Закон является фундаментом любого цивилизованного общества. Без четкого понимания сути закона невозможно построить справедливый правопорядок. Давайте разберемся, что такое закон, каковы его основные признаки и как правильно применять закон на практике.
1. Понятие закона
С юридической точки зрения закон - это нормативный правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государственной власти или референдумом и обладающий высшей юридической силой. Закон регулирует наиболее важные общественные отношения.
Основные признаки закона:
- Принимается представительными органами власти или народом.
- Имеет высшую юридическую силу.
- Регулирует важнейшие сферы общественной жизни.
- Обладает особым порядком принятия и вступления в силу.
- Может быть отменен или изменен только органом, принявшим его.
Что такое понятие закона? Закон и право тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Если право - это система норм, регулирующих общественные отношения, то закон - форма выражения этих норм, их закрепления в официальных актах государственной власти.
Как подчеркивал выдающийся русский юрист А.Ф. Кони: " Закон есть форма, в которую облекается в государстве право ".
А вот слова другого классика юриспруденции Л.И. Петражицкого: " Закон есть внешнее выражение предписания, исходящего от господствующих в данном обществе лиц и рассчитанного на принудительное осуществление ".
Таким образом, закон занимает центральное место в системе нормативно-правовых актов, являясь основным источником права. Все остальные акты не должны противоречить законам.
2. Виды законов
Существует множество оснований для классификации законов. Рассмотрим наиболее важные.
По юридической силе
Верховенство в этой иерархии принадлежит Конституции РФ - Основному Закону государства. За ней следуют:
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- законы субъектов РФ.
Никакой закон не может противоречить Конституции.
По предмету правового регулирования
По содержанию законы делятся на:
- конституционные;
- гражданские;
- административные;
- уголовные;
- процессуальные и др.
Это деление отражает основные сферы правового регулирования.
К гражданским относятся законы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения. Пример - Гражданский кодекс РФ.
К административным законам относятся те, которые регламентируют управленческие отношения. Сюда входит Кодекс об административных правонарушениях.
Уголовные законы устанавливают ответственность за преступления. Это в первую очередь Уголовный кодекс РФ.
Процессуальные законы регулируют порядок судопроизводства и других юридических процедур.
3. Признаки и структура закона
Любой закон имеет определенную структуру и обязательные реквизиты.
Обязательные реквизиты закона:
- Наименование;
- Дата принятия;
- Номер;
- Преамбула - вводная часть с обоснованием принятия закона;
- Статьи, главы, разделы;
- Порядок вступления в силу.
Внутри закон имеет четкое деление на структурные единицы - разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты. Это обеспечивает логичность и системность изложения правовых норм.
Язык закона должен быть максимально точным, четким, не допускающим неоднозначного толкования. Для законов характерен особый юридический стиль.
Порядок внесения поправок в закон строго регламентирован. Изменить закон может только принявший его орган власти.
Правила юридической техники призваны обеспечить совершенство закона с точки зрения формы и языка.
Рассмотрим структуру Гражданского кодекса РФ, одного из важнейших законодательных актов:
Частей | 4 |
Разделов | 18 |
Подразделов | 161 |
Глав | 208 |
Статей | 2284 |
Такая структура позволяет систематизировать огромный массив норм гражданского права.
4. Порядок принятия законов
Процедура принятия закона включает несколько обязательных стадий.
- Законодательная инициатива - внесение предложения о разработке законопроекта.
- Разработка законопроекта - составление текста будущего закона.
- Обсуждение и согласование законопроекта - проведение экспертиз, общественных слушаний.
- Принятие закона парламентом - голосование и одобрение большинством голосов.
- Подписание - удостоверение главой государства.
- Обнародование - официальное опубликование.
Для федеральных законов инициатива может исходить от депутатов, Совета Федерации, Президента РФ, Правительства РФ, законодательных органов субъектов РФ.
Обсуждение включает проведение экспертиз - антикоррупционной, лингвистической, юридической. Могут проводиться парламентские слушания с участием экспертов и заинтересованных сторон.
Голосование может завершиться принятием закона, отклонением или отправкой на доработку.
После подписания Президентом закон публикуется в официальных изданиях и вступает в силу.
5. Толкование законов
Толкование законов необходимо для уяснения и разъяснения смысла правовых норм.
Основные способы толкования:
- Легальное (официальное) - осуществляется органами власти.
- Доктринальное - научным и экспертным сообществом.
- Судебное - в процессе отправления правосудия.
- Обыденное - рядовыми гражданами.
Цели толкования:
- Устранение неясностей и противоречий в тексте закона.
- Адаптация закона к изменившимся условиям.
- Раскрытие смысла закона в конкретной ситуации.
Результатом толкования могут быть официальные разъяснения, научные публикации, судебные решения.
6. Систематизация законодательства
Систематизация законодательства необходима для упорядочивания и устранения пробелов в системе нормативных правовых актов.
Основные способы:
- Инкорпорация - объединение нормативных актов в единый свод законов.
- Консолидация - упорядочение норм путем исключения устаревших и принятия новых актов.
- Кодификация - сведение норм в единый нормативный акт по отрасли или институту права.
В России активно используется кодификация - приняты и действуют десятки кодексов, регулирующих различные сферы.
7. Реализация законов
Для эффективности закона важен механизм его реализации на практике.
Причины низкой реализации:
- Противоречия между законами.
- Пробелы в правовом регулировании.
- Несовершенство механизмов реализации.
Пути повышения эффективности:
- Систематизация и устранение коллизий в законодательстве.
- Четкое закрепление полномочий и процедур.
- Экспертиза законопроектов на предмет исполнимости.