемый и т.д.
  • Действительные причастия прошедшего времени (отвечают на вопрос «что сделавший?»): прочитавший, написавший и т.д.
  • Страдательные причастия прошедшего времени (отвечают на вопрос «что сделанный?»): прочитанный, написанный и т.д.

Причастный оборот из литературы может располагаться как перед, так и после определяемого слова. В зависимости от положения оборот выделяется запятыми:

  1. Если оборот стоит после определяемого слова, то выделяется запятыми с двух сторон:
Ученые утверждают: в определенном смысле можно сказать, что человек — это природа, познающая самое себя (Л. Озеров).
  1. Если оборот стоит перед определяемым словом, то выделяется запятыми только справа:
Покрытый легким пушком крыжовник, розовая вперемешку с черной смородина, был там и свежесплетенная из тончайших прутьев белоснежная корзиночка.

Таким образом, положение причастного оборота относительно определяемого слова влияет на расстановку запятых при выделении оборота.

Примеры предложений с причастным оборотом после определяемого слова

Предложения с причастным оборотом из художественной литературы с оборотом после определяемого слова довольно распространены. Рассмотрим примеры с разными видами причастий.

Действительные причастия настоящего времени

Для детей каждый взрослый кажется существом немного таинственным — будь это плотник с набором инструментов, пахнущий стружкой , или ученый, знающий, почему трава окрашена в зеленый цвет (К. Паустовский).

Женщина, читающая старую книгу

Страдательные причастия настоящего времени

Это кружок из кардона, вставленный в деревянную ножку, в которой кружок этот подвигался посредством шпельков .

Действительные причастия прошедшего времени

В середине апреля два гусеничных трактора поволокли сквозь тайгу доверху груженные всякой всячиной, тяжелые, сработанные из лиственничных бревен санные прицепы на новое место (П. Проскурин).

Как видно из примеров, оборот с причастием может быть довольно объемным, включать в себя несколько зависимых слов.

Деревня с домами в лучах заката

Страдательные причастия прошедшего времени

Возле него нашли каменные мотыги и обтесанные куски кремня, от времени покрытые плесенью (Жюль Верн. Путешествие к центру Земли).

Здесь причастие «покрытые» с зависимым наречием «от времени» образуют страдательный причастный оборот прошедшего времени после определяемого слова «куски кремня».

Как видим, авторы активно используют различные тексты с причастными оборотами для создания колоритных описаний и ярких художественных образов в своих произведениях.

Предложения с причастным оборотом из художественной литературы: 4
Причастный оборот из литературы: 1
Художественные предложения с причастным оборотом: 1
Текст с причастными оборотами: 2

Особенности использования причастных оборотов в произведениях разных авторов

Каждый писатель по-своему использует возможности причастных оборотов при создании художественных текстов. Рассмотрим некоторые примеры.

А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев

Классики русской литературы активно применяли причастия и причастные обороты для яркого описания природы, портрета героев, передачи их эмоционального состояния:

Мы шли вперед. Ноги беспрестанно путались и цеплялись в длинной траве, пресыщенной горячим солнцем (И.С. Тургенев).

Здесь страдательное причастие «пресыщенной» в причастном обороте передает состояние травы под палящим солнцем.

А.П. Чехов, И.А. Бунин, М. Горький

В произведениях Чехова, Бунина и Горького мы также находим мастерское использование причастий и причастных оборотов:

Давно опавшие желтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы (А.П. Чехов).

Здесь причастие «ожидающие» передает состояние листьев, ожидающих снега.

Современные авторы

И в наши дни писатели активно используют возможности причастий и причастных оборотов для создания ярких литературных образов:

Лежишь, словно в воздухе. Постель слева отгорожена от двери камышовой ширмой, сплошь желтой, с плавными сгибами (В. Набоков).

Здесь причастный оборот передает визуальный образ ширмы.

Рекомендации по использованию причастных оборотов

Используя опыт великих писателей, можно дать несколько рекомендаций по применению причастных оборотов:

  1. Подбирать вид и время причастия в соответствии с контекстом
  2. Экспериментировать с позицией оборота относительно определяемого слова
  3. Выделять оборот запятыми согласно правилам пунктуации
  4. Избегать шаблонных оборотов

Причастия и причастные обороты - мощное средство языковой выразительности в руках писателя.

Интересные факты об употреблении причастных оборотов

Существует ряд любопытных фактов об использовании писателями причастий и причастных оборотов в своих произведениях:

  • Причастные обороты часто используются в заглавиях книг и стихотворений, например "Ожидание", "Размышляющий", "Письмо не доставленное" и т.д.
  • Некоторые писатели "перегружали" свои тексты причастными оборотами, что затрудняло чтение (например, А.Ремизов)
  • Иногда причастия приобретали символическое звучание, становясь "визитной карточкой" персонажа или произведения (например, "убитая гроза" у Блока, "спящие вагоны" у Есенина и др.)

Таким образом, причастия и причастные обороты - неотъемлемая часть языка художественной литературы.

Стилистические функции причастных оборотов

Помимо создания ярких образов, причастные обороты выполняют в художественном тексте и другие стилистические функции:

  • Передают динамику действия, его незавершенность или результат:
Уносимый ветром лист кружится в воздухе.
  • Придают повествованию эмоциональную окраску, выражают авторское отношение:
Окрыленный надеждой , он спешил на встречу.
  • Усиливают изобразительно-выразительные средства текста при описании:
Солнце освещало раскинувшийся перед нами лес.

Влияние причастных оборотов на восприятие текста

Использование писателями причастий и причастных оборотов влияет на то, как читатель воспринимает художественное произведение:

  1. Причастия оживляют текст, делают его более наглядным и ярким
  2. Обороты помогают ярче представить образы, запечатлеть их в воображении
  3. Причастия вызывают нужные автору эмоции и чувства у читателя
  4. Текст с причастиями легче запоминается и цитируется

Любопытные примеры употребления причастных оборотов

В истории литературы встречаются любопытные, неожиданные примеры использования писателями причастий и причастных оборотов:

  • Оборот может состоять всего из одного слова, например причастия "спящий" у Есенина
  • Возможно двойное отрицание, например "неотвязная", "нераскаянный" и т.п.
  • Бывают необычные сочетания, каламбуры с причастиями, как "квашеная свежесть" у Зощенко

Такие нестандартные примеры демонстрируют безграничные возможности русского языка в использовании различных форм, в том числе причастий и причастных оборотов.

Тенденции употребления причастных оборотов

Какие тенденции прослеживаются в использовании причастий и причастных оборотов писателями на современном этапе развития литературного языка:

  1. Сокращение длинных, громоздких причастных конструкций ради большей ясности и простоты изложения
  2. Все более активное употребление кратких форм причастий
  3. Появление неологизмов, окказиональных причастий
  4. Ироническое использование шаблонных оборотов

Таким образом, причастные формы и надалее остаются мощным средством художественной выразительности в современной словесности.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество