Боги язычества: кто они и откуда пришли?

Язычество было распространено у восточных славян, в том числе на Руси, до принятия христианства. Язычники верили во множество богов - покровителей различных сфер жизни и природных стихий. Каждый бог имел свои функции и символы.

Самыми почитаемыми богами были Перун, Даждьбог и Макошь. Перун считался верховным богом, покровителем воинов. Его символы - дуб и каменный топор. Даждьбог олицетворял солнце и плодородие, Макошь покровительствовала женскому рукоделию.

Кто такие славянские боги?

Славянские боги — это многобразный пантеон божеств, почитаемых древними славянами в эпоху язычества. Эти божества олицетворяли различные силы природы и стихии, а также отвечали за определенные сферы человеческой жизнедеятельности.

Среди наиболее почитаемых славянских богов можно выделить:

  • Перун — бог грома и молнии, покровитель княжеской дружины;
  • Сварог — бог неба и огня, покровитель кузнечного ремесла;
  • Велес (Волос) — бог скота, богатства и плодородия.

Другие известные славянские божества:

  • Лада — богиня любви и красоты;
  • Даждьбог — бог солнца;
  • Мокошь — богиня плодородия и женской судьбы;
  • Ярило — бог весеннего плодородия и урожая.

У каждого бога были свои функции и сферы влияния. Славянские языческие божества часто ассоциировались с определенными природными стихиями и ландшафтами. Так Перун отождествлялся с грозой в небе, Велес с лесами и полями, русалки с реками и озерами. Это подчеркивало тесную связь славянского язычества с окружающей природой.

Гравюра Перуна с молотом

Языческие праздники и ритуалы

У древних славян существовал богатый пласт богов язычества, связанных с плодородием, урожаем и сменой времен года. Это нашло отражение в многочисленных языческих праздниках и ритуалах, тесно переплетенных с земледельческим календарем.

Одним из важнейших был праздник Коляда, отмечавшийся в зимнее солнцестояние. Считалось, что в эту ночь Сварог меняет свой облик на Коляду, духа урожая будущего года. Люди зажигали костры, пекли ритуальный хлеб, одаривали друг друга и гадали.

Еще один значимый праздник — Иван Купала, посвященный летнему солнцестоянию и силам плодородия, олицетворяемым Ярилой. В этот день разжигались костры, через которые прыгали, водили хороводы, искали цветок папоротника.

Особое место в календарных обрядах занимала Масленица — праздник проводов зимы и встречи весны. Устраивались гулянья с песнями и плясками, пекли блины как символ солнца, сжигали чучело Зимы.

Многие из этих ритуалов были связаны с культом богов язычества, олицетворявших плодородие и изобилие. Их целью было обеспечить благосклонность высших сил, добиться хорошего урожая, размножения скота, благополучия общины.

Христианизация Руси и упадок язычества

Процесс христианизации Руси, начатый с крещения князя Владимира в 988 году, постепенно подрывал позиции древнего язычества. Прежние боги язычества объявлялись «бесовскими», их идолы свергались, а последователи подвергались гонениям.

Однако искоренение верований, уходящих корнями в глубокую древность, шло непросто и растянулось на века. Народ продолжал тайно приносить жертвы языческим божествам, совершать традиционные обряды, особенно это касалось сельского населения.

Лишь к 14-15 векам влияние христианства становится доминирующим, а языческие пережитки все больше маргинализируются. Меняется культурный ландшафт: вместо изваяний славянских богов возводятся церкви, иконы вытесняют идолов.

Однако полностью язычество так и не исчезло, часть древних верований была интегрирована в народное православие и сохранилась в виде суеверий, примет, обычаев. До сих пор в сельской местности можно обнаружить пережитки культа богов язычества.

Народ на проповеди у Софии Киевской

Сохранившиеся пережитки языческих верований

Несмотря на вытеснение язычества христианством, в традиционной народной культуре сохранилось немало его пережитков. Это проявляется в поверьях, приметах, фольклоре, а также в некоторых праздниках и обрядах.

Так, до сих пор бытуют суеверия о нечистой силе — домовых, леших, водяных, русалках, которые восходят к древним анимистическим представлениям славян. Широко распространена вера в сглаз и порчу — отголоски культа древних богов язычества.

В некоторых календарных обрядах сохранились языческие мотивы. Это, например, гадания на Рождество, сжигание чучела на Масленицу. Также в народных песнях, сказках, былинах фигурируют мифологические персонажи — Ярило, Кощей, Змей Горыныч.

Таким образом, несмотря на глубокую христианизацию, следы древнеславянского язычества до сих пор прослеживаются в традиционной культуре, что свидетельствует о его укорененности и живучести сквозь века.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.