Расчет допустимой нагрузки на ось грузового автомобиля

Расчет нагрузки на ось - важная тема для владельцев грузовых автомобилей. От правильности расчетов зависят безопасность перевозок, срок службы транспорта и размер штрафов за нарушение весогабаритных параметров.

Нормативная база и определения

Расчет нагрузки на ось регламентируется следующими нормативными документами: Правила дорожного движения, ГОСТы по стандартизации автотранспортных средств, Технический регламент Таможенного союза "Безопасность колесных транспортных средств".

Основные термины и определения:

Нагрузка на ось - Нагрузка от массы транспортного средства, передаваемая на дорожное покрытие колесами одной оси.

Допустимая нагрузка на ось – Максимально разрешенная нагрузка, передаваемая колесами одной оси транспортного средства на дорожное покрытие.

Основная формула для расчета нагрузки на ось: Mтс = Mпо + Mзо.

где: Mтс - полная масса транспортного средства Mпо - нагрузка на переднюю ось Mзо - нагрузка на заднюю ось

Типы нагрузок и их предельные значения

Существует несколько видов нагрузок на ось:

1. Максимальная осевая нагрузка - нагрузка от полной массы транспортного средства на наиболее загруженную ось.

2. Фактическая осевая нагрузка - реальная нагрузка от массы груженого транспортного средства на ось в конкретный момент времени.

3. Допустимая осевая нагрузка - предельно разрешенная нагрузка на ось, установленная государственными стандартами.

Факторы, влияющие на величину допустимых нагрузок

На величину допустимой нагрузки влияют:

  • Тип дорожного покрытия
  • Категория дороги
  • Количество осей транспортного средства
  • Тип подвески транспортного средства

Допустимые нагрузки для разных транспортных средств

Допустимые нагрузки на ось для некоторых типов транспортных средств:

Легковой автомобиль - до 2,5 т
Грузовой автомобиль 2-осный - до 10 т Грузовой автомобиль 3-осный - до 9 т Автопоезд с 5 осями - до 10 т на заднюю ось тягача и полуприцепа, до 9 т на остальные оси

Определение исходных данных

Исходными данными для расчета нагрузки ось грузового автомобиля являются:

  • Полная масса транспортного средства
  • Нагрузка на оси порожнего "тягача" или "полуприцепа"
  • Характеристики груза (масса, объем)

Этапы расчета нагрузки при загруженном ТС

Расчет нагрузки на ось загруженного "автомобиля" включает:

  1. Расчет нагрузки на оси порожнего ТС
  2. Определение осевой нагрузки от массы груза
  3. Сложение нагрузок порожнего ТС и груза по осям

Расчет нагрузки на ось полуприцепа

Расчет нагрузки на ось полуприцепа выполняется исходя из балансировки полуприцепа и массогабаритных характеристик перевозимого груза.

Проверка результатов расчета нагрузки

После выполнения расчетов необходимо проверить их корректность. Для этого:

  1. Суммируются нагрузки на все оси - полученное значение должно соответствовать полной массе загруженного ТС
  2. Каждая осевая нагрузка сравнивается с допустимым пределом для данного ТС
  3. Осевая нагрузка на наиболее загруженную ось сравнивается со значением максимально допустимой нагрузки

Методы оптимизации загрузки ТС

Для оптимального распределения нагрузки по осям ТС можно использовать:

  • Изменение положения груза в кузове в соответствии с балансировкой ТС
  • Применение системы автоматического перераспределения осевых нагрузок
  • Ручная балансировка за счет перемещения отдельных упаковок или поддонов

Последствия превышения допустимых нагрузок

Превышение допустимых нагрузок на ось ведет к:

  • Сокращению срока службы шин и деталей подвески
  • Увеличению износа дорожного покрытия
  • Риску возникновения аварийных ситуаций
Взвешивание грузовика на контрольных весах

Ответственность за нарушение норм загрузки ТС

За превышение допустимых нагрузок на ось предусмотрены штрафы для владельцев ТС.

Размеры штрафов за перегруз ТС

Размер штрафа за перегруз ТС зависит от величины превышения допустимой нагрузки на ось и составляет:

  • При превышении на 0,5-2 тонны - 5-10 тысяч рублей
  • При превышении на 2-4 тонны - 40-50 тысяч рублей
  • При превышении более чем на 4 тонны - 450-500 тысяч рублей

Способы избежания штрафов

Чтобы избежать штрафов за перегруз, необходимо:

  1. Проводить обязательный предварительный расчет допустимых нагрузок на ось
  2. Использовать весовой контроль груза при погрузке ТС
  3. При загрузке обеспечить равномерное распределение груза в кузове

Алгоритм оспаривания штрафов

Если водителю выставлен штраф за перегруз ТС, его можно оспорить, действуя по алгоритму:

  1. Подать жалобу в ГИБДД в течение 10 дней
  2. Если отказали, подать иск в суд в течение 3 месяцев
  3. Предоставить документы, подтверждающие отсутствие нарушений

Проверка правильности взвешивания ТС

При постановке ТС на штрафной весовой контроль, водитель может убедиться в правильности процедуры, сверив:

  • Соответствие оборудования и квалификации контролеров
  • Наличие поверки весового оборудования
  • Соответствие порядка проверки регламенту

Возможности бортовых систем взвешивания

Для контроля нагрузки на ось во время движения все чаще используются бортовые системы, позволяющие в режиме реального времени:

  • Отслеживать вес груза и нагрузку на каждую ось
  • Анализировать оставшийся запас грузоподъемности
  • Автоматически формировать весовые отчеты и протоколы замеров
    нагрузка на ось расчет

Преимущества систем автоматического контроля нагрузки

Использование бортовых систем контроля нагрузки дает следующие возможности:

  • Исключить риск перегруза транспорта и штрафов
  • Повысить эффективность использования грузоподъемности ТС
  • Оптимизировать нагрузку на оси для снижения износа шин и деталей подвески

Основные производители систем контроля нагрузки

При выборе конкретной модели рекомендуется обращать внимание на:

  • Точность измерений
  • Надежность и долговечность
  • Удобство использования и наличие дополнительных функций
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.