Подмосковная деревня Новокурьяново: почему вокруг проходит кольцевая железная дорога — история одного эксперимента

Почему вокруг Новокурьяново в Подмосковье проходит уникальная кольцевая железная дорога, ставшая настоящей достопримечательностью? Этот вопрос задают себе многие путешественники, попадая в живописную деревню, окруженную железнодорожным полотном. В нашей статье мы разберемся в истории Новокурьяново и экспериментального кольца, расскажем о его назначении и роли для развития железнодорожного транспорта.

История Новокурьяново и кольцевой железной дороги

История Новокурьяново и кольцевой железной дороги неразрывно связаны между собой. В 1932 году на этой территории началось строительство испытательного полигона для железнодорожного транспорта. А уже в 1949 году по распоряжению властей сюда переселили жителей деревни Курьяново, чтобы освободить землю под строительство канализационных очистных сооружений.

Дома перевозили в разобранном виде, собирали на новом месте. Так в 1949 году внутри железнодорожного кольца появилась деревня Новокурьяново.

С тех пор Новокурьяново и кольцевая железная дорога сосуществуют бок о бок. При этом деревня формально числится в составе Москвы, а точнее района Южное Бутово, только с 1984 года.

7 улиц внутри железнодорожного кольца

Новокурьяново представляет собой типичную деревню с деревянными частными домами, расположенную внутри замкнутого кольца железной дороги. Здесь всего 7 улиц, перпендикулярных друг другу:

  1. 1-я Железногорская
  2. 2-я Железногорская
  3. 3-я Железногорская
  4. 4-я Железногорская
  5. 5-я Железногорская
  6. 6-я Железногорская
  7. 7-я Железногорская

Раньше улицы назывались иначе – Лесная, Садовая, Центральная и так далее. А в 1986 году их переименовали в честь города Железногорска Курской области по неизвестным причинам.

Экспериментальное железнодорожное кольцо ВНИИЖТ

Кольцевая железная дорога вокруг Новокурьяново не простая, а экспериментальная. Она была построена как испытательный полигон для разработки и тестирования новых образцов подвижного состава, железнодорожных путей и других технических решений.

Сегодня это филиал ВНИИЖТ – Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. Полигон состоит из 30+ лабораторий, оснащенных передовым диагностическим и испытательным оборудованием, трех кольцевых путей и пункта управления испытаниями.

Три кольцевых пути

Особенность полигона ВНИИЖТ – его три кольцевых пути:

  • 1-й путь прямой для скоростных поездов
  • 2-й и 3-й пути имеют переменный радиус и уклоны

Первый кольцевой путь расположен на ровной площадке и предназначен для тестирования скоростных поездов. Здесь разгоняют составы до 120-140 км/час. Второй и третий пути имеют уклоны до 12 и проходят через эстакаду. По ним испытывают грузовые составы со скоростью до 90 км/час.

Все три железнодорожных кольца электрифицированы и могут работать как на переменном, так и на постоянном токе. Это позволяет моделировать разные условия и режимы движения.

Лаборатории и оборудование

Для проведения комплексных испытаний на полигоне имеется несколько специализированных лабораторий и отделов:

Локомотивный корпус Тестирование силового оборудования
Вагонный корпус Исследование динамических характеристик вагонов
Корпус для испытаний рельс Проверка рельсов под нагрузкой

Также на территории полигона есть отдельная зона для техобслуживания экспериментальных составов и парк отстоя новых локомотивов и вагонов, которые проходят испытания.

Портретный крупный план паровоза с вагоном на кольце

Жизнь деревни внутри железнодорожного кольца

Каково это - жить внутри экспериментального железнодорожного кольца? Для 300 жителей Новокурьяново такой уклад давно стал привычным. Хотя, конечно, кольцевая железная дорога доставляет этой деревне немало хлопот.

Главная проблема в том, что в Новокурьяново до сих пор нет водопровода, канализации, газа и даже нормальных дорог. Здесь сохранился сельский уклад жизни: местные жители держат кур и другую живность, обрабатывают приусадебные участки.

К деревне ведет одна-единственная грунтовая дорога, общественного транспорта нет. Ближайшие остановки находятся в поселке ВНИИЖТ и станции Щербинка – это примерно 3-4 километра пешком через поле.

Поэтому периодически поднимается вопрос о переселении жителей Новокурьяново в благоустроенные районы столицы. Однако пока решение не принято, и деревня продолжает существовать внутри загадочного железнодорожного кольца, как напоминание о прошлой эпохе.

Перспективы развития территории Новокурьяново

Какие перспективы ждут Новокурьяново и экспериментальное кольцо железной дороги в будущем?

Есть несколько вариантов развития этой необычной территории на юге Москвы:

  1. Строительство здесь депо и станции метро
  2. Благоустройство деревни - проведение коммуникаций и дорог
  3. Сохранение существующего положения
  4. Превращение в музей под открытым небом

Пока конкретных решений не принято. Хотя в 2015 году власти обещали построить в Новокурьяново детский сад, магазин и торговый центр, но пока это только обещания.

В любом случае экспериментальное кольцо ВНИИЖТ сохранит свое предназначение для испытаний нового железнодорожного подвижного состава.

Широкий вид сверху на парад поездов на кольце зимой

Новокурьяново: почему вокруг железная дорога

Почему вокруг Новокурьяново проходит кольцевая железная дорога, да еще и экспериментальная? Можно выделить несколько причин создания уникального испытательного полигона именно на этом месте.

Во-первых, для строительства большого железнодорожного кольца нужна была свободная незастроенная территория недалеко от Москвы. В 1930-е годы здесь были пустыри вокруг деревни Курьяново, где и решено было разместить полигон.

Во-вторых, рядом находится город Щербинка – крупный железнодорожный узел для Москвы. Это обеспечивало удобную транспортную доступность к экспериментальному кольцу.

В-третьих, после переселения жителей Курьяново, деревня Новокурьяново как бы символизировала тесную связь развития железных дорог с судьбами простых людей. Так замкнулся исторический круг.

Туристическая привлекательность экспериментального кольца

Несмотря на все сложности быта, деревня Новокурьяново в последние годы привлекает туристов благодаря своему необычному расположению внутри железнодорожного кольца. Особенно притягательна эта территория для любителей железных дорог и ретро-техники.

Здесь можно понаблюдать за испытаниями новых скоростных электропоездов, сделать красивые фото на фоне старинных паровозов во время праздничных парадов. Для туристов периодически организуют экскурсии и даже катание на ретро-составах внутри экспериментального кольца.

Красивые пейзажи Новокурьяново

Еще одна изюминка Новокурьяново – живописная природа вокруг кольцевой железной дороги. Прямо рядом раскинулся Бутовский лес с березовыми рощицами и полянами. А деревянные домики внутри кольца смотрятся очень колоритно на фоне современных городских высоток.

Как добраться до Новокурьяново

Даже те туристы, которые хотят своими глазами увидеть необычную деревню Новокурьяново, сталкиваются с проблемой: как до нее добраться общественным транспортом?

Самый простой маршрут – на пригородной электричке до станции Щербинка (Курское направление). Оттуда пешком идти минут 20 по тропинке через поле, ориентиром служит высотное здание корпоративного университета РЖД.

Также можно дойти пешком от станции метро Бунинская аллея, но это займет около часа времени.

Экскурсии для туристов по кольцевой железной дороге

Для туристов в Новокурьяново периодически организуют экскурсии на экспериментальное кольцо ВНИИЖТ. Группы посетителей могут осмотреть выставку железнодорожной техники, музейные экспонаты в депо, а также покататься на ретро-поездах.

Обычно во время таких экскурсий состав проходит два круга по кольцевому маршруту протяженностью 6 километров на первом пути. Если желающих прокатиться много, устраивается дополнительный заезд.

Новокурьяново — почему вокруг железная дорога

Итак, отвечая на вопрос: "Почему вокруг Новокурьяново проходит кольцевая железная дорога?", можно резюмировать несколько ключевых причин.

Во-первых, здесь изначально была свободная территория для размещения испытательного полигона в 30-е годы прошлого века. А потом деревня как бы вросла в это железнодорожное кольцо.

Во-вторых, близость крупного железнодорожного узла – города Щербинки – также предопределила создание здесь экспериментального кольца.

В-третьих, непосредственная близость к Москве, чтобы оперативно внедрять все новые разработки для столичных дорог.

Так исторически сложилось, что теперь Новокурьяново – это деревня внутри знаменитого испытательного железнодорожного кольца.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.