Сегодня цветные телевизоры кажутся нам обыденностью. Мы привыкли к ярким, насыщенным изображениям на экранах. Но еще несколько десятилетий назад цветное телевидение было настоящим чудом техники и доступно лишь избранным. Давайте оглянемся назад и вспомним, как все начиналось.
Первые эксперименты по передаче цветного изображения начались еще в 1920-30-е годы как в США, так и в СССР. Однако о создании полноценного цветного телевидения тогда говорить было рано. Потребовались десятилетия упорной работы инженеров и ученых, чтобы цветные телевизоры вошли в нашу жизнь.
Рождение цветного телевидения в США
Первые опыты по передаче цветного изображения в США начались еще в 20-х годах XX века. К 1928 году американские инженеры уже имели рабочие прототипы цветных ТВ. Однако в 1930-х работы приостановились из-за необходимости сосредоточиться на развитии черно-белого телевидения. После Второй мировой войны радиоэлектронные корпорации США оказались в кризисе и решили оживить отрасль за счет продаж цветных телевизоров.
В 1940 году под руководством русского эмигранта Владимира Зворыкина был разработан промышленный образец цветного ТВ. К 1950 году в США появился первый в мире стандарт цветного телевещания на базе системы CBS с частотой 150 Гц. Однако эта система была несовместима со стандартом черно-белого ТВ, поэтому развитие цветного телевидения приостановили.
Лишь в 1954 году на американский рынок хлынули новые модели ТВ с цветными кинескопами, соответствовавшие монохромному стандарту. С этого момента в США началась эпоха массового распространения цветных телевизоров.
СССР догоняет Америку
В СССР новый этап создания цветного телевещания начался в 1946 году, когда во Всесоюзном научно-исследовательском институте телевидения был разработан экспериментальный комплект передающей аппаратуры и цветного телеприемника «Радуга». Этот аппарат позволил начать эксперименты по цветному телевещанию в СССР, хотя по времени мы сильно отставали от США, где промышленный образец цветного телевизора был создан еще в 1940 году.
Цветное телевидение в СССР начали тестировать в 1955 году в Москве на третьем метровом канале с Московской опытной станции. Однако широкая публика об этом не знала, так как даже черно-белые телевизоры были редкостью.
К началу 1960-х гг. в мире существовало около 30 разных систем цветного телевидения. В 1965 году советские специалисты решили не изобретать собственный формат, а использовать французскую систему SECAM. После двухлетних испытаний 1 октября 1967 года в СССР началось регулярное цветное вещание по системе SECAM.
Однако переход к цветному телевидению занял долгие годы. Не хватало цветных телевизоров, нужно было переобучать всех работников телевидения. Только к 1980-м гг. цветное ТВ стало более-менее привычным для советских людей.
Причины выбора французского стандарта SECAM
Выбор французского стандарта цветного телевидения SECAM в СССР был обусловлен несколькими причинами. Во-первых, советские инженеры сильно запоздали с созданием собственной системы цветного телевещания и к середине 1960-х годов выбирали между двумя доминирующими в мире стандартами - немецким PAL и французским SECAM.
Наконец, СССР настоял в переговорах с Францией, что на его территории будут продаваться исключительно отечественные телевизоры. Это должно было стимулировать развитие собственной радиоэлектронной промышленности.
Таким образом, причинами принятия SECAM стали отставание СССР в разработке собственного стандарта, политические интересы и стремление развивать национальную радиоэлектронную отрасль.
Однако переход к цветному телевидению в СССР шел медленно. Потребовалось переобучение технического персонала телестудий, а цветные телевизоры долгие годы оставались недоступной роскошью для большинства советских граждан.
Массовое производство цветных телевизоров
Несмотря на запуск регулярного цветного телевещания в СССР в 1967 году, массовое производство и потребление цветных телевизоров заняло довольно долгий период. Когда появились первые цветные телевизоры в продаже, они стоили очень дорого по сравнению со средней зарплатой граждан и были доступны лишь состоятельным семьям.
В 1970-1980-е годы советские заводы наращивали выпуск цветных телевизоров, однако этого было недостаточно для полного удовлетворения спроса. Дефицит цветных телевизоров сохранялся в течение многих лет. Существовали очереди на их покупку, а некоторые модели вообще можно было достать только по блату.
Лишь к концу 1980-х годов в СССР удалось наладить достаточно широкое производство цветных телевизоров, чтобы они постепенно перестали быть предметом роскоши. В 1985 году на 250 миллионов советских граждан приходилось уже около 50 миллионов цветных телевизоров. Однако взрывной спрос на цветные телевизоры СССР пережил лишь после распада, когда на рынке появились доступные японские и корейские модели.
Пожалуй, только в 1990-е годы в России и странах бывшего СССР цветное телевидение и цветные телевизоры действительно стали частью массовой культуры и реальностью для широких слоев населения.
Влияние цветного ТВ на зрителей и работников телевидения
Появление цветного телевидения оказало большое влияние как на зрителей, так и на работников телевидения. Когда появились первые цветные телевизоры, для большинства советских граждан это была настоящая революция.
Для зрителей цветное изображение позволило получить гораздо более реалистичную и эмоциональную картинку по сравнению с черно-белым телевидением. Особенно выигрышно стали выглядеть телепередачи и фильмы с красочными пейзажами, яркими нарядами, праздничными мероприятиями.
Однако для простых телезрителей в СССР прошли годы, прежде чем цветные телевизоры перестали быть роскошью и появились в большинстве семей. Многие с удовольствием смотрели цветные программы у соседей или родственников, имевших приемники нового поколения.
Что касается телевизионщиков, то переход на цвет повлек за собой необходимость полностью переучиваться. Операторы и режиссеры впервые столкнулись со многими сложностями работы с цветом. Им предстояло освоить все тонкости цветокоррекции, баланса белого, художественного освещения.
Редакторы и монтажеры тоже вынуждены были перестраиваться, ведь теперь от их работы зависела цветопередача в кадре. Даже ведущие, гримеры и осветители студий столкнулись с новыми задачами. Например, яркие или блеклые цвета одежды телеведущих могли исказить цветовой баланс передачи.
Таким образом, цветное телевидение потребовало тотальной перестройки всего технического и творческого персонала телевизионной отрасли, что заняло около 10 лет.
При этом реальные изменения в восприятии телезрителей произошли еще позже – только с массовым распространением доступных цветных телевизоров в 1990-е годы.