Подкрановые балки нужны для работы грузоподъемной техники. Они должны быть максимально надежными и долговечными. Монтируются железобетонные подкрановые балки на оголовки колонн производственного здания, но могут также подвешиваться к стропильным фермам.
Подкрановые балки железобетонные используются в отапливаемых и неотапливаемых производственных помещениях с железобетонным каркасом и пролетами 18 и 24 м для установки обычных мостовых кранов, работающих в легком и среднем режиме тяжести с грузоподъемностью до 32 т. Они могут применяться и на эстакадах, расположенных на открытом воздухе. Эти конструкции могут выдержать сейсмические толчки до 9 баллов. Изготавливаются из бетона таврового сечения при длине пролета 6 м и двутаврового – для пролетов длиной 12 м. Их арматура в продольном направлении выполняется из стали диаметром 14–25 мм, а в поперечном направлении и ненапрягаемая арматура в продольном направлении может быть стальной и иметь диаметр 6–18 мм.Монтаж
Монтируют их непосредственно с транспортных средств. Бригада рабочих, занимающаяся монтажом, должна состоять, как минимум, из пяти человек.
Перед монтажом изделия раскладывают на специальные деревянные подкладки вдоль продольной оси колонн здания с помощью стрелового крана. Устанавливают подкрановые балки длиной 6 м в требуемое положение обычной траверсой с крюками (если предмет длиннее, то применяют траверсу с клещевыми захватами). Во время подъема она удерживается специальными оттяжками во избежание удара по колоннам здания. Затем балку выравнивают по высоте и в плане при помощи домкрата. Устанавливают прокладки нужной толщины, которые затем закрепляют анкерными болтами. Сначала крепление выполняют временное, затем производят геодезическую выверку положения и только после этого закрепляют конструкцию окончательно.
Стальные конструкции
Подкрановые балки из стали, изготовленные с помощью сварки, длина которых составляет 6 и 12 м, в поперечном сечении представляют собой двутавр. Они составлены из трех листов. Устанавливаются такие конструкции на колонны зданий, выполненные металлическими или из железобетона, а также на колонны эстакад, находящихся на открытом воздухе. Они выдерживают морозы до -65°С и сейсмоудары до 9 баллов (включительно).
На такие подкрановые балки устанавливаются обычные мостовые электрические краны с грузоподъемностью до 50 т, предназначенные для выполнения работ среднего и тяжелого режимов. Металлические подкрановые балки изготавливаются двух типов: рядовые и концевые, которые примыкают к торцам зданий и температурным швам. Сталь, из которой они изготавливаются, - сварная конструкционная от С29 до С44. Стыковые сварные швы должны быть полностью проваренными (без пустот). Они грунтуются и окрашиваются. Эти конструкции должны поступать маркированными. В маркировке указывается номер заказа, номер чертежа, условное обозначение балки и порядковый номер изготовления. Изделия должны поставляться в комплекте с монтажными прокладками в количестве, равном числу поступивших конструкций. Обязательным является приложение технической документации.