Заикание - одно из распространенных речевых расстройств в детском возрасте. По данным статистики, им страдают около 2% детей в возрасте от 3 до 7 лет. Чаще заикание встречается у мальчиков. Родителям важно вовремя распознать проблему и организовать правильную комплексную помощь ребенку для преодоления дефекта.
Что такое заикание и каковы его причины у детей
Заикание у детей – это расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. По научным данным, заиканием страдают около 2% детей. У мальчиков заикание встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
К предрасполагающим (фоновым) причинам заикания относят: наследственную отягощенность, ослабленную нервную систему ребенка, недостаточно развитое чувство ритма и общую моторику. К производным причинам относятся: психотравмирующие ситуации, подражание заикающимся, перегрузка сложным речевым материалом.
- Развитию заикания более подвержены дети физически ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными навыками, мимикой и артикуляцией.
- Увеличение частоты случаев заикания напрямую связывается с бурным внедрением видеоигр и компьютерных технологий, обрушивающих поток информации на неокрепшую нервную систему детей.
Таким образом, заикание у детей имеет многофакторную природу. Для его возникновения важно сочетание как биологических, так и социальных факторов риска.
Симптомы заикания у детей
Основными симптомами заикания у детей являются речевые судороги, расстройства дыхания, использование речевых уловок, логофобия. Речевые судороги могут быть тоническими (паузы в речи), клоническими (повторение звуков), тоно-клоническими и клоно-тоническими. Они возникают в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделах речевого аппарата.
У детей с заиканием дыхание часто неритмичное, поверхностное, нарушена координация дыхания и речи. Речь может сопровождаться различными непроизвольными движениями лицевой мускулатуры и тела. Дети нередко используют двигательные (зевание, покашливание) и речевые (вставки слов-паразитов) уловки, чтобы скрыть свои запинки.
Характерна выраженная логофобия - страх речи, особенно публичной. У многих детей во время речевых судорог возникают вегетативные реакции: потливость, тахикардия, изменения цвета кожи. Все эти симптомы значительно ухудшают качество жизни ребенка с заиканием и требуют незамедлительной помощи специалистов.
Формы и степени тяжести заикания
По патогенетическим механизмам выделяют две основные формы заикания у детей: невротическую и неврозоподобную. При невротической форме в основе лежат сильные психотравмирующие переживания. Заикание возникает остро, родители часто могут четко указать его причину. Отмечается снижение речевой активности, выраженная логофобия, преобладание дыхательно-голосовых судорог. Речь развивается нормально.
Неврозоподобная форма связана с органическими нарушениями ЦНС. Заикание появляется постепенно, без явной внешней причины. У детей повышена речевая активность, нарушено звукопроизношение и лексико-грамматическая сторона речи, страдает общая моторика. Течение относительно стабильное, ухудшения вызывают переутомление и прочие факторы.
По степени тяжести выделяют легкую, среднюю и тяжелую формы заикания. При легкой степени судороги непродолжительные, редкие, не нарушающие речевого общения. При тяжелой форме судороги интенсивные, продолжительные, резко затрудняющие речь. Степень тяжести может варьироваться у одного ребенка в разное время и в разных ситуациях.
По характеру течения различают острое, подострое и хроническое заикание. При остром варианте симптомы выражены ярко, прогрессируют быстро, но при адекватной терапии полностью обратимы. Хроническое заикание отличается стабильностью симптомов и медленной положительной динамикой. Таким образом, формы и степени тяжести заикания варьируются, что необходимо учитывать при диагностике и лечении.
Диагностика заикания у детей
Диагностика заикания у детей проводится комплексно, с привлечением логопеда, педиатра, невролога, психолога и психиатра. Важную роль играет тщательный сбор анамнеза, выяснение времени и обстоятельств возникновения заикания. Невролог назначает ЭЭГ, ЭхоЭГ, МРТ для выявления органических изменений головного мозга.
Логопед оценивает локализацию и форму речевых судорог, особенности темпа, дыхания, голоса, наличие сопутствующих двигательных и речевых расстройств, выраженность логофобии. Обследуется состояние звукопроизношения, фонематического слуха, лексической и грамматической сторон речи. Проводится дифференциальная диагностика с дизартрией, тахилалией.
На основе обследования формулируется логопедическое заключение с указанием формы и степени тяжести заикания, характера судорог, имеющихся сопутствующих речевых нарушений. Комплексный подход к диагностике позволяет разработать оптимальную схему коррекционной работы с ребенком.
Методы коррекции детского заикания
Для коррекции заикания у детей применяется комплексный подход, включающий лечебно-оздоровительные и логопедические мероприятия. Проводятся массаж, лечебная физкультура, физиотерапия, водные процедуры, рациональная психотерапия для укрепления нервной системы ребенка.
Собственно логопедическая работа ведется поэтапно. Большое внимание уделяется развитию речи, коррекции нарушенных компонентов языка, постановке дыхания и голоса. Используются различные методики, в том числе логопедический массаж, логоритмика, дыхательная и артикуляционная гимнастика. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми.
Главная цель коррекционной работы - ослабление или полное устранение речевых судорог, вторичных нарушений речи, оптимизация психо-эмоционального состояния ребенка. Сочетание лечебно-педагогических мероприятий в большинстве случаев позволяет добиться стойкого положительного эффекта.
Профилактика заикания у детей
Профилактика заикания должна начинаться еще до рождения ребенка и включает меры, направленные на нормальное протекание беременности и родов у матери. После рождения важно обеспечить гармоничное физическое и психомоторное развитие ребенка, избегать перегрузок, создать благоприятную речевую среду в семье.
Нельзя форсировать раннее речевое развитие, вводить малыша в языковую среду, не соответствующую его возрасту. Для профилактики рецидивов после коррекции необходимы поддерживающие занятия с логопедом, рациональный режим, исключение переутомления.
Своевременное выявление предрасполагающих факторов заикания и их устранение на ранних этапах развития может предотвратить формирование стойкого заикания у ребенка в будущем.