Синдром «отличника» - распространенное психологическое расстройство, основным проявлением которого является стремление человека к неоправданно высоким достижениям в учебе, карьере, творчестве, спорте или других сферах деятельности. Это сопровождается потребностью в постоянном одобрении и положительных оценках со стороны окружающих. Такое поведение влечет за собой перенапряжение сил, хроническую усталость и в итоге может обернуться серьезными психологическими проблемами.
Синдром «отличника» чаще формируется в детском и подростковом возрасте, когда ребенок пытается соответствовать завышенным требованиям родителей и педагогов к успеваемости в школе. Однако нередко это расстройство сохраняется и во взрослой жизни, осложняя карьеру, взаимоотношения в семье, состояние здоровья.
Коррекция синдрома «отличника» возможна при правильно подобранной психотерапии. Еще на стадии формирования личности ребенка важны профилактические меры со стороны родителей и педагогов.
Первопричины синдрома «отличника» кроются в особенностях воспитания
Синдром отличника это комплекс психологических особенностей личности, проявляющийся в стремлении человека к совершенству во всем. Его первопричиной чаще всего становится стиль воспитания в семье. Родители «отличников», как правило, предъявляют к ним завышенные требования, оценивая исключительно внешние достижения и успехи.
- Ребенок растет в атмосфере постоянного давления, когда его принимают и ценят не за личные качества, а за отличные оценки, медали и грамоты.
- Такое воспитание формирует у ребенка убеждение, что только выдающиеся результаты в учебе или других сферах дают ему право на любовь и одобрение.
В итоге «отличникам» недостаточно просто хорошо выполнять какую-либо деятельность и получать удовольствие от процесса. Им нужно непременно быть лучшими, затмить других, получить самую высокую оценку своих результатов. Так формируется комплексное психологическое нарушение с сопутствующими ему симптомами.
Мы видим, что корни синдрома отличника кроются именно в особенностях семейного воспитания. Чтобы предотвратить развитие этого синдрома у ребенка, родителям важно принимать и любить его безусловно.
Завышенные амбиции, истощение сил и потребность в одобрении - основные симптомы
Основными симптомами синдрома "отличника", или синдрома совершенства как его еще называют в психологии, являются завышенные амбиции человека, быстрое истощение его сил и постоянная потребность в одобрении окружающих.
- «Отличники» ставят перед собой нереалистично высокие цели в учебе, карьере, творчестве или других сферах жизни. При этом они не ориентируются на свои реальные возможности и желания, а лишь хотят превзойти других.
- Они прилагают максимум усилий для достижения поставленных целей, полностью истощая свои физические и эмоциональные ресурсы в угоду успеху.
- После завершения очередного грандиозного проекта у них не остается сил на отдых и восстановление. Вместо этого они сразу берутся за следующую непосильную задачу.
Еще одним важнейшим симптомом синдрома отличника является постоянная, неутолимая потребность таких людей в одобрении и похвале окружающих.
Для «отличника» недостаточно просто хорошо справиться с задачей. Ему важнее всего, чтобы окружающие оценили, насколько блестяще он это сделал, превзошел других, затмил конкурентов.
Он жаждет быть в центре внимания, получать постоянные комплименты и восхищение своими достижениями. Без этого чувствует себя опустошенным и никчемным.
Такая амбициозность, истощение жизненных сил и зависимость от внешних оценок - три ключевых симптома синдрома отличника. Чем дольше человек живет с ними, тем сильнее ухудшается его психоэмоциональное состояние.
Тщательный опрос и психодиагностическое тестирование помогают распознать синдром
Для того чтобы распознать у человека синдром отличника, необходимо провести тщательный сбор анамнеза (опрос о симптомах) и психодиагностическое тестирование.
- На первом этапе врач или психолог детально расспрашивает пациента и его близких о том, какие цели он перед собой ставит, как к ним стремится, как реагирует на успехи и неудачи в разных сферах жизни.
- Это позволяет составить предварительное представление о наличии характерных для синдрома отличника симптомов:
- завышенные, нереалистичные амбиции;
- быстрое истощение сил;
- потребность в постоянном одобрении;
- тяжелые эмоциональные переживания из-за неудач.
- После сбора анамнеза проводится психодиагностическое тестирование - заполнение специальных опросников, проективных методик, которые позволяют объективно оценить выраженность симптомов.
- Основные из них:
Название теста | Что позволяет оценить |
Опросник перфекционизма Хьюитта-Флетта | Степень перфекционизма (чрезмерного стремления к совершенству) |
Шкала потребности в одобрении Крауни-Марлоу | Уровень потребности во внешней положительной оценке |
Опросник уровня субъективного контроля Роттера | Склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним обстоятельствам или собственным качествам |
Анализируя результаты опроса и тестирования в совокупности, специалист может точно определить, есть ли у человека синдром отличника.
Таким образом, тщательная диагностика, включающая беседу с пациентом и психометрические тесты, крайне важна для распознавания этого расстройства. Она помогает отличить синдром отличника от схожих состояний.
Проведение качественной дифференциальной диагностики - обязательное условие для назначения адекватного лечения и профилактики негативных последствий этого синдрома.
Индивидуальная и семейная психотерапия - основной метод лечения
Если по результатам диагностики у человека обнаружен синдром "отличника", основным методом его лечения является психотерапия в индивидуальном или семейном формате.
Она позволяет поработать над изменением установок и ценностей «отличника», сформировавшихся под влиянием особенностей воспитания в детстве.
- На первых сессиях психотерапевт помогает пациенту осознать деструктивность его убеждений, что только выдающиеся достижения дают ему право на любовь и принятие.
- Далее идет работа по постепенной замене этих установок на более конструктивные - что его ценят за человеческие качества, а не только за результаты деятельности.
- Психотерапевт обучает приемам саморегуляции, чтобы пациент мог лучше распределять силы, не впадая в истощение. Также отрабатываются навыки получения удовольствия от процесса, а не только от результата.
Наряду с индивидуальной, проводится и семейная психотерапия - с участием родителей или других близких «отличника»:
- Это позволяет скорректировать стереотипы воспитания, из-за которых у ребенка сформировался синдром отличника.
- Родственники учатся адекватно реагировать на его успехи и неудачи, поддерживать и одобрять не только достижения, но и личностные качества.
Ключевым моментом является принятие и одобрение «отличника» значимыми людьми таким, какой он есть. Это постепенно снижает его потребность доказывать свою ценность выдающимися результатами.
Психотерапевтическая работа по коррекции деструктивных установок и стереотипов может занимать довольно длительное время. Но в случае успеха она полностью меняет жизнь человека с синдромом отличника.
Синдром часто осложняется депрессией, психосоматическими заболеваниями
Если синдром "отличника" остается нераспознанным и не лечится своевременно, со временем он приводит к серьезным осложнениям.
В подростковом и юношеском возрасте на фоне хронического эмоционального перенапряжения и истощения нервной системы развивается депрессия. Ее основные симптомы:
- постоянно подавленное, тоскливое настроение;
- утрата интереса к деятельности, которая раньше приносила удовольствие;
- нарушения сна, аппетита;
- чувство вины, бесполезности, отсутствие перспектив.
У взрослых на первый план выходят психосоматические расстройства - когда эмоциональный стресс вызывает функциональные нарушения в органах и системах организма.
Наиболее частые психосоматические осложнения синдрома отличника:
- Сердечно-сосудистые - повышенное артериальное давление, ишемическая болезнь сердца, нарушения сердечного ритма.
- Желудочно-кишечные - хронический гастрит, колит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.
- Дыхательной системы - бронхиальная астма, хронические бронхиты.
- Нервной системы - рассеянный склероз, миопатия, полинейропатии, мигрени.
Без адекватного лечения течение психосоматических заболеваний прогрессирующее, они значительно снижают качество и продолжительность жизни.
Только комплексный подход с использованием психотерапии и медикаментозного лечения психосоматических симптомов позволяет предотвратить инвалидизацию и значительно улучшить прогноз у таких пациентов.
Для профилактики важно адекватное отношение родителей к способностям и достижениям ребенка
Как уже отмечалось, синдром отличника обычно формируется в детстве под влиянием особенностей семейного воспитания.
Чтобы предотвратить развитие этого расстройства, родителям крайне важно выстраивать адекватные отношения с ребенком, а именно:
- Не предъявлять к нему завышенных требований, соответствующих скорее взрослому, чем ребенку.
- Не требовать от него исключительно отличных результатов в учебе, спорте или творчестве - достаточно хороших, соответствующих его возрасту и способностям.
- Интересоваться не только его достижениями и оценками, но и другими аспектами жизни, эмоциональным состоянием.
- Уделять внимание и одобрение не только успешности ребенка, но и его человеческим качествам - отзывчивости, чуткости, умению сопереживать.
Важно помнить: то, что родители безоговорочно любят и ценят ребенка не за «значки отличия», а за то, какой он человек, является фундаментом психологического здоровья и формирования гармоничной личности.
Ребенок с синдромом отличника плохо представляет, кем он является без своих выдающихся достижений в школе или хобби. Родительская задача - помочь ему понять, что, кем бы он ни стал, он достоин любви и уважения просто за то, что он есть.
Формирование у ребенка адекватной самооценки и представлений о собственной ценности, независимо от внешних достижений, - ключевой фактор профилактики синдрома отличника.
Безусловная родительская любовь и одобрение личных качеств ребенка снижают риск формирования синдрома
Синдром отличника может развиться, если ребенок растет с ощущением, что родители ценят в нем только объективные достижения - результаты и победы.
Чтобы этого не произошло, взрослым важно:
- Демонстрировать безусловную любовь - независимо от успехов или неудач ребенка.
- Выражать одобрение и гордость не только конкретным отлично выполненным заданиям, но и его личностным качествам.
- Отмечать такие черты, как доброта, отзывчивость, честность, трудолюбие, умение сопереживать.
- Проводить с ребенком время, общаясь на разные темы, интересуясь его мнением, переживаниями, чувствами.
Таким образом родители дают понять: «Мы тебя любим не за то, что ты - отличник или победитель. Мы тебя любим за то, что ты - это ты».
Выражение любви и одобрения сущности ребенка, а не отдельным его достижениям, - мощная профилактика синдрома отличника и залог психического здоровья.
Свободное время для игр и хобби вне учебы и достижений также играет профилактическую роль
Одним из ключевых факторов профилактики синдрома «отличника» является наличие в режиме дня ребенка свободного времени для игр, увлечений и хобби, не связанных с учебой и достижениями. Это позволяет сбросить накопившееся напряжение, получить удовольствие от процесса, а не только от результата.
Родителям рекомендуется выделять для ребенка время на занятия спортом, музыкой, рисованием без каких-либо требований, нормативов и соревнований.
Если родители научат ребенка радоваться каждому этапу в любимом занятии, а не только финальной победе или оценке, то вероятность развития синдрома снизится.
При правильном подходе прогноз по излечению синдрома в целом благоприятный
Синдром «отличника» при своевременной диагностике и комплексном лечении имеет хороший прогноз. Главное - это правильно подобрать методы психотерапии и вовремя начать коррекцию личностных установок.
Одним из ключевых моментов является изменение системы ценностей человека. Необходимо сформировать представление о том, что сам процесс деятельности и личностный рост важнее внешних атрибутов успеха в виде оценок, наград, одобрений.
Хорошо зарекомендовали себя методы когнитивно-поведенческой терапии, позволяющие скорректировать искаженное мышление, лежащее в основе синдрома. Также применяют семейную психотерапию для исправления ошибок воспитания, которые зачастую являются первопричиной проблемы.
Если проводить регулярные психокоррекционные мероприятия и одновременно вносить изменения в стиль воспитания ребенка или подростка, можно достичь стойкой ремиссии. Постепенно симптомы станут все менее выраженными, пока не исчезнут совсем. Это позволит избежать многих осложнений и улучшить качество жизни.