Зиверт и рентген: связь единиц измерения радиации

Радиация невидима, но опасна. Как измерить незримое? С помощью дозиметров и радиометров. Но что означают цифры приборов? Давайте разберемся!

Единицы измерения радиации: обзор

Существует несколько основных единиц измерения радиации:

• Зиверт (Sv) - используется для измерения эквивалентной и эффективной дозы ионизирующего излучения в системе СИ
  • Рентген (R) - единица экспозиционной дозы гамма-излучения

Между собой эти единицы связаны следующим соотношением: 1 Sv = 1 J/kg = 100 бэр. То есть "зиверт в рентген" можно перевести так: 1 зиверт = 100 бэров = 100 рентгенов.

Каждая единица имеет свою область применения. Зиверт чаще используется в радиобиологии для оценки воздействия радиации на живые организмы. Рентген больше распространен в промышленности для измерения уровней радиации в различных материалах и на производстве.

История вопроса: от Рентгена до Зиверта

История измерения радиоактивности началась в 1895 году, когда немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген открыл новый вид излучения. Он назвал его "X-strahlen" - "Х-лучи" - по аналогии с математическим символом неизвестной величины. Это открытие стало началом исследований радиации.

Первые рентгеновские снимки, сделанные Рентгеном, показали кости человеческой руки без кожных покровов - поистине сенсационное открытие!

В 1928 году рентген был принят в качестве единицы дозы ионизирующего излучения в Международной системе единиц (СГСЭ).

А еще через 25 лет, в 1953 году, шведский радиолог Рольф Зиверт предложил ввести новую единицу - "röntgen equivalent man" или "биологический эквивалент рентгена". Эта величина получила название бэр в честь автора.

И наконец, в 1975 году на основе бэра была утверждена новая единица зиверт - также в честь Рольфа Зиверта. С тех пор зиверт является одной из основных единиц измерения радиации в системе СИ.

1895 Открытие Х-лучей (рентгеновского излучения)
1928 Рентген принят как единица измерения дозы радиации
1953 Предложен бэр (биологический эквивалент рентгена)
1975 Утвержден зиверт как единица СИ

Таким образом, единицы измерения радиации прошли долгий путь развития: от открытия Х-лучей до современного стандарта - зиверта.

Физический смысл единиц

Чтобы понять, рентгены и зиверты - в чем разница, давайте разберемся в физическом смысле этих единиц.

Зиверт характеризует энергию ионизирующего излучения, поглощенную единицей массы биологической ткани. 1 зиверт - это такая же величина энергии, какая выделяется при облучении 1 кг ткани дозой в 1 грей (1 Гр) гамма-излучения.

В то время как рентген отражает ионизирующее воздействие на воздух. Это доза облучения, необходимая для создания 1 кулона электричества из 1 кг сухого воздуха.

Таким образом, разница в том, что зиверт оценивает биологическое действие радиации, а рентген - физическое.
Операторская АЭС

Измерение радиации на практике

Для измерения радиации в быту и на производстве используются специальные приборы:

• Счетчики Гейгера
  • Дозиметры
  • Радиометры

Они регистрируют ионизирующие частицы и на основании их количества рассчитывают уровень радиации. Показания приборов могут выражаться как в зивертах, так и в рентгенах.

Пересчет показаний приборов

Зачастую результаты измерений выражаются не в зивертах или рентгенах, а в их дольных единицах - миллизивертах (мЗв) и миллирентгенах (мР):

• 1 Зв = 1000 мЗв
  • 1 Р = 1000 мР

Это связано с тем, что зиверт и рентген - слишком большие величины для измерения обычных бытовых уровней радиации. А вот милли- и микро- кратные к ним в самый раз.

Ученый с радиоизотопом

Применение единиц в документах

В официальных документах и нормативах чаще используется зиверт и производные от него единицы (миллизиверт, микрозиверт). Это объясняется тем, что зиверт более точно описывает биологический эффект облучения.

Например, нормативы облучения персонала АЭС и населения после радиационных аварий устанавливаются в зивертах и миллизивертах.

Влияние радиации на здоровье

Как уже говорилось, зиверт позволяет точнее оценить биологическое воздействие радиации. А как именно облучение влияет на здоровье человека?

Существует прямая зависимость между дозой облучения и тяжестью негативных последствий. Чем выше полученная доза, выраженная в зивертах, тем выше вероятность развития лучевой болезни, онкологических и генетических заболеваний.

Риск лучевой болезни

При дозе выше 1 Зв острое радиационное поражение проявляется в виде рвоты, диареи, кровотечений. Это называется лучевой болезнью. При дозе в 4-6 Зв наступает смерть в 50% случаев.

Риск онкозаболеваний

Даже малые дозы радиации могут привести к онкологическим заболеваниям. Риск развития рака увеличивается примерно на 5% на каждый 1 Зв хронического облучения.

Генетические нарушения

Облучение также повышает вероятность генетических мутаций. Их последствия могут проявиться не сразу, а через поколение в виде врожденных уродств или патологий.

Защита от излучения

Чтобы минимизировать вред от радиации используются средства коллективной и индивидуальной защиты:

• Укрытия, экраны из свинца
  • Спецодежда, очки, маски
  • Противорадиационные препараты

После радиационных аварий проводится йодная профилактика и выселение людей из опасной зоны. Это позволяет минимизировать последствия облучения.

Допустимая доза

Существуют предельно допустимые нормы облучения для населения и персонала. Например, для населения это 1 мЗв в год. А персонал АЭС может получать до 20 мЗв за год.

Такие нормативы позволяют контролировать уровень облучения и свести риски к приемлемому уровню.

Перспективы использования радиации

Несмотря на риски, радиация активно применяется в мирных целях. Ключевым направлением является ядерная энергетика, дающая до 10% мировой выработки электроэнергии. При соблюдении норм безопасности эта отрасль позволяет получать колоссальные объемы энергии.

Радиационный гормезис

Перспективным направлением считается радиационный гормезис - явление повышения устойчивости биологических объектов к повреждающим факторам под влиянием малых доз радиации. Гормезис пытаются использовать для лечения и профилактики заболеваний.

Радиотерапия

Высокие дозы радиации применяют для лечения онкологических заболеваний. Метод называется лучевая или радиотерапия. Опухолевые ткани получают облучение, разрушающее раковые клетки.

Радиоизотопы

Радиоактивные изотопы используются в медицине для диагностики и терапии многих заболеваний. Они позволяют проводить сложные исследования, которые невозможны другими методами.

Будущее области

В будущем появятся новые данные о действии радиации на человека, что позволит уточнить допустимые нормы. Возможно пересмотрятся некоторые ограничения с учетом гормезиса.

Также будут развиваться технологии защиты и лечения с использованием изотопов. Ядерная медицина станет привычной в клинической практике. А ядерная энергетика увеличит свою долю в мировом балансе.