Роман «Обломов» - это одно из самых известных произведений русской литературы XIX века. Его автор, Иван Александрович Гончаров, блестяще раскрыл характер главного героя - дворянина Ильи Ильича Обломова.
Этот образ стал воплощением такого явления, как «обломовщина» - апатии, лени, отсутствия стремления к деятельности, присущих части русского дворянства того времени.
Знакомство с Обломовым
В первой главе романа мы знакомимся с главным героем - Ильей Ильичом Обломовым. Это помещик лет тридцати двух-трех, живущий в Петербурге. Его крепостные крестьяне в одной из центральных губерний России обрабатывают его землю, а сам он ведет праздный образ жизни в столице, не занимаясь никакими полезными делами.
Обломов предстает перед читателем лежащим в постели в своей квартире на Гороховой улице. Это первое описание героя в "Обломов", краткое содержание романа интересно всем, дает представление о его лени и апатии. Обломов лежит целыми днями, не в силах заставить себя встать. Его слуга Захар тщетно пытается растормошить барина. Нам становится ясно, что лень Обломова - это не просто привычка, а целый образ жизни.
Описывается типичный день Обломова: он встает поздно, читает газеты, обедает, спит после обеда, а вечером принимает редких гостей и слушает новости от Захара о жизни в деревне. Герой совершенно равнодушен ко всему, его интересует только личное спокойствие и комфорт. Обломов не стремится ни к каким целям, не занимается саморазвитием, доволен своей бездеятельностью.
В первой главе дается подробное описание комнат Обломова, его халата и домашней обстановки. Все это характеризует привычный уклад его размеренной, ленивой жизни без забот и тревог. Мелочи быта Обломова передают атмосферу его существования, проникнутого апатией и сонливостью. Образ главного героя в первой главе задает тон всему роману, демонстрируя его главную черту - обломовщину.
Появление Штольца
Во второй главе в жизнь Обломова врывается его старый приятель - это Андрей Иванович Штольц. Это энергичный, деятельный человек, полная противоположность ленивому Обломову. Штольц много путешествовал, учился, служил, успешно занимается коммерцией.
Когда Штольц приходит к Обломову и видит его лежащим в халате, он пытается расшевелить друга. Штольц уговаривает Обломова отправиться с ним в путешествие по Европе, найти интересное занятие, начать новую жизнь. Но все попытки Штольца разбудить в Обломове активность, жажду деятельности оказываются тщетными.
В Обломове нет никакого интереса к жизни, он доволен своим существованием и не видит в нем ничего предосудительного. Для него важнее всего покой и отсутствие забот. Штольц не может понять причин такого равнодушия со стороны своего друга и в конце концов уходит, так и не добившись от Обломова обещания изменить свой образ жизни.
Эпизод появления Штольца необходим для более полного раскрытия образа Обломова и его мироощущения. На фоне энергичного и деятельного Штольца еще отчетливее видна вся глубина обломовщины главного героя, его полное нежелание что-либо менять.
Любовь Обломова и Ольги
В пятой главе в жизни Обломова появляется любовь - он влюбляется в молодую девушку Ольгу Ильинскую. Ольга - это воспитанница тетки Обломова, которая часто бывает в его доме. Между Обломовым и Ольгой возникает романтическая связь.
Обломов как бы пробуждается ото сна, он полон энергии, строит планы, мечтает о будущей совместной жизни с Ольгой. Кажется, что любовь по-настоящему изменила Обломова, заставила его поверить в свои силы и возможности.
Но это состояние оказывается недолгим. Обломов быстро устает от непривычной для него активности, тоскует по покою и бездействию. Он с трудом выносит частые визиты к Ильинским, ему не хватает времени поспать и полениться. Обломов вновь впадает в апатию и лень, несмотря на любовь к Ольге.
Таким образом, чувство к Ольге лишь на короткое время выводит Обломова из состояния обломовщины, но не может полностью изменить его натуру. Лень и праздность для Обломова сильнее, чем любовь.
Разрыв Обломова с Ольгой
В восьмой главе происходит разрыв отношений между Обломовым и Ольгой. Поводом к этому послужило письмо Обломова к Ольге, в котором он подробно описывает, как они будут жить вместе в его имении. Обломов рисует идиллическую картину их будущей семейной жизни в деревне.
Но в этих мечтах Обломова нет места для активной, деятельной натуры Ольги. Все дни должны проходить в покое и неге, занятия Обломова ограничиваются мелким хозяйством, а Ольга должна быть послушной женой. Такое будущее не устраивает Ольгу, она понимает, что рядом с Обломовым ей самой грозит обломовщина.
Ольга решает порвать с Обломовым, так как понимает, что он не в силах изменить свою натуру. Все попытки Обломова объясниться и вернуть Ольгу безуспешны. Она осознает невозможность их союза и уезжает с теткой за границу.
Разрыв с Ольгой окончательно подтверждает, что обломовщина глубоко укоренена в натуре Обломова. Даже любовь не может вырвать его из этого состояния. А Ольга делает выбор в пользу активной, насыщенной жизни, отказавшись от праздного существования рядом с Обломовым.
Жизнь Обломова на Выборгской стороне
После разрыва с Ольгой Обломов перебирается на квартиру на Выборгской стороне, где поселяется вместе со своим другом детства Тарантьевым и вдовой Агафьей Матвеевной Пшеницыной, которая становится его хозяйкой.
Жизнь Обломова протекает в полном бездействии и апатии. Он проводит целые дни, не вставая с дивана и предаваясь лени. Тарантьев и Агафья Матвеевна беспрекословно угождают всем капризам Обломова, создавая для него атмосферу покоя, в которой он так нуждается.
На Выборгской стороне обломовщина целиком подчиняет себе Обломова. Он полностью теряет интерес к окружающему миру, с ним случаются приступы апатии и сонливости даже днем. Жизнь для Обломова сужается до квартиры, где он предается лени и неге.
Лишь изредка Обломова навещает Штольц, который пытается расшевелить друга и встряхнуть его. Но все старания Штольца тщетны - Обломов доволен своим существованием и не хочет ничего менять. Он превратился в жертву обломовщины, из которой уже не в силах вырваться.
Болезнь и смерть Обломова
В десятой главе состояние здоровья Обломова, которое и так было подорвано его праздным образом жизни, резко ухудшается. У Обломова обнаруживают болезнь сердца и печени - это следствие многолетней обломовщины.
Обломов вынужден большую часть времени проводить в постели. Его навещают Штольц, тетка Ольги Ильинская и доктор. Все они пытаются поддержать Обломова морально и физически, ухаживают за ним.
Сам Обломов смирился со своей участью и не ропщет на судьбу. Как и всю жизнь, он покорно принимает все, что с ним происходит. Перед смертью Обломов даже радуется, что его мучения подошли к концу.
Обломов умирает так же буднично и обыденно, как и жил все эти годы. Его хоронят на Волковом кладбище в Петербурге. Так заканчивается жизнь человека, всецело отдавшегося обломовщине и так и не сумевшего вырваться из этого состояния.
Смерть Обломова знаменует торжество обломовщины как образа жизни. Герой так и не смог преодолеть лень и апатию, которые в итоге подточили его здоровье и привели к преждевременной кончине.
Судьба Ольги после разрыва с Обломовым
После разрыва отношений с Обломовым Ольга уезжает за границу вместе со своей теткой. Путешествуя по Европе, Ольга постепенно забывает о своем увлечении Обломовым, хотя воспоминания о нем еще долго тревожат ее.
В отличие от Обломова, Ольга не опускает руки и начинает новую жизнь. Она много путешествует, знакомится с интересными людьми, расширяет свой кругозор, занимается музыкой и литературой.
Через несколько лет Ольга выходит замуж за надежного, достойного человека - барона фон Лангвагена. Она находит семейное счастье с мужем, который ценит и уважает ее.
Таким образом, в отличие от Обломова, Ольга сумела найти в жизни активную, полноценную реализацию. Она не поддалась обломовщине и выбрала путь саморазвития и деятельности, что принесло ей удовлетворение.
Обломовщина как общественное явление
В романе «Обломов» И.А. Гончаров вводит понятие «обломовщина» для обозначения особого типа мировоззрения и образа жизни, характерного для части русского дворянства того времени. Главный герой Илья Обломов является воплощением «обломовщины» - его жизнь протекает в полном бездействии, лени и апатии. Он постоянно откладывает все дела «на завтра», не способен на активную деятельность и принятие решений.
«Обломовщина» рассматривается автором как социальное явление, порожденное крепостничеством. Дворянство привыкло жить за счет труда крестьян и не было готово к новым экономическим реалиям после отмены крепостного права. Образ жизни Обломова - это проявление деградации и вырождения части дворян, утративших жизненные ориентиры.
Таким образом, «обломовщина» воспринимается автором как социальное зло, которое губительно сказывается на судьбе России. Преодоление «обломовщины» Гончаров видит в активной общественной и трудовой деятельности, воплощением чего является образ Штольца.
Образ Штольца как антипод Обломову
В романе «Обломов» образ Штольца противопоставлен образу главного героя. Если Обломов олицетворяет «обломовщину» - апатию, лень и нежелание действовать, то Штольц является его полной противоположностью.
Андрей Штольц - это друг Обломова по университету, но их жизненные пути кардинально разошлись. В отличие от Обломова, Штольц ведет активный образ жизни, много путешествует, занимается предпринимательством. Он энергичен, целеустремлен, постоянно в движении, развивается и совершенствуется.
Штольц пытается «разбудить» Обломова, вырвать его из состояния апатии и бездействия. Он критикует его «обломовщину» и призывает заняться делом, найти смысл в жизни. Но все старания Штольца тщетны - это его энергичная натура не совместима с мироощущением Обломова.
Таким образом, противопоставление характеров Обломова и Штольца позволяет Гончарову остро поставить проблему личной ответственности человека за свою судьбу. Штольц демонстрирует возможный путь преодоления «обломовщины» через саморазвитие и активную жизненную позицию.
Символика образа Обломова
Образ главного героя романа Ильи Обломова носит символический характер. Его фамилия уже указывает на основную черту персонажа - это «обломовщина», т.е. разложение личности, деградация. Сам Обломов олицетворяет упадок и вырождение части русского дворянства.
Обломов постоянно лежит на диване в своей квартире - это символ его внутренней пассивности и нежелания что-либо менять в своей жизни. Диван для Обломова - центр вселенной, вокруг которого вращается вся его размеренная, лишенная смысла жизнь. Домашний халат Обломова также символизирует его инертность и замкнутость.
Внешняя апатия Обломова отражает внутреннюю опустошенность этого персонажа. У него нет никаких жизненных целей, интересов, он словно «выпал» из реальной жизни. Таким образом, символика романа помогает Гончарову воплотить свою идею о трагедии «лишних людей» в дворянской среде.
Роль пейзажей и интерьеров в раскрытии идеи романа
В романе «Обломов» пейзажи и описания интерьеров играют важную роль в раскрытии идейного замысла произведения. Они несут глубокую смысловую нагрузку, помогая увидеть контраст между динамичной жизнью природы и оцепенением главного героя.
Так, в начале романа дается подробное описание комнат Обломова, захламленных, затхлых, с занавешенными окнами. Этот замкнутый мирок отражает внутреннюю опустошенность и обособленность героя от жизни. В то же время за окнами бушует майская гроза - символ живой, неукротимой стихии.
Во время прогулки Обломова и Ольги описывается разгул весенней природы, ее обновление и расцвет. Это контрастирует с духовным оцепенением героя. Та же антитеза возникает в сцене сна Обломова о его детстве - идиллия в родовой Обломовке противопоставляется бездействию взрослого Обломова.
Таким образом, пейзажи и интерьеры в романе Гончарова являются важным художественным приемом, позволяющим ярче раскрыть идею произведения.
Значение романа в контексте русской литературы
Роман «Обломов» занимает особое место в истории русской литературы XIX века. Это произведение стало новым словом в изображении русского национального характера и остро поставило проблему ответственности человека за свою судьбу.
Гончаров одним из первых в русской литературе создал обобщенный образ «лишнего человека» - интеллигента, утратившего жизненные ориентиры. Тип «обломовщины» получил широкое распространение в произведениях последующих писателей.
Кроме того, «Обломов» интересен с точки зрения новаторства повествовательной манеры: тонкий психологический анализ, мастерские описания быта и внутреннего мира героев. Гончаров одним из первых ввел в роман «диалоги о нищете» - философские беседы героев.
Таким образом, благодаря глубине идейного замысла и совершенству художественной формы, «Обломов» стал классикой русской литературы и оказал большое влияние на последующее литературное развитие.
Экранизации романа «Обломов»
Знаменитый роман И.А. Гончарова «Обломов» неоднократно экранизировался как в России, так и за рубежом. Первая экранизация была осуществлена в 1915 году режиссером В. Гардиным.
Наиболее известная экранизация вышла в 1979 году. Режиссер Никита Михалков снял масштабную картину с Олегом Табаковым в главной роли. Фильм получился очень точным по передаче духа романа и образов героев.
В 2005 году роман был экранизирован режиссером Сергеем Соловьевым с Ильей Исаевым в роли Обломова. Эта версия получилась более динамичной, с современным прочтением классики.
За рубежом «Обломов» также неоднократно переносился на экран. Известны экранизации во Франции (1979), в Германии (1997). Каждая новая интерпретация открывает все новые грани бессмертного романа Гончарова.
Влияние образа Обломова на последующую русскую литературу
Образ Обломова, созданный И.А. Гончаровым в одноименном романе, оказал большое влияние на развитие русской литературы. Писатели последующих поколений неоднократно обращались к этому уникальному типу «лишнего человека».
Обломов стал прообразом многих персонажей Ф.М. Достоевского, который развивал тему «петербургского мечтателя». Отголоски «обломовщины» чувствуются в образах Раскольникова, Мышкина, Ивана Карамазова.
Влияние гончаровского героя ощутимо и в поэзии Серебряного века. Трагедия нереализованной личности, разлад между мечтой и действительностью - эти мотивы будут волновать символистов и акмеистов.
Образ Обломова навсегда вошел в историю русской и мировой литературы как универсальный тип «лишнего человека», что еще раз подтверждает гениальность Гончарова-психолога и мастера характеров.
Цитаты из романа «Обломов»
В романе «Обломов» Иван Александрович Гончаров мастерски выписал образ главного героя - Ильи Ильича Обломова. Этот персонаж стал воплощением русской инертности, бездеятельности, лени. Ниже приведены некоторые яркие цитаты из романа, раскрывающие характер Обломова.
- «Что за охота заботиться, печалиться, думать обо всем?.. Ведь не передумаешь всего» (о мировоззрении Обломова).
- «Жизнь и так довольно ясна; что тут рассуждать!» (о лени мыслить и анализировать).
- «Нужды нет до этого мне; слава Богу, обед есть; слава Богу, есть чистая рубашка, а там что Бог даст!» (об отношении Обломова к жизни).
- «Все передумал, все перечувствовал, насладился и жизнью, и искусством... что ж мне теперь?» (о внутренней опустошенности Обломова).
- «Никакой силы воли, никакого характера нет у меня: ветер так и ворочает мною...» (о слабоволии Обломова).
- «Я отвык от жизни, меня опутали, околдовали...» (об оправдании Обломовым своей лени и инертности).
Эти и другие цитаты демонстрируют, насколько глубоко Гончаров проник в психологию своего героя. Образ Обломова стал классическим в русской литературе, запечатлев одну из важных национальных черт.
«Лень Обломова была неслыханная, неестественная: какая-то лень сознательная и почти одаренная, роскошная...». (И.А. Гончаров о своем герое)