Формы обучения в школе многообразны - от классической очной до инновационных. Давайте разберемся в вариантах, чтобы сделать осознанный выбор для своего ребенка.
Очная форма обучения
Очная форма обучения зародилась еще в Древней Греции и Древнем Риме, когда философы и учителя собирали учеников и обучали различным наукам. С тех пор мало что изменилось в принципах работы очных школ.
Суть очного обучения в том, что учащиеся каждый день посещают занятия в школе, следуют расписанию, выполняют задания, проходят контрольные работы и аттестации. Преподаватели ведут обучение лично в классе. Такой формат предполагает тесное взаимодействие между учителями и учениками, а также между самими школьниками.
К плюсам очного образования можно отнести:
- регулярное живое общение с учителем;
- возможность задавать вопросы;
- налаживание социальных связей со сверстниками;
- дисциплина и режим, заданные школой.
К минусам относят:
- ограниченные возможности для реализации индивидуальных образовательных траекторий;
- высокий риск буллинга со стороны одноклассников;
- перегрузки из-за большого объема домашних заданий.
Формы обучения в школе подойдут тем, кто предпочитает системный подход, нуждается в ежедневном контроле и организованном режиме. Не готовым к самостоятельности ученикам очная форма поможет приобрести необходимые навыки и дисциплину.
Заочная форма обучения
Заочное обучение зародилось в 19 веке с появлением переписки через почту. Удаленно учились в основном взрослые люди. Сегодня благодаря интернету заочное образование доступно детям.
Отличие заочной формы в том, что школьник учится дома сам или с репетиторами, а в школу приходит лишь на аттестации. Заочникам нужно следовать школьной программе, сдавать зачеты и экзамены в срок по расписанию.
К плюсам заочного обучения стоит отнести:
- гибкий график;
- индивидуальный темп обучения;
- возможность углубленного изучения интересующих предметов.
Трудности заочной учебы:
- нехватка живого общения с учителем;
- сложность организации самоконтроля;
- ограниченное взаимодействие со сверстниками;
Заочная форма обучения подойдет творческим натурам, сильным в науках детям или ребятам, много путешествующим. При заочном обучении высока роль самодисциплины и родительского контроля.
Очно-заочная форма обучения
Очно-заочная форма обучения появилась в середине 20 века как гибрид очного и заочного подходов. Такой формат позволяет совмещать самостоятельную учебу дома и периодическое посещение школы.
Особенность очно-заочной модели в том, что ученики частично посещают занятия, частично занимаются самообразованием. Присутствие в классе необходимо для получения заданий, объяснения сложных тем, сдачи контрольных и прохождения аттестации.
К плюсам очно-заочной системы можно отнести:
- возможность гибкого графика;
- баланс самостоятельной и классической учебы;
- доступ к разъяснениям учителя по непонятным вопросам.
К минусам относят:
- необходимость периодически посещать школу в определенное время;
- потенциальные конфликты из-за частых пропусков классных занятий;
- сложность для школы в планировании занятий и нагрузки учителей.
Семейная форма обучения
Формы обучения в школе в виде семейного образования известны с древности, когда знания передавались от родителей детям. Сегодня эта модель вновь набирает популярность.
Отличие семейного обучения в том, что ребенок официально не зачислен в школу. Родители самостоятельно контролируют процесс учебы, нанимают репетиторов, выбирают подходящую программу обучения.
Достоинства семейной формы:
- индивидуальный гибкий график;
- учет интересов и способностей ребенка;
- тесная связь обучения с реальной жизнью.
Недостатки данного подхода:
- высокая нагрузка на родителей;
- ограниченное общение со сверстниками в учебном процессе;
- недостаток у слабо мотивированных детей самоконтроля.
Самообразование
Самообразование как метод обучения существовало испокон веков. Сегодня оно представляет официальную форму получения образования для школьников 10-11 классов на добровольной основе.
Отличие самообразования в том, что старшеклассник учится полностью самостоятельно, без участия родителей и педагогов. Он лишь периодически проходит аттестационные испытания для получения итоговых оценок и аттестата.
Положительные стороны самообразования:
- полная свобода и гибкость в выборе предметов, графика и темпа обучения;
- возможность углубленного изучения интересующих дисциплин;
- развитие навыков самоорганизации и самодисциплины.
Отрицательными чертами являются:
- высокие требования к мотивации и силе воли;
- риск пробелов в знаниях;
- нехватка регулярной практики по предметам.
Дистанционная форма обучения
Дистанционное обучение зародилось в 20 веке с использованием радио и телевидения. Сегодня оно активно применяет интернет-технологии и является одной из самых технологичных форм обучения в школе.
Отличительная черта дистанционного образования - проведение занятий и контроля результатов обучения на расстоянии с помощью компьютера и интернета.
Достоинства дистанционной формы:
- гибкий индивидуальный график;
- комфортные условия обучения дома;
- использование современных цифровых инструментов и больших объемов полезной информации.
Недостатки дистанционного обучения:
- дефицит очного общения и социализации;
- высокие требования к самоорганизации;
- зависимость от технических средств и интернета.
Экстернат
Экстернат как форма аттестации вне школы появился еще в 19 веке. Тогда экстернами чаще становились взрослые. Сегодня это актуально и для школьников.
Особенность экстерната в том, что обучение ведется полностью самостоятельно или с репетиторами без зачисления в школу. Необходимо лишь периодически приходить на контрольные испытания для аттестации.
Плюсы экстерната:
- полная свобода в обучении по собственной программе;
- возможность ускоренного освоения школьного курса;
- гибкий индивидуальный график.
Минусы:
- отсутствие систематической помощи педагогов;
- высокие требования к самомотивации и организованности;
- риск пробелов в знаниях из-за неравномерной нагрузки.
Инклюзивное образование
Инклюзивный подход в образовании набирает популярность в последние десятилетия. Он подразумевает объединение в одном классе обычных детей и детей с особенностями развития.
Главное отличие инклюзии - приспособление образовательной среды под нужды каждого ученика, вне зависимости от его способностей и возможностей.
Плюсы инклюзивного обучения:
- комфортная среда для детей с особенностями;
- улучшение социальной адаптации таких детей;
- рост толерантности и эмпатии у обычных учеников.
Сложности данного подхода:
- потребность в дополнительных ресурсах для обучения;
- нехватка подготовленных педагогов;
- риск замедления общего темпа изучения материала.
Альтернативные подходы в образовании
Альтернативные подходы в образовании развиваются с 19 века как ответ на ограничения традиционных методов. К таким относятся Вальдорфская педагогика, методика Монтессори, демократические школы и другие.
Главное отличие альтернативных школ - использование авторских методик преподавания и воспитания с учетом природы ребенка, его интересов и способностей.
Положительные стороны альтернативного обучения:
- индивидуальный подход к каждому ученику;
- комфортные условия для развития и творчества;
- тесная связь обучения с реальной жизнью и практикой.
Отрицательные моменты:
- ограниченный охват образовательных стандартов;
- сложность адаптации выпускников к традиционной системе;
- нехватка квалифицированных педагогов по альтернативным методикам.
Онлайн-образование
Онлайн-образование набирает популярность в последние годы благодаря стремительному развитию интернета и цифровых технологий.
Его отличие в использовании исключительно дистанционных инструментов для обучения через интернет - онлайн-платформ, вебинаров, мессенджеров и мобильных приложений.
Плюсы онлайн-образования:
- доступность обучения из любой точки мира;
- гибкий график;
- возможность выбора лучших преподавателей и курсов.
Минусы:
- отсутствие очного взаимодействия и контроля;
- необходимость цифровых навыков и дисциплины;
- ограниченность практических и лабораторных работ.