Девиантное поведение подростков - серьезная социальная проблема. Как же обществу справиться с этим явлением и не допустить развития негативных тенденций? В статье мы разберем основные методы профилактики девиантного поведения и пути решения этой актуальной проблемы.
Понятие девиантного поведения подростков
Девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией (Н.Я. Копыт).
К основным формам девиантного поведения подростков относят:
- прогулы школы;
- систематическое нарушение дисциплины;
- агрессивное поведение;
- хулиганство;
- употребление алкоголя и наркотиков;
- сексуальные девиации.
Причинами возникновения девиантного поведения могут быть как социальные факторы (неблагополучие в семье, отрицательное влияние окружения), так и индивидуально-психологические особенности подростка (агрессивность, импульсивность, низкая самооценка).
Последствия девиантного поведения в подростковом возрасте очень серьезны. Это приводит к социальной дезадаптации, правонарушениям, риску приобретения вредных привычек, проблемам с получением образования и трудоустройством в будущем.
Необходимость профилактики девиантного поведения
По данным статистики, девиантное поведение в той или иной форме демонстрируют от 25% до 40% подростков. Это очень высокий показатель. Без профилактической работы эта цифра будет только расти.
Многочисленные исследования показывают прямую связь между девиациями в подростковом возрасте и последующей преступностью и асоциальным поведением во взрослой жизни. Предупреждение и коррекция отклонений в развитии и поведении детей и подростков - это профилактика правонарушений в обществе.
Девиантное поведение опасно для здоровья самих подростков - повышается риск инфицирования инфекциями, алкогольной и наркотической зависимости, психических расстройств. Кроме того, оно нарушает нормальный процесс социализации молодого поколения, мешает успешному вхождению подростков во взрослую жизнь.
Таким образом, профилактика девиаций в подростковой среде крайне важна для обеспечения социальной стабильности и безопасности общества.
Факторы риска развития девиантного поведения
Существует ряд факторов, которые повышают вероятность проявления отклоняющегося поведения у подростков.
Проблемы в семейных отношениях:
- Конфликты между родителями.
- Жестокое обращение в семье.
- Гипоопека или чрезмерная опека.
- Недостаток родительского внимания и заботы.
Неблагополучное окружение:
- "Плохие" компании.
- Криминогенные районы.
- Отрицательное влияние старших по возрасту.
Трудности в школе:
- Неуспеваемость.
- Конфликты с учителями и сверстниками.
- Отчуждение в классе.
Влияние СМИ:
- Пропаганда насилия и аморального поведения.
- Манипулирование сознанием молодежи.
Чем больше негативных факторов действует на подростка, тем выше риск возникновения отклонений в его поведении. Поэтому так важна своевременная профилактика.
Профилактики девиантного поведения подростков
Профилактика девиаций должна проводиться комплексно, с участием семьи, школы и других социальных институтов:
- Работа с семьей. Нормализация детско-родительских отношений, повышение педагогической культуры родителей, привлечение их к совместной деятельности с детьми.
- Воспитательная работа в школе. Формирование коллектива класса, развитие ученического самоуправления, проведение тематических мероприятий, индивидуальная работа с трудными подростками.
- Организация досуга подростков. Вовлечение в кружки, секции, клубы по интересам, проведение познавательных и развлекательных мероприятий, организация летнего отдыха.
- Пропаганда здорового образа жизни. Формирование ценности здоровья и ответственного отношения к себе, профилактика вредных привычек, популяризация физкультуры и спорта.
Методы работы с подростками группы риска
С подростками, уже имеющими признаки девиантного поведения, проводится индивидуальная профилактическая работа:
- Диагностика личностных особенностей. Выявление склонностей, мотивов, установок, ценностных ориентиров. Определение "мишеней" для коррекционного воздействия.
- Коррекция эмоционально-волевой сферы. Развитие самоконтроля, снижение агрессивности и тревожности, повышение стрессоустойчивости.
- Формирование социальных навыков. Обучение навыкам общения, разрешения конфликтов, сотрудничества, принятия решений.
- Повышение самооценки и уверенности в себе. Поощрение успехов, развитие способностей и талантов, формирование позитивного образа Я.
Взаимодействие с родителями девиантных подростков
Работа с семьей девиантного подростка направлена на:
- Просвещение родителей. Повышение психолого-педагогической компетентности, информирование о возрастных особенностях.
- Обучение методам воспитания. Тренинг родительских навыков, выработка стратегии взаимодействия с подростком.
- Преодоление детско-родительских конфликтов. Оптимизация общения в семье, снятие напряженности, налаживание взаимопонимания.
- Привлечение к совместной деятельности. Проведение мероприятий для родителей и детей, раскрытие творческого потенциала семьи.
Такой комплексный подход позволяет добиться позитивных изменений в семейных отношениях и поведении подростка.
Профилактики девиантного поведения подростков в школе
Школа играет важную роль в предупреждении отклоняющегося поведения учащихся. Основные направления работы:
- Выявление учащихся группы риска. Анализ поведения, успеваемости, социального статуса в классе. Диагностика личностных особенностей.
- Создание благоприятного психологического климата. Сплочение коллектива, профилактика конфликтов, создание атмосферы взаимопомощи и сотрудничества.
- Вовлечение во внеурочную деятельность. Кружки, секции, клубы, творческие объединения. Раскрытие и развитие интересов и способностей.
- Индивидуальный подход к обучению и развитию. Учет особенностей и возможностей каждого ученика, помощь в преодолении трудностей, поддержка успехов.
Такая целенаправленная воспитательная работа в условиях школы является эффективной мерой профилактики девиантного поведения.
Роль социальных служб в профилактике девиантного поведения
Важную роль в предупреждении девиаций играют учреждения социальной сферы:
- Патронаж семей группы риска. Регулярные посещения специалистами, оказание психолого-педагогической помощи, контроль условий воспитания детей.
- Организация досуга и занятости подростков. Клубы по месту жительства, лагеря труда и отдыха, трудоустройство в каникулярный период.
- Оказание психологической и юридической помощи. Консультации специалистов, горячие линии, представительство интересов подростков.
- Взаимодействие с правоохранительными органами. Совместное патрулирование, рейды по неблагополучным семьям, профилактические беседы.
Законодательное регулирование профилактики девиантного поведения
Правовые основы профилактики девиаций определены рядом нормативных актов:
- Нормативно-правовая база. Законы "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Об образовании" и др.
- Ответственность за девиантное поведение. Меры административного и уголовного наказания за правонарушения подростков.
- Права подростков с девиантным поведением. Право на помощь государства, защиту от насилия, получение образования.
- Полномочия органов профилактики. Права комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства и др.
Эффективность мер профилактики девиантного поведения
Важно оценивать результаты профилактической работы:
- Критерии оценки эффективности. Снижение уровня девиантного поведения, повышение социальной адаптации подростков.
- Мониторинг девиантного поведения. Сбор и анализ статистических данных, социологические опросы.
- Анализ и корректировка мероприятий. Выявление недостатков, внесение изменений в программы профилактики.
- Примеры успешных программ профилактики. "Старший брат", волонтерское движение, психологические тренинги.
Для улучшения результатов профилактической работы необходим комплексный подход с участием всех заинтересованных сторон.