Литературу преподают в школах по-прежнему. Программы по другим предметам поменялись, новые учебники написаны даже для математики, и только такой предмет как литература изучается по-прежнему. В тетрадях учеников все еще пишется характеристика Онегина, рассуждения о Фамусове и Чацком. Нужна ли кардинальная реформа курса литературы в школе или нет?
На этот счет есть два мнения. С одной стороны, эта программа уже отработана. Начинается с простых и легко читаемых литературных произведений, в меру затронута поэзия, основательно – проза. Произведения русских авторов доминируют над зарубежной литературой. Чем плоха характеристика Онегина в ученической тетради?
Именно на его примере и можно посмотреть, как живется человеку, который практически лишен национальных корней! Воспитан французом, поверхностно образован (всем бы такое поверхностное образование), эгоист, в общем, космополит, человек мира – вот краткая характеристика Онегина. И если ребенок разобрался в этом, ничто не помешает ему читать и дальше, переключиться на зарубежную классику.
С другой стороны, современная литература действительно представлена в программе слабо. Произведения, написанные в 20 веке, опубликованы только в детских учебниках по чтению, но более серьезные книги почти не предлагаются к прочтению в средней и старшей школе. Интерес к литературе среди подростков и так не велик, а тут еще обязательная характеристика Онегина вместо произведений Селенджера.
Действительно, если смотреть с этой точки зрения, программы по литературе надо реформировать срочно, причем все: с пятого класса по одиннадцатый. Иначе интерес к предмету иссякнет окончательно. Пусть дети читают хоть что-то, чем не читают вообще ничего.
Ученики школы, в общем-то, делятся на три неравные группы:
- Дети читающие. Их меньшинство, но такие есть и всегда будут. Их не пугает характеристика Онегина, рассуждения о Толстом и Чехове, они все это уже прочли и обсудили со взрослыми.
- Дети, которые читают мало, не слишком охотно, но при стимуляции этого процесса готовы начать читать книги, адекватные своему возрасту.
- И наконец, те, кто не читает и никогда и не будет читать. Для таких хочется организовать курсы по обучению чтению литературных произведений. К сожалению, таких детей буквально три четверти класса.