Село Холуй расположено в Ивановской области на берегу реки Теза. Оно известно как один из центров народного искусства России - здесь исторически развивались такие ремесла, как иконопись и лаковая миниатюра.
Уникальность Холуя заключается в том, что здесь удалось сохранить традиции народного мастерства, которые передаются из поколения в поколение на протяжении веков. Местные мастера-художники прославили это небольшое село на всю Россию.
История села Холуй и происхождение его названия
Село Холуй, которое с 1946 по 2004 годы имело статус рабочего поселка, находится в Южском районе Ивановской области. Оно известно как центр холуйской миниатюры. Существует несколько версий происхождения названия Холуй.
По одной из версий, название происходит от одноименного «холуйского» промысла, которым славилось это поселение. Его основали бежавшие от монголо-татар суздальцы. Они поселились там, где сооружались «холуи на Тезе». Словом «холуй» на Руси называли плетеную из ивняка запруду для ловли рыбы – сетку, с помощью которой перегораживали реку, чтобы ловить рыбу.
По другой версии, предложенной этнографом XIX века С.В. Максимовым, «холуй» означает берег реки, к которому течением приносит песок, мусор и даже целые деревья. В этом значении слово сохранилось на Русском Севере, а в самом Холуе оно забыто.
Согласно преданию, основателями Холуя были беженцы из Суздаля, спасавшиеся во время татарского нашествия в непроходимых лесах вдоль реки Тезы. Письменные источники свидетельствуют о существовании Холуйской слободы в первой половине XVI века. В грамоте Ивана Грозного 1546 года упоминаются «холуи на Тезе» - запруды для добычи соли.
В 1612 году холуйцы участвовали в ополчении Минина и Пожарского. Позже Холуй несколько раз переходил во владение Троице-Сергиевой лавры. В 1674 году слобода упоминается в составе Суздальского уезда. В то время там проживало 325 мужчин, основными промыслами были иконописание и строчевышивание.
«Холуй - это кто?» - такой вопрос могут задать себе современные жители этого поселения, не знающие истории его названия. Изначально «холуем» назывался рыболовный промысел, связанный с устройством запруд на реке. А потом так стали называть и само поселение людей, которые этим промыслом занимались.
В XVIII веке, после создания Владимирской губернии, Холуй вошел в Вязниковский уезд. К тому времени слобода уже славилась как торговое село – здесь проходило четыре ярмарки в год. Для их проведения был построен гостиный двор на 300 мест.
Наряду с торговлей, Холуй издавна был известен иконописным промыслом – отсюда расходились по всей России дешевые «расхожие» иконы. После революции 1917 года иконопись сменилась лаковой миниатюрой, которой Холуй славится и в наши дни.
Развитие иконописного искусства в Холуе
Холуйские иконописцы упоминаются в писцовых книгах XVI-XVII веков. В то время это было распространенное ремесло среди местных жителей. О характере холуйской иконописи того периода можно судить по царскому указу 1667 года, в котором говорится, что «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святые иконы безо всякого рассуждения и страха».
Действительно, в отличие от более строгой мстерской и палешанской иконописи, холуйские мастера легко отступали от канонов, внося в образы святых элементы народного лубка. Их иконы отличались скорописным характером. Искусствоведы отмечают, что в этих произведениях в бóльшей степени, чем в мстерских или палехских иконах, прослеживаются аутентичные владимиро-суздальские традиции народного религиозного искусства.
К середине XIX века иконописный промысел в Холуе достиг небывалого расцвета. По некоторым данным, ежегодно создавалось до 2 миллионов икон! Это было массовое производство дешевых образов для крестьян и мещан. Готовые иконы развозились по всей стране странствующими торговцами – офенями и коробейниками.
«Холуй - это кто?» - такой вопрос могли бы задать себе покупатели привезенных офенями образов. Для них Холуй ассоциировался именно с местом, где пишут иконы конвейерным способом в огромных масштабах. При этом высокохудожественные мстерские или палехские иконы были не по карману простому люду, а холуйские как раз удовлетворяли их потребность в недорогих образах для молитвы.
Помимо самих икон, холуйцы выделывали для их упаковки и перевозки специальные ящики – «коробы». Эта продукция тоже пользовалась большим спросом. Коробейничество даже дало название странствующим торговцам – коробейники.
После революции 1917 года и установления советской власти иконописание, как часть «религиозного дурмана», было под запретом. Но холуйские мастера сумели переориентироваться на светские сюжеты, что позволило им сохранить традиции художественного ремесла в селе. Уже с 1930-х годов Холуй становится центром нового направления народного искусства – лаковой миниатюры.
Холуйская лаковая миниатюра - уникальное русское искусство
После революции 1917 года, когда иконописание было под запретом, холуйские мастера стали осваивать новое для себя направление декоративно-прикладного искусства - лаковую миниатюрную живопись на папье-маше. Это позволило не только сохранить в селе художественные традиции, но и вывести их на новый виток развития.
Уже в 1920-х годах холуйцы начали расписывать лаковыми красками предметы быта - шкатулки, пудреницы, коробочки. В 1928 году они составили филиал мстерской артели, а в 1934 году образовали самостоятельную Холуйскую артель художников «Пролетарское искусство». Так Холуй стал одним из четырех признанных центров лаковой миниатюры наряду с Федоскино, Палехом и Мстерой.
Если люди задавали вопрос «Холуй - это кто?», то теперь ответом становилось: это место, где делают замечательные лаковые шкатулки, альбомы, веера, туеса и другие оригинальные предметы декоративного искусства.
В 1935 году в селе открылась Холуйская художественная школа, позднее преобразованная в профессиональное училище, которое и сейчас готовит новые кадры мастеров лаковой миниатюры. Также в Холуе работает народная студия декоративно-прикладного искусства.
Холуйские мастера сохранили традиции народного примитива, идущие от старинной иконописи. Их отличает особая выразительность, яркость колорита. Классические мотивы холуйской росписи - это цветы, птицы, деревья, сказочные сюжеты. Композиция строится на сочетании крупного изображения в центре и дополняющих его мелких элементов по краям.
Одна из главных особенностей холуйской росписи - многослойность. Изображение выполняется в несколько приемов. Сначала рисуется графический «подмалевок» тонкой кистью, затем наносятся первичные цветовые пятна. После этого мастер дорабатывает детали, усиливает или ослабляет насыщенность красок, добиваясь нужного колористического эффекта и выразительности образов.
Еще одна характерная черта холуйской росписи - сочетание матового фона папье-маше с блестящими лаковыми красками, что придает изображениям особую декоративность и объем. Большая роль в композиции всегда отводится черному или золотому фону.
Сюжеты для своих произведений холуйские мастера черпают в фольклоре и классической литературе. Это русские народные сказки, басни Крылова, произведения Пушкина, стихи и поэмы Лермонтова, Некрасова, Есенина. При этом роспись каждого мастера отличается своим почерком и излюбленными мотивами.
Изделия холуйских художников - шкатулки, табакерки, альбомы, веера, подносы, туеса, разделочные доски и многое другое - пользуются большим спросом в России и за рубежом. Лаковая миниатюра по праву считается одним из самых узнаваемых и ярких направлений русского декоративно-прикладного искусства, а Холуй - его жемчужиной.
Так небольшое подмосковное село Холуй, благодаря таланту и трудолюбию нескольких поколений народных умельцев, стало мировым центром уникального художественного промысла. Когда-то здесь писали иконы, теперь создают шедевры миниатюрной лаковой живописи. Но в основе по-прежнему лежит верность традициям и постоянный творческий поиск.