Включенное наблюдение - это метод сбора данных в социологии и психологии, который заключается в том, что исследователь погружается в среду изучаемых людей и наблюдает за их поведением, взаимодействуя с ними. Это позволяет получить информацию изнутри, глубже понять мотивы и особенности поведения людей в естественных для них условиях.
Сущность метода включенного наблюдения
Включенное наблюдение - это качественный метод сбора данных, используемый в социологических и психологических исследованиях. Он подразумевает непосредственное участие исследователя в жизни и деятельности изучаемой им группы людей. Цель - получить информацию изнутри, наблюдая за поведением людей в их естественной среде.
Под включенным наблюдением понимается способ приобретения информации, применяемый в психологических и социологических исследованиях.
Этот метод отличается от других тем, что исследователь становится непосредственным участником изучаемого процесса или явления. Он может более детально наблюдать и анализировать все нюансы. При этом он не влияет искусственно на поведение объектов исследования.
Основные преимущества включенного наблюдения:
- Получение информации из первоисточника, возможность увидеть все изнутри
- Понимание подлинных мотивов людей, не искаженных исследователем
- Возможность выявить скрытые или неочевидные факторы, влияющие на ситуацию
К основным недостаткам можно отнести:
- Сложность обеспечения объективности данных
- Риск эмоциональной вовлеченности исследователя
- Невозможность контроля всех условий эксперимента
Существует классификация видов включенного наблюдения:
По систематичности | Систематическое и несистематическое |
По степени включенности исследователя | Полное и частичное |
По месту проведения | Лабораторное и полевое |
Проведение включенного наблюдения включает следующие этапы:
- Постановка целей и задач
- Разработка программы наблюдения
- Сбор данных путем наблюдения
- Обработка и анализ полученных данных
Таким образом, включенное наблюдение - это возможность исследовать явления или процессы, находясь внутри них. Это позволяет глубже разобраться в подлинных мотивах людей, узнать неочевидные детали ситуации. Но требует от исследователя особых навыков, чтобы обеспечить объективность и точность полученных данных.
История применения метода
Включенное наблюдение впервые описал американский этнограф Ф.Г. Кушинг в конце XIX века при изучении индейцев племени Зуньи. В дальнейшем этот метод активно применяли антропологи и социологи, в частности Б. Малиновский и М. Мид для изучения традиционных обществ и племен.
Они жили вместе с изучаемыми людьми, участвовали в их быту и обрядах, чтобы лучше понять культуру изнутри. Благодаря включенному наблюдению удавалось выяснить подлинную мотивацию поступков, которую невозможно было понять при внешнем наблюдении.
Например, Малиновский жил среди жителей Тробриандских островов в 1914-1918 годах, изучая их общество и культуру.
В современной науке метод включенного наблюдения также широко используется. Он применяется главным образом там, где требуется глубокое погружение исследователя в среду для понимания ее изнутри.
Например, российский социолог А. Горяновский работал 40 дней в строительной фирме в роли "главного снабженца" и выявил механизмы теневой экономики.
А австрийский социолог Роланд Гиртлер длительное время жил с бездомными, чтобы понять особенности их субкультуры. Такие исследования дают уникальную информацию о скрытых процессах внутри социальных групп.
Особенности подготовки исследования
Проведение включенного наблюдения требует тщательной предварительной подготовки и планирования. Прежде всего, необходимо четко сформулировать цель исследования и ответить на вопрос, какую именно информацию мы хотим получить с помощью этого метода.
Далее следует точно определить объект наблюдения - социальную группу или явление, которое будет изучаться. Например, это могут быть члены молодежной банды, сотрудники фирмы, пациенты больницы и т.д.
Очень важный момент - создание достоверной легенды для включенного наблюдателя о цели его присутствия в группе. Иначе изучаемые люди могут изменить свое обычное поведение.
Например, наблюдатель может представиться новым сотрудником, стажером, подопечным и т.п. в зависимости от специфики группы.
На этапе подготовки также определяются критерии наблюдения - что именно будет фиксировать исследователь, какие детали поведения или особенности коммуникации. Эти критерии должны соответствовать цели исследования.
Сбор данных методом включенного наблюдения
Сбор данных происходит непосредственно в процессе включенного наблюдения. Исследователь находится внутри изучаемой среды в течение определенного времени и фиксирует интересующие его особенности поведения, взаимодействия, коммуникации согласно заранее подготовленным критериям.
При этом очень важно максимально точно записывать детали происходящего. Лучше это делать сразу в процессе наблюдения, а не полагаться только на память. Полезно вести подробный дневник наблюдений, куда заносить все значимые нюансы.
Наблюдатель может использовать различные технические средства для фиксации данных - диктофон, скрытую камеру, миниатюрные записные книжки и т.д. Главное, чтобы это не вызывало подозрений у объектов наблюдения.
Продолжительность сбора данных может составлять от нескольких дней до месяцев в зависимости от целей исследования. Главное получить достаточный объем информации для последующего анализа.
Анализ результатов включенного наблюдения
После сбора данных проводится их систематизация, анализ и интерпретация. Сначала данные структурируются и обрабатываются - тексты дневников наблюдений, аудио- и видеозаписи.
Затем проводится качественный анализ - выявляются модели поведения, коммуникационные стратегии, различного рода скрытые механизмы взаимодействия внутри изучаемой социальной группы.
При необходимости данные также подвергают количественной обработке - частотные распределения, ранжирование по степени значимости, выявление корреляций и причинно-следственных связей. На этом этапе активно используются методы математической статистики.
Результаты включенного наблюдения представляют собой глубокое и всестороннее описание изучаемого явления или группы людей. Эти данные обычно излагаются в научной статье или монографии, могут быть также представлены в виде презентаций, видеороликов.