Повесть «Шинель» была написана Н.В. Гоголем в 1842 году и сразу же получила широкую известность. Она по праву считается одним из лучших произведений писателя.
Главный герой повести - мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, который посвящает всю жизнь переписыванию бумаг. Его существование течет однообразно и серо, пока он не решает пошить новую шинель - единственную радость в его жизни.
Однако и эта мечта рушится, когда шинель у Башмачкина крадут. Несправедливость и равнодушие начальников доводят главного героя до смерти. И лишь после нее он сможет отомстить своему обидчику.
Замысел и предыстория повести
История создания повести «Шинель» Гоголя берет начало в 1834 году, когда в присутствии писателя был рассказан анекдот о мелком чиновнике, потерявшем купленное им ружье. Этот случай глубоко задел Гоголя и натолкнул его на размышления о судьбе «маленьких людей».
Саму повесть Гоголь создавал в течение нескольких лет, с 1839 по 1841 год. Первоначально произведение называлось «Повесть о чиновнике, кража шинели». Главный герой тоже несколько раз менял имя, пока не был окончательно назван Акакием Акакиевичем Башмачкиным.
«Шинель» является заключительным произведением в цикле «Петербургских повестей» Гоголя. В ней наиболее полно отразилась тема униженного положения «маленького человека» в бюрократической системе. Повесть обрела черты социально-философской притчи.
Основные персонажи произведения
В повести «Шинель» два основных персонажа - титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин и «значительное лицо», начальник департамента. Эти два персонажа противопоставлены друг другу.
- Акакий Акакиевич Башмачкин - «маленький человек», бедный чиновник-копиист, вся жизнь которого посвящена скучной монотонной работе переписывания бумаг. Он робок, забит, незаметен для других. Его единственная радость - шинель, на которую он долго экономил, чтобы сшить.
- «Значительное лицо» - именной статский советник, начальник Акакия Акакиевича. Он эгоистичен, высокомерен, презирает мелких чиновников вроде Башмачкина. Для него они «ничтожества».
Эти два персонажа сталкиваются в сюжете повести, что позволяет Гоголю показать конфликт «маленького человека» и бездушной бюрократической системы.
В фантастической части повествования появляется еще образ «зловещего призрака» Акакия Акакиевича, мстящего за украденную шинель. Этот образ дает возможность «маленькому человеку» отомстить за унижение.
Сюжет и композиция "Шинели" Гоголя
Сюжет повести «Шинель» прост и лаконичен. Он основан на реальном случае, произошедшем с бедным чиновником, потерявшим свое ружье. Гоголь творчески переработал этот сюжет, наполнив его глубоким социально-философским смыслом.
В композиции «Шинели» выделяются следующие части:
- Экспозиция. Знакомство с главным героем - титулярным советником Акакием Акакиевичем Башмачкиным. Описание его жалкого, нищего существования, полностью посвященного переписыванию бумаг.
- Завязка. Акакий Акакиевич решает заказать себе новую шинель - единственную радость в его жизни. Для этого ему приходится долго копить деньги и отказывать себе во всем.
- Развитие действия. Акакий Акакиевич обращается к портному Петровичу с просьбой сшить шинель. Мы видим все перипетии с созданием шинели, волнения и надежды Башмачкина.
- Кульминация. Важнейший поворотный момент сюжета - ограбление Акакия Акакиевича и потеря им шинели. Это трагедия для героя, разрушившая смысл его жизни.
- Развязка. Акакий Акакиевич безуспешно пытается найти украденную шинель, но наталкивается лишь на равнодушие и безразличие. От отчаяния и горя он заболевает и умирает.
- Эпилог. Фантастический эпилог о «зловещем призраке» Акакия Акакиевича, который мстит обидчикам, отбирая у них шинели.
Такая композиция позволяет автору последовательно раскрыть тему униженного положения «маленького человека» в современном ему обществе. Сюжет динамично развивается, действие концентрируется вокруг главного героя и его шинели как воплощения мечты и символа человеческого достоинства.
Важную роль в произведении играет контраст между мелким чиновником и его начальником - «значительным лицом». Их противопоставление помогает Гоголю ярче показать трагедию «униженных и оскорбленных».
Особое место в композиции занимает фантастический эпилог о «мстительном призраке» Акакия Акакиевича. Эта сцена выражает мечту об утешении для «маленького человека», о возмездии его обидчикам. Таким образом автор доводит свою мысль до логического завершения.
Благодаря продуманной композиции повествование в «Шинели» динамично и логично. Все части целостно раскрывают главную идею произведения, посвященного трагедии «маленького человека» в бездушном мире.
Гоголь "Шинель": анализ проблематики и идейного содержания
Повесть «Шинель» затрагивает важные социально-нравственные проблемы, характерные для России XIX века. Центральная проблема произведения - трагическая судьба «маленького человека», забитого и униженного государственной системой.
Образ главного героя Акакия Акакиевича Башмачкина олицетворяет положение бедных чиновников-копиистов, вынужденных ради куска хлеба терпеть унижения от начальства. Их труд не ценится, сами они рассматриваются как «ничтожества». Так Гоголь поднимает проблему социальной несправедливости.
Другая важная проблема - это бездушие и безразличие высших чиновников, представителей власти. Они не видят в «маленьких людях» живых человеческих существ. Акакий Акакиевич для своего начальника - лишь «нуль», не заслуживающий внимания.
Еще одна злободневная для того времени проблема, отраженная Гоголем, - бесправие «маленьких людей» перед лицом чиновничьего произвола. Акакий Акакиевич не может добиться правды и наказания вора, укравшего его шинель, хотя сам начальник видел преступника.
В связи с этим в повести поднимается тема беззащитности человека перед миром алчности и жестокости. Мечта Акакия Акакиевича о шинели жестоко разрушается вором. Его обращения о помощи остаются без ответа.
Наконец, еще одна важная тема, которую можно выделить при анализе произведения "Шинель" Гоголя - тема искусства, его роли в жестоком мире. Образ шинели воплощает стремление героя к прекрасному. Но окружающая действительность губит его мечту.
Гоголь в «Шинели» затронул многие острые социальные и нравственные проблемы современного ему общества. Главная идея произведения - обличение несправедливости мира, где человек унижен и бесправен. Повесть проникнута состраданием к «маленькому человеку» и протестом против бездушия власть имущих.
Связь с жанром жития
Многие исследователи отмечают связь повести «Шинель» с жанром жития. Действительно, в произведении прослеживаются отдельные черты этого древнерусского жанра.
Прежде всего, повествование строится как рассказ о жизни главного героя от рождения до смерти. Мы видим все этапы жизни Акакия Акакиевича. Это характерно и для житийной литературы.
Кроме того, судьба Башмачкина напоминает житие страдальца и мученика. Вся его жизнь - это голгофа, испытание на терпение и смирение. События как бы «испытывают» героя, подобно испытаниям святых.
Облик самого Акакия Акакиевича также перекликается с образом праведника в житиях: скромность, кротость, бескорыстие, отрешенность от мирской суеты. Его тихий подвижнический труд напоминает молитвенные подвиги святых.
Наконец, фантастический эпилог о «мстительном призраке» сближает повесть с житиями, где нередко описываются чудеса и видения. Этот эпизод придает произведению оттенок легенды, характерный для агиографической литературы.
Вместе с тем нельзя говорить о полном следовании канонам житийного жанра. Гоголь творчески трансформирует его традиции. «Шинель» - самобытное произведение, отразившее художественные поиски писателя. Тем не менее, перекличка с житиями усиливает духовно-нравственное звучание повести.
Значение фантастической развязки
Завершается повесть «Шинель» фантастическим эпилогом о «зловещем призраке» Акакия Акакиевича. Этот эпизод вызвал множество толкований и споров среди критиков и читателей.
Появление призрака Башмачкина, терроризирующего петербургских обывателей и даже высокопоставленных чиновников, кажется неожиданным и не совсем уместным. Но для Гоголя такого рода фантастика была привычным художественным приемом.
Во-первых, фантастический эпилог позволяет автору довести основную идею произведения до логического предела. Теперь униженный при жизни герой получает возможность отомстить, пусть и после смерти. Торжествует попранная при жизни справедливость.
Во-вторых, образ мстительного призрака переворачивает с ног на голову обычный порядок вещей. Теперь «значительные лица» вынуждены бояться бедного чиновника и трепетать перед ним.
В-третьих, фантастика позволяет Гоголю придать повести оттенок притчи, легенды. Обычный сюжет обретает универсальный, обобщающий смысл.
Наконец, призрак Акакия Акакиевича отсылает к фольклорной традиции мертвецов, вставших из гроба ради мести обидчикам. Это придает развязке народно-сказочный колорит.
Таким образом, фантастический эпилог органично дополняет реалистическое повествование, придавая ему философскую глубину и символический подтекст. Этот эпизод многое говорит о художественном методе и мировоззрении Гоголя, для которого реальность и фантастика неразрывно связаны.