Пьеса "Гроза" - одно из величайших произведений русской литературы XIX века. Интригующее название драмы глубоко символично. Давайте разберемся, почему автор назвал свое произведение именно "Грозой". Вы узнаете много нового и интересного о русской классике.
Значение слова "гроза" в пьесе
Слово "гроза" встречается в пьесе в прямом и переносном смыслах.
В прямом смысле под грозой понимается природное явление с громом, молниями и ливнем. Например, Кулигин в 4 действии говорит: "Сильная будет гроза; уж эдаких туч давно не бывало". Это пример использования слова "гроза" для описания реально надвигающейся непогоды.
Однако гораздо чаще слово "гроза" употребляется в переносном смысле как метафора. Грозой называются:
- Накаляющаяся обстановка в городе перед бунтом (Дикой: "И без того, говорят, будто бы гроза какая-то собирается")
- Внутренний конфликт Катерины из-за любви к Борису (Катерина: "Чую, что грех мой, тяжкий грех близко...")
- Разоблачение измены Катерины как развязка драмы (Кабанова: "Вот вам и гроза! А я-то думала, откуда это гром грохочет!")
Гроза как символ
Образ грозы в пьесе Островского является многозначным символом. Рассмотрим основные символические значения.
Во-первых, гроза символизирует назревающий социальный переворот - отмену крепостного права и другие реформы 1860-х годов. Об этом пишет литературовед Разуваев: "Приближение грозы в пьесе - это явная отсылка к революционной ситуации в России, когда назревал бунт против старых порядков"
Во-вторых, через образ грозы передаются внутренние бури и душевные волнения героев. В первую очередь это относится к Катерине, чья любовная страсть разрастается подобно разгулявшейся стихии. Но и другие герои (Тихон, Кабаниха) тоже испытывают сильные внутренние потрясения.
Наконец, в третьих, приближение грозы по ходу пьесы предвещает драматическую развязку. Сцена грозы в 4 действии становится поворотным моментом, когда Катерина признается в измене. А после этого следует трагическая гибель героини.
Гроза и герои пьесы
Образ грозы в пьесе тесно связан с характерами и судьбами главных героев.
Катерина боится раскатов грома, так как рассматривает их как глас Божий, обличающий ее грех. Каждый удар грома заставляет ее вздрагивать и нервничать. В сцене грозы именно раскаты грома вынуждают Катерину признаться в измене мужу.
Другой герой пьесы, Кулигин, наоборот, любуется разыгравшейся стихией. Он говорит о пользе грозы, которая очищает воздух. Тем самым Кулигин противопоставлен мрачной и суеверной атмосфере города.
Катерина | Боится грозы как возмездия за грех |
Кулигин | Любуется грозой, видит в ней пользу |
Также грозу можно рассматривать как отражение бунтарского характера Катерины. Ее страсть, протест против морали общества - это та внутренняя "гроза", которая в итоге погубила героиню.
Кульминация драмы во время грозы
На протяжении всей пьесы Островского создается атмосфера накаливания и тревоги. Эта накаленность нарастает, подобно приближающейся грозе.
В самом начале Варвара жалуется на дурное предчувствие и говорит: "Что-то все не по себе как-то". Это первые отголоски надвигающейся грозы.
Ближе к развязке Дикой замечает: "Почитай, ни одного такого года не было, чтобы или пожар какой-нибудь, или падеж, или еще что-нибудь... вот теперь, слышно, бунтуют". Это уже открытые намеки на "грозу" - как в прямом, так и в переносном смысле.
А в 4 действии происходит кульминация драмы - сцена грозы на Волге, где Катерина признается Тихону в измене. Раскаты настоящей грозы сливаются здесь с внутренней бурей героини. Этот эпизод - поворотный момент всей пьесы, предваряющий трагический финал.
Гибель Катерины как развязка "грозы"
После признания Катерины наступает развязка всей этой "грозовой" темы, заданной уже в самом названии произведения. Раскат грома как бы убил Катерину морально. Дальнейшая судьба героини предрешена.
Окончательное решение наложить на себя руки приходит к Катерине после разговора с Барыней. Символично, что Барыня напоминает Катерине о "бездне погибели", куда ведет красота. Этой бездной и становится для героини река с волнами-убийцами.
Гибель Катерины в финале пьесы завершает всю грозовую тему, проходящую через все произведение. Это итог всего накала страстей и предчувствий беды, которыми была пронизана вся драма.
Гроза как символ возмездия
Грозу в пьесе "Гроза" можно трактовать и как символ справедливого возмездия за грех. Согласно народным поверьям, удары грома - это гнев Божий, наказание за преступление.
Литературовед Иванов отмечает: "Суеверные персонажи воспринимают приближение грозы как знак грядущего возмездия за грехи жителей города".
В частности, суеверная Кабаниха говорит Варваре: "Нынче что-то гром гремит больно... должно, кому-нибудь достанется". То есть она уверена, что гроза - предвестник наказания для кого-то из жителей.
Действительно, раскаты грома в буквальном смысле "убивают" Катерину, подталкивая ее к признанию в смертном грехе. Так сбывается суеверное поверье о грозе как каре небес.
Почему пьеса называется "Гроза": объяснение причин
Итак, мы разобрали основные смыслы и символические значения образа грозы в одноименной пьесе Островского.
Теперь понятны причины, почему автор выбрал для своего произведения название "Гроза":
- Многозначность слова "гроза" как в прямом, так и переносном смысле
- Наличие реальной грозы в кульминационной сцене 4 действия
- Символика грозы как отражение душевных бурь героев
- Тема грядущего возмездия, связанная в народных верованиях с грозой
Параллели между героями и стихией грозы
Между некоторыми персонажами пьесы и самой стихией грозы можно провести любопытные параллели. Это еще одна причина, почему Островский выбрал для своего произведения название "Гроза".
Ярче всего эта параллель прослеживается в образе главной героини Катерины. Ее бунтарский характер, жажда свободы, трагическая гибель - все это перекликается с разрушительной силой стихии.
Катерина внутренне не приемлет законы и правила, навязанные обществом. Она идет против них, следуя зову сердца. В этом ее сходство со стихией, которую невозможно остановить или подчинить.
Литературовед Сидорова: "Бунтарский дух Катерины уподоблен в пьесе разбушевавшейся грозе. Оба эти явления несут разрушение и гибель"
Гроза и другие персонажи
Помимо Катерины, черты "грозового" характера присущи и некоторым другим героям пьесы.
Это прежде всего Кабаниха - деспотичная свекровь главной героини. Ее вспышки ярости, оскорбления и угрозы в адрес невестки также напоминают разрушительную силу стихии.
Своеобразной "грозой" для окружающих является и купец Дикой - жадный и взбалмошный человек, способный "разразиться" по малейшему поводу.
Таким образом, грозовые черты в той или иной мере присущи многим персонажам этой драмы. Это еще одно объяснение названия произведения.
Роль грозы в кульминации пьесы
Одна из кульминационных сцен пьесы происходит как раз на фоне разыгравшейся грозы. Это еще один аргумент в пользу названия произведения - "Гроза".
Речь идет о 4 действии, где происходит объяснение Катерины с мужем на набережной. К этому моменту все внутренние противоречия героини накалены до предела, она готова признаться в измене.
И вот в самый ответственный момент разражается настоящая гроза - с молниями, раскатами грома и ливнем. Это придает сцене особую напряженность и драматизм. Гроза здесь - не просто фон, а важное действующее "лицо".
Символика финальной сцены
Образ грозы присутствует и в финальной сцене пьесы - гибели Катерины. Она бросается с обрыва в Волгу как раз на фоне шумящей бури.
Этот трагический финал завершает всю грозовую тему произведения. Гибель героини волнами реки перекликается со стихийной разрушительной силой грозы.
Можно сказать, что Катерина сгорает в том пламени страстей, которое бушевало в ее душе на протяжении пьесы. А гроза лишь внешнее проявление ее внутренней бури.
Психологизм образа
Немаловажно и то, что гроза в пьесе - это не только внешнее явление. Это еще и отражение внутреннего мира, психологии героев.
Особенно ярко эта внутренняя, душевная "гроза" воплощена в характере Катерины - главной героини трагедии.
Здесь гроза - символ бури страстей, разрушающей душу изнутри.