Склонение имен существительных – тема не самая интересная в школьной программе. Да и что тут может быть интересного, если всё основывается на тупой зубрёжке? А то, что скучно, то и даётся хуже всего.
Можно добавить немного шуток в утомительный процесс запоминания. Например, ещё наши бабушки порядок падежей запоминали с помощью смешного стишка, в котором первая буква каждого слова соответствовала первой букве названия падежа.
Иван – именительный,
родил – родительный,
девчонку – дательный,
велел – винительный,
тащить – творительный,
пелёнку – предложный.
Выучить такой стишок несложно. И вот уже в памяти сами собой выстроились падежи!
Однако даже зная названия падежей, осилить склонение имен существительных – дело непростое. Ведь ещё нужно вызубрить вопросы! И опять есть в помощь обучающимся стишок-зубрилка «Про Машу»:
Сладостей у Маши нет –
Дам Марусе я конфет.
Вижу: Маша своевольна,
Не играет, не довольна.
Думает она о чём?
Падежи тут ни при чём!
Дотошные ученики удивятся: «И какая же связь между какой-то своенравной Машей и темой, которую мы рассматриваем?» Особой связи, конечно, тут нет. Но тот, кто внимательно посмотрит на стишок, заметит, что в каждой строчке, либо в конце, либо в начале, одно слово выделено.
Это «волшебные» слова-помощники. Они-то нам и помогут запомнить падежные вопросы, а там, глядишь, и склонение имен существительных, шутя и играючи, освоить удастся.
Итак, начинаем со второго падежа – родительного, так как именительный обычно трудностей не вызывает. В первой строчке выделено слово «нет». Это вспомогательное слово для родительного падежа. Произносим слово «нет», и вопросы напрашиваются сами собой: «Чего или кого нет?»
Следующая строчка выдаёт нам вспомогательное слово «дам», а мы знаем, что после родительного идёт дательный падеж. По аналогии с предыдущим падежом говорим «дам» и продолжаем: «Кому или чему?»
Далее слово «вижу» подсказывает вопросы: «Кого или что?» Это винительный падеж. «Не довольна» - «Кем или чем?» - творительный. «Думает» - «О ком или о чём?» - предложный.
Итак, падежи выучили, вопросы запомнили. Теперь более трудная тема: распределение существительных по склонениям. Обычно в школе начинают изучать склонение имен существительных с 1 склонения.
Можно снова прибегнуть к стишку-зубрилке.
Таня, Петя и Ариша,
Миша, Толя, Вася, Гриша –
На конце есть «А» и «Я» –
Это вся моя семья!
Из четверостишия вытекает, что к 1 склонению относятся слова с окончаниями «А» и «Я» как мужского рода, так и женского.
Существительные среднего рода следует отнести ко 2 склонению. Сюда же включаются существительные мужского рода без окончаний. И, конечно же, в помощь - стишок-зубрилка:
Конь по облаку скакал,
Гусь над озером летал.
В поле ветерок шалил,
Мальчик в блюдце чай налил.
К третьему склонению следует отнести существительные, заканчивающиеся на «Ь», женского рода, без окончаний.
На письме обычно вызывает особую трудность написание падежных окончаний у существительных 1 склонения. Для подсказки можно воспользоваться «куклой».
В сомнительных случаях подставляем слово «кукла», и если звучит «Ы», пишем храбро «И», так как это наверняка родительный падеж, а если не слышим «Ы», то нужно писать в окончании «Е». Кстати, в слове «кукла» тоже.
Во втором склонении проверяем окончания «конём», просто нужно помнить, что существует аналог твёрдого окончания.
С прилагательными дело обстоит и того проще. Склонение имен прилагательных – дело нехитрое. Падеж у них соответствует падежу существительного, к которому они относятся, а окончание проверяется вопросом: каково оно у вопроса, таково будет и у прилагательного.