Эксперимент с куклой Бобо: цели и задачи, методика, результаты

Эксперимент с куклой Бобо, проведенный Альбертом Бандурой в 1961 году, стал классическим примером демонстрации эффекта социального научения. В ходе этого исследования было показано, что дети склонны копировать и воспроизводить агрессивные модели поведения, которые они наблюдают у взрослых.

Цель и задачи эксперимента

Основной целью данного эксперимента было изучение влияния демонстрации агрессии на последующее поведение детей. Альберта Бандуру интересовал вопрос о том, будут ли дети проявлять агрессию по отношению к кукле после того, как увидят, как взрослый человек агрессивно взаимодействует с этой куклой.

Также ставились следующие конкретные задачи:

  • Изучить, повторят ли дети специфические агрессивные действия взрослого.
  • Проверить влияние пола модели и ребенка на эффект подражания.
  • Сравнить уровни агрессии в контрольной и экспериментальных группах.
эксперимент с куклой бобо

Методика проведения

В эксперименте принимали участие 72 ребенка в возрасте от 37 до 69 месяцев. Испытуемые были разделены на 8 экспериментальных групп и одну контрольную. Каждая группа состояла из 6 детей.

Исследование проводилось в три этапа:

  1. На первом этапе дети из экспериментальных групп наблюдали поведенческую модель взрослого человека - агрессивную или неагрессивную в зависимости от условия эксперимента.
  2. На втором этапе происходила активизация состояния фрустрации и агрессии у детей путем создания ситуации конфликта интересов и запрета на интересную для ребенка деятельность.
  3. На третьем, заключительном, этапе измерялось поведение детей - фиксировалось количество и характер агрессивных действий по отношению к кукле Бобо.
Кукла Бобо представляла собой надувную модель человека ростом около 140 см. Она могла стоять в вертикальном положении благодаря утяжеленному дну.

Взрослая агрессивная модель поведения включала в себя следующие действия:

  • Нанесение ударов игрушечным молотком по голове куклы
  • Пинки и толчки ногой
  • Бросание куклы на пол
  • Вербальная агрессия ("врежем ему по носу" и т.п.)

Эти действия повторялись три раза в ходе демонстрации модели поведения.

Результаты

Эксперимент с куклой Бобо продемонстрировал, что дети, наблюдавшие агрессивную модель поведения взрослого, в последующем сами проявляли значительно больше агрессии. Ниже приведены основные результаты.

Группа детей Уровень агрессии
Контрольная группа Низкий
Группа с демонстрацией неагрессивной модели Очень низкий
Группа с демонстрацией агрессивной модели Высокий

Также были получены данные о том, что:

  • Мальчики чаще копировали агрессивную мужскую модель
  • Девочки чаще копировали агрессивную женскую модель

Эти результаты подтверждают гипотезу А.Бандуры о возможности формирования определенных поведенческих паттернов путем подражания и наблюдения за поведенческой моделью.

эксперимент с куклой бобо

Обсуждение результатов

Результаты эксперимента с куклой Бобо вызвали оживленную дискуссию в научных кругах и обществе.

С одной стороны, этические аспекты исследования подверглись критике - ведь детям демонстрировали агрессивную модель поведения. С другой стороны, была подтверждена важная гипотеза о механизмах социального научения.

Сам А.Бандура ответил критикам, что в его эксперименте:

  • Агрессия была направлена на неодушевленный объект - куклу
  • Не применялись какие-либо "запрещенные" или жестокие методы воздействия на детей

Тем не менее, в современной этической практике проведение таких экспериментов с участием детей маловероятно или вовсе невозможно.

Вместе с тем значение данного исследования для психологической науки трудно переоценить. Его результаты широко цитируются и используются в современных работах по социальной психологии и психологии развития. Также на базе этих данных были разработаны эффективные методы коррекции и профилактики агрессивного поведения у детей.

Влияние на последующие исследования

Эксперимент с куклой Бобо оказал большое влияние на последующие исследования в области социального научения и формирования агрессивного поведения.

В частности, на его основе была разработана когнитивная модель агрессии А.Бандуры, согласно которой агрессивное поведение является приобретенным в результате наблюдения и подражания.

Также были проведены многочисленные репликации этого эксперимента с внесением некоторых изменений - например, вместо куклы использовались другие стимулы.

Практическое применение результатов

На основании данных об эффекте моделирования агрессивного поведения были разработаны практические рекомендации для родителей и педагогов по профилактике и коррекции агрессии у детей.

В частности, было показано, что важно не допускать демонстрации агрессии в присутствии ребенка и использовать методы позитивного подкрепления неагрессивного поведения.

Современный взгляд на эксперимент с куклой Бобо

Несмотря на имевшую место в свое время критику, сегодня значимость эксперимента с куклой Бобо для психологической науки остается бесспорной.

Более поздние исследования также продемонстрировали способность детей копировать наблюдаемую агрессивную модель поведения.

Вместе с тем признается этическая некорректность такого рода экспериментов, допускающих целенаправленное формирование негативных поведенческих паттернов.

Альтернативные объяснения результатов

Помимо эффекта социального научения, существуют и альтернативные объяснения того, почему дети в эксперименте Бандуры проявляли повышенную агрессию.

В частности, это мог быть эффект временной ассоциации - дети просто переносили негативные эмоции, возникшие на втором этапе эксперимента, на третий.

Также возможно, что поведение детей объяснялось не подражанием, а стремлением получить одобрение экспериментатора за "правильные" действия в данной ситуации.

Перспективы дальнейших исследований

Несмотря на многочисленные работы в этой области, изучение влияния демонстрируемых моделей агрессии на детей остается актуальным.

В частности, интерес представляет вопрос о долгосрочных эффектах такого рода воздействий, а также исследование агрессии, направленной на одушевленные объекты.

Модификации эксперимента

На основе оригинальной методики эксперимента с куклой Бобо был проведен ряд исследований с внесением определенных изменений.

В частности, вместо куклы в качестве объекта, на который направлялась агрессия, использовались различные неодушевленные стимулы - например, надувной шарик.

Кросс-культурные исследования

Были предприняты попытки воспроизвести результаты эксперимента Бандуры в разных культурах - как в западных странах, так и в Китае, Японии.

Это позволило выявить некоторое влияние культурного контекста: в ряде восточных культур уровень имитации оказался ниже.

Изучение индивидуальных различий

Также представляет интерес анализ того, какие индивидуально-психологические характеристики детей влияют на подражание агрессивной или, напротив, просоциальной модели поведения.

В частности, была выявлена роль таких факторов, как пол, возраст, темперамент, самооценка.

Современные методы исследования подражательного поведения

Для изучения механизмов имитации в настоящее время активно используются такие методы, как видео-анализ поведения, айтрекинг, функциональная МРТ.

Это позволяет получать более точные и объективные данные о влиянии наблюдаемых моделей на формирование различных паттернов поведения человека.

Медийные модели и их влияние

Отдельного внимания заслуживает изучение воздействия современных медиа-моделей из кино, видеоигр, социальных сетей на поведение детей и подростков.

Здесь также наблюдаются эффекты подражания, которые необходимо учитывать при анализе причин формирования тех или иных поведенческих паттернов в этой среде.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.