Предложения с причастными оборотами широко используются в художественной литературе. Они позволяют авторам ярко и образно описывать окружающий мир, передавать отношение к персонажам и событиям.
Основные виды причастных оборотов в предложениях художественной литературы
Существует несколько разновидностей причастных оборотов, которые часто встречаются в текстах художественной литературы:
- Действительные причастия настоящего времени (отвечают на вопрос «что делающий?»): читающий, пишущий и т.д.
- Страдательные причастия настоящего времени (отвечают на вопрос «что делаемый?»): читаемый, пишемый и т.д.
- Действительные причастия прошедшего времени (отвечают на вопрос «что сделавший?»): прочитавший, написавший и т.д.
- Страдательные причастия прошедшего времени (отвечают на вопрос «что сделанный?»): прочитанный, написанный и т.д.
Причастный оборот из литературы может располагаться как перед, так и после определяемого слова. В зависимости от положения оборот выделяется запятыми:
- Если оборот стоит после определяемого слова, то выделяется запятыми с двух сторон:
Ученые утверждают: в определенном смысле можно сказать, что человек — это природа, познающая самое себя (Л. Озеров).
- Если оборот стоит перед определяемым словом, то выделяется запятыми только справа:
Покрытый легким пушком крыжовник, розовая вперемешку с черной смородина, был там и свежесплетенная из тончайших прутьев белоснежная корзиночка.
Таким образом, положение причастного оборота относительно определяемого слова влияет на расстановку запятых при выделении оборота.
Примеры предложений с причастным оборотом после определяемого слова
Предложения с причастным оборотом из художественной литературы с оборотом после определяемого слова довольно распространены. Рассмотрим примеры с разными видами причастий.
Действительные причастия настоящего времени
Для детей каждый взрослый кажется существом немного таинственным — будь это плотник с набором инструментов, пахнущий стружкой , или ученый, знающий, почему трава окрашена в зеленый цвет (К. Паустовский).
Страдательные причастия настоящего времени
Это кружок из кардона, вставленный в деревянную ножку, в которой кружок этот подвигался посредством шпельков .
Действительные причастия прошедшего времени
В середине апреля два гусеничных трактора поволокли сквозь тайгу доверху груженные всякой всячиной, тяжелые, сработанные из лиственничных бревен санные прицепы на новое место (П. Проскурин).
Как видно из примеров, оборот с причастием может быть довольно объемным, включать в себя несколько зависимых слов.
Страдательные причастия прошедшего времени
Возле него нашли каменные мотыги и обтесанные куски кремня, от времени покрытые плесенью (Жюль Верн. Путешествие к центру Земли).
Здесь причастие «покрытые» с зависимым наречием «от времени» образуют страдательный причастный оборот прошедшего времени после определяемого слова «куски кремня».
Как видим, авторы активно используют различные тексты с причастными оборотами для создания колоритных описаний и ярких художественных образов в своих произведениях.
Предложения с причастным оборотом из художественной литературы: | 4 |
Причастный оборот из литературы: | 1 |
Художественные предложения с причастным оборотом: | 1 |
Текст с причастными оборотами: | 2 |
Особенности использования причастных оборотов в произведениях разных авторов
Каждый писатель по-своему использует возможности причастных оборотов при создании художественных текстов. Рассмотрим некоторые примеры.
А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев
Классики русской литературы активно применяли причастия и причастные обороты для яркого описания природы, портрета героев, передачи их эмоционального состояния:
Мы шли вперед. Ноги беспрестанно путались и цеплялись в длинной траве, пресыщенной горячим солнцем (И.С. Тургенев).
Здесь страдательное причастие «пресыщенной» в причастном обороте передает состояние травы под палящим солнцем.
А.П. Чехов, И.А. Бунин, М. Горький
В произведениях Чехова, Бунина и Горького мы также находим мастерское использование причастий и причастных оборотов:
Давно опавшие желтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы (А.П. Чехов).
Здесь причастие «ожидающие» передает состояние листьев, ожидающих снега.
Современные авторы
И в наши дни писатели активно используют возможности причастий и причастных оборотов для создания ярких литературных образов:
Лежишь, словно в воздухе. Постель слева отгорожена от двери камышовой ширмой, сплошь желтой, с плавными сгибами (В. Набоков).
Здесь причастный оборот передает визуальный образ ширмы.
Рекомендации по использованию причастных оборотов
Используя опыт великих писателей, можно дать несколько рекомендаций по применению причастных оборотов:
- Подбирать вид и время причастия в соответствии с контекстом
- Экспериментировать с позицией оборота относительно определяемого слова
- Выделять оборот запятыми согласно правилам пунктуации
- Избегать шаблонных оборотов
Причастия и причастные обороты - мощное средство языковой выразительности в руках писателя.
Интересные факты об употреблении причастных оборотов
Существует ряд любопытных фактов об использовании писателями причастий и причастных оборотов в своих произведениях:
- Причастные обороты часто используются в заглавиях книг и стихотворений, например "Ожидание", "Размышляющий", "Письмо не доставленное" и т.д.
- Некоторые писатели "перегружали" свои тексты причастными оборотами, что затрудняло чтение (например, А.Ремизов)
- Иногда причастия приобретали символическое звучание, становясь "визитной карточкой" персонажа или произведения (например, "убитая гроза" у Блока, "спящие вагоны" у Есенина и др.)
Таким образом, причастия и причастные обороты - неотъемлемая часть языка художественной литературы.
Стилистические функции причастных оборотов
Помимо создания ярких образов, причастные обороты выполняют в художественном тексте и другие стилистические функции:
- Передают динамику действия, его незавершенность или результат:
Уносимый ветром лист кружится в воздухе.
- Придают повествованию эмоциональную окраску, выражают авторское отношение:
Окрыленный надеждой , он спешил на встречу.
- Усиливают изобразительно-выразительные средства текста при описании:
Солнце освещало раскинувшийся перед нами лес.
Влияние причастных оборотов на восприятие текста
Использование писателями причастий и причастных оборотов влияет на то, как читатель воспринимает художественное произведение:
- Причастия оживляют текст, делают его более наглядным и ярким
- Обороты помогают ярче представить образы, запечатлеть их в воображении
- Причастия вызывают нужные автору эмоции и чувства у читателя
- Текст с причастиями легче запоминается и цитируется
Любопытные примеры употребления причастных оборотов
В истории литературы встречаются любопытные, неожиданные примеры использования писателями причастий и причастных оборотов:
- Оборот может состоять всего из одного слова, например причастия "спящий" у Есенина
- Возможно двойное отрицание, например "неотвязная", "нераскаянный" и т.п.
- Бывают необычные сочетания, каламбуры с причастиями, как "квашеная свежесть" у Зощенко
Такие нестандартные примеры демонстрируют безграничные возможности русского языка в использовании различных форм, в том числе причастий и причастных оборотов.
Тенденции употребления причастных оборотов
Какие тенденции прослеживаются в использовании причастий и причастных оборотов писателями на современном этапе развития литературного языка:
- Сокращение длинных, громоздких причастных конструкций ради большей ясности и простоты изложения
- Все более активное употребление кратких форм причастий
- Появление неологизмов, окказиональных причастий
- Ироническое использование шаблонных оборотов
Таким образом, причастные формы и надалее остаются мощным средством художественной выразительности в современной словесности.