Почему самолеты никогда не летают над Антарктидой: объяснение запрета

Загадочный Южный полюс планеты долгое время был недосягаем для человека. Лишь в 1911 году туда впервые ступила нога первооткрывателя. Но до сих пор эта суровая земля полна тайн и опасностей. Одна из них – полный запрет на полеты гражданских самолетов. Почему же в XXI веке нельзя проложить воздушный путь через Антарктиду?

1. История освоения Антарктиды

Антарктида открыта для мира совсем недавно. В 1820 году этот ледяной материк впервые увидели русские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. Они обогнули Антарктиду на шлюпах «Восток» и «Мирный», но высадиться на сушу тогда не смогли.

Лишь в 1895 году норвежская экспедиция под руководством Карстена Борхгревинка ступила на берег Антарктиды. А в 1911 году знаменитые полярники Руаль Амундсен и Роберт Скотт впервые достигли Южного полюса планеты. Правда, Амундсен обогнал британца Скотта на целый месяц. Эта гонка за первенство в освоении Антарктиды стала легендарной.

Уже к середине XX века Антарктида привлекла пристальное внимание мировых держав. Здесь появлялись научные станции СССР, США, Великобритании, Австралии, Франции, Японии. Это вызывало опасения военного противостояния. И в 1959 году был подписан договор об Антарктике, объявивший материк нейтральной демилитаризованной зоной. Такой статус сохраняется и по сей день.

Крупным планом пульт управления самолета с навигационным оборудованием.

2. Уникальные особенности Антарктиды

Антарктида – самый холодный и ветреный континент планеты. Здесь располагается полюс холода Земли со среднегодовой температурой около -57°С. А рекордный показатель достигал чудовищных -89,2°С!

При этом Антарктида – самое высокогорное и сухое место на планете. Средняя толщина льда достигает 2 км, а максимальные высоты ледникового покрова – почти 5 км. Это создает колоссальное давление на подстилающую поверхность.

  • Климат и погодные условия Антарктиды экстремальны для человека и техники
  • Рельеф сильно затрудняет ориентирование и посадку воздушных судов
  • Отсутствие растительности и животных делает материк похожим на инопланетный пейзаж

Такие суровые природные условия являются первой причиной, почему над Антарктидой не летают самолеты. Выживание здесь без специального снаряжения практически невозможно. Температура воздуха опускается ниже -60°С, средняя скорость ветра достигает 20 м/с, а метели и бураны случаются очень часто.

Даже опытные полярники сталкиваются в Антарктиде с множеством опасностей. А уж для пассажиров и экипажей гражданских самолетов это была бы неминуемая гибель. Ведь в случае вынужденной посадки шансов дождаться спасательной экспедиции практически нет.

3. Трудности авиасообщения

Помимо экстремальных природных условий, есть и другие факторы, которые делают полеты над Антарктидой чрезвычайно сложными и опасными.

Во-первых, на всей этой огромной территории нет ни одного аэропорта, взлетно-посадочной полосы или хотя бы вертолетной площадки. Ледяная поверхность не позволяет использовать колесные шасси. А сооружение аэродрома в Антарктиде сопряжено с колоссальными издержками и трудностями.

Во-вторых, навигация в воздушном пространстве над Антарктидой также крайне затруднена. Из-за магнитных аномалий могут выходить из строя компасы и другие приборы. Определить местонахождение по наземным ориентирам практически невозможно – ландшафт везде однообразный. А из-за частых метелей и плотных облаков теряется видимость.

Так что даже самые передовые навигационные приборы могут дать сбой в небе над ледяной пустыней. А без точного определения координат шансов выйти из зоны магнитной аномалии может просто не оказаться.

По всем этим причинам на текущий момент гражданские самолеты не рискуют прокладывать воздушные трассы через Антарктиду. Это пока что невыполнимая задача даже для современных воздушных судов. Хотя в будущем, возможно, появятся технологии для таких сложнейших перелетов.

Заснеженный самолет в тумане на фоне бескрайней ледяной пустыни Антарктиды зимой.

4. Сложности для авиации

Помимо экстремального климата, в Антарктиде есть и другие факторы, которые делают полеты гражданских самолетов практически невозможными.

Во-первых, отсутствуют технические возможности для посадки и взлета воздушных судов. Ледовая поверхность материка не позволяет использовать шасси с колесами. А оборудование специальной взлетно-посадочной полосы чрезвычайно дорого и сложно.

Во-вторых, очень трудно обеспечить надежную навигацию и связь самолетов, летающих над Антарктидой. Магнитные аномалии нарушают работу компасов и других приборов. А по однообразному ледяному ландшафту практически невозможно определить свое местонахождение.

5. Опасности для экипажа и пассажиров

Даже если удастся решить технические проблемы полетов, в небе Антарктиды подстерегает множество опасностей для людей на борту.

Во-первых, это экстремально низкие температуры воздуха. Длительное нахождение на морозе без специальной экипировки грозит обморожениями и даже гибелью. А в случае вынужденной посадки вероятность спасения крайне мала.

Во-вторых, частые магнитные бури могут нарушить работу электроприборов и дезориентировать экипаж. А возникновение плотной облачности и метелей влечет потерю видимости.

Поэтому пока нельзя гарантировать безопасность полетов пассажирских авиалайнеров в небе над шестым континентом.

6. Сложная логистика

Почему самолеты никогда не летают над Антарктидой? Еще одна проблема на пути организации воздушного сообщения с Антарктидой и через нее – сложности логистики.

Доставка грузов и топлива, развертывание спасательных служб, обеспечение функционирования аэропортов потребуют колоссальных усилий и средств. Ведь все необходимые материалы и технику можно завезти на материк только морским путем в навигационный период.

Поэтому пока экономические расчеты не в пользу организации пассажирских авиаперевозок в Антарктиду и через нее. Но, возможно, с развитием технологий ситуация в будущем изменится.

7. Перспективы освоения

Несмотря на все трудности, идея прокладки воздушных трасс через Антарктиду периодически поднимается в научном сообществе и бизнес-среде.

Организация трансконтинентальных перелетов позволила бы значительно сократить маршруты между Южной Америкой, Африкой и Австралией. А выгоды от использования более коротких трасс очевидны.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.