Многоместный "Восход" — космический корабль: первый полет

12 октября 1964 года в СССР состоялся запуск первого в истории многоместного пилотируемого космического корабля "Восход". Это событие ознаменовало новую эру в освоении космоса - теперь на орбиту мог отправиться не один человек, а целый экипаж для решения научных и технических задач.

Предпосылки создания корабля "Восход"

К 1964 году СССР уже имел значительный опыт пилотируемых полетов в космос на одноместных кораблях серии "Восток". Было совершено несколько успешных полетов с космонавтами на борту. Однако возможности одноместных кораблей для проведения научных экспериментов были ограниченны. Появилась необходимость в более вместительном многоместном космическом корабле.

Расширение спектра научных задач и логика дальнейшего развития пилотируемой космонавтики диктовали необходимость дальнейшего совершенствования космических аппаратов и создания более сложных лунных и межпланетных кораблей.

Главный конструктор С.П. Королев принял решение создать новый многоместный корабль "Восход" на базе уже отработанного одноместного "Востока".

Конструкция и особенности "Восхода"

Космический корабль "Восход" был выполнен по схеме сферического спускаемого аппарата диаметром 2,3 метра, в котором размещались космонавты, и конического приборного отсека с системами жизнеобеспечения и двигательной установкой.

• Для размещения трех человек вместо одного было проведено переоборудование салона:
  • Установлены три кресла вместо одного
  • Снято катапультируемое кресло и скафандры
  • Добавлена резервная твердотопливная тормозная ДУ
  • Установлена система мягкой посадки с выдвижным щупом
  • Модернизированы системы связи и ориентации

Основные технические характеристики космического корабля "Восход":

Экипаж 3 человека
Масса 5320 кг
Габариты спускаемого аппарата Диаметр 2,3 м
Полезный груз До 1000 кг
Продолжительность полета До 2 суток

Таким образом, новый корабль позволял увеличить число космонавтов на борту и объем полезной нагрузки, а также расширить возможности для проведения научных экспериментов в условиях космического полета.

Вид на Землю из иллюминатора

Подготовка к полету

Решение о создании нового многоместного корабля "Восход" на базе "Востока" было принято в феврале 1964 года. Уже летом начались испытания систем корабля и его ракеты-носителя.

Для первого полета нового корабля был сформирован экипаж из трех человек:

• Командир корабля - Владимир Комаров
  • Бортинженер - Константин Феоктистов
  • Врач - Борис Егоров

Экипаж прошел интенсивную подготовку к полету на наземных тренажерах. Было проведено несколько запусков кораблей с манекенами для отработки систем.

Наконец, 12 октября 1964 года на космодроме Байконур состоялся запуск корабля "Восход" с экипажем на борту. Начался первый полет многоместного пилотируемого космического корабля.

Космонавт в скафандре перед полетом

Полет корабля "Восход"

Ракета-носитель "Восход" стартовала 12 октября 1964 года в 07:30 по московскому времени. На ее борту находился космический корабль "Восход" с тремя космонавтами.

Через 524 секунды после старта корабль вышел на орбиту высотой от 177 до 408 километров. Начался первый многоместный пилотируемый полет!

Космонавты приступили к выполнению программы полета, в которую входили:

• Медико-биологические эксперименты
  • Наблюдения Земли и космического пространства
  • Съемки и фотографирование
  • Проверка работы систем корабля

За время полета экипаж корабля "Восход" установил четыре мировых рекорда:

1. Максимальная высота полета: 408 км
  2. Максимальная масса выведенная на такую высоту: 5320 кг
  3. Максимальная дальность полета по орбите: 669 784 км
  4. Максимальная продолжительность: 1 сутки

Возвращение на Землю

На вторые сутки полета, 13 октября, по команде с Земли был включен тормозной двигатель и корабль "Восход" сошел с орбиты.

Спускаемый аппарат вошел в плотные слои атмосферы. На высоте 7 км вышел парашют, а на высоте 1 м сработали двигатели мягкой посадки.

В итоге приземление прошло штатно в расчетной точке на территории СССР. Экипаж был эвакуирован, а спускаемый аппарат отправлен на детальное изучение и анализ полета.

Значение полета "Восхода"

Полет первого многоместного корабля "Восход" имел огромное значение для развития космонавтики.

Во-первых, он показал работоспособность принципиально новой конструкции космического корабля, способного нести на борту сразу три члена экипажа.

Во-вторых, этот полет открыл новые возможности для комплексных научных исследований в космосе силами экипажа из специалистов разного профиля.

И наконец, "Восход" фактически положил начало целому классу многоместных пилотируемых космических кораблей, которые в дальнейшем активно использовались в советской и российской космонавтике.

Дальнейшие планы по программе "Восход"

После успешного полета "Восхода" с экипажем из трех человек, разработчики планировали осуществить еще несколько запусков по этой программе:

• "Восход-2" - для выхода человека в открытый космос
  • "Восход-3" и "Восход-4" - с искусственной силой тяжести на орбите
  • "Восход-5" и "Восход-6" - для отработки стыковки кораблей на орбите

Однако в 1966 году программу "Восход" закрыли, отдав приоритет проектам новых кораблей "Союз" и работам по советской лунной программе.

Тем не менее, наработки по "Восходу" активно использовались при создании всех последующих поколений советских и российских пилотируемых космических кораблей.

Конструктивные недостатки "Восхода"

Несмотря на успешное выполнение полетного задания, у корабля "Восход" был ряд конструктивных недостатков:

• Отсутствовала система аварийного спасения экипажа
  • Системы жизнеобеспечения были рассчитаны лишь на 2 суток полета
  • Неудобное расположение пульта управления для космонавтов
  • Ограничения по росту и весу членов экипажа

Эти недостатки впоследствии учитывались при создании более совершенных кораблей типа "Союз". Тем не менее на момент запуска "Восход" стал важным шагом вперед в освоении космического пространства.

Космонавты первого экипажа "Восхода"

Первый в истории экипаж многоместного космического корабля "Восход" состоял из трех советских космонавтов:

• Командир корабля Владимир Комаров
  • Бортинженер Константин Феоктистов
  • Врач Борис Егоров

Все трое успешно выполнили полетное задание и внесли весомый вклад в развитие космонавтики своим участием в этом историческом полете первого многоместного корабля "Восход".