Литейный мост в Санкт-Петербурге: фото, график разводки

Литейный мост стал второй переправой в Санкт-Петербурге, постоянно соединяющей два берега основного русла Невы. Одной из его отличительных особенностей является использование множества мировых новшеств при постройке, как в подходе к процессу возведения, так и в выборе строительных материалов, технологий и механизмов, обеспечивающих функционирование моста. Работы велись 4 года и один месяц (на месяц дольше изначальных расчетов), унесли более 30 человеческих жизней и превысили начальную смету в 1,5 раза. С Литейным мостом связано много интересных исторических фактов и мистическое верование, что перейдя его под полной луной, можно исчезнуть навсегда.

История постройки

Можно сказать, что история переправы через Неву, находившейся в этом месте и имевшей государственное значение, началась раньше истории города. Через нее проходил путь в Швецию. Новгородская дорога из глубины материка встречалась с уходящей на Выборг.

Выхода к реке на месте современного Литейного моста в Санкт-Петербурге до 1849 года как такового не было. Здесь располагался с 1711 года Литейный двор. На Выборгскую сторону с 1786 года вел наплавной мост, называвшийся Воскресенским и начинавшийся от одноименного проспекта (ныне Чернышевский проспект).

Литейный двор прекратил в 1849 году свое существование, благодаря чему прямо к берегу подошел Литейный проспект. Именно к нему перевели Воскресенский мост и переименовали в Литейный. Он функционировал до 1865 года, когда бурным апрельским ледоходом был сорван. Группа экспертов, рассматривавшая это происшествие, вынесла предложение о постройке постоянной переправы. В 1869 году решение, наконец, было принято.

Городская Дума посредством международного конкурса собрала в 1872 году у себя на столе 17 проектов, в том числе иностранных, и в декабре выбрала победителем английское предприятие. Такое решение не получило поддержки Министерства путей. Победителя наградили, но разрешения на постройку не дали. После рассмотрения вопроса вновь созданной комиссией возводить новый мост было поручено российским гражданам - военным инженерам – полковнику Аманду Егоровичу Струве и его помощнику, капитану А. А. Вейсу, и 30 августа 1875 года строительство официально было начато. Работы запланировали на 4 года.

Сдан Литейный мост был с опозданием на месяц – 30 сентября 1879 года. Общие расходы превысили первоначальные расчеты в 1,5 раза и составили 5 миллионов 100 тысяч рублей. Несмотря на эти факты, все участвовавшие в строительстве были награждены, а Струве, как руководитель проекта, повышен в чине до звания генерал-майора.

В 1903 году в 200-летнюю годовщину города, мосту дали новое имя в честь правящего императора Александра II. Но 1917 год вернул переправе предыдущее название.

Каким был изначально Литейный мост

Литейный мост, фото прошлого века

В своем первом варианте постоянный Литейный мост имел следующие параметры:

  • Ширина – 24,5 метра.
  • Длина подвижного крыла – 19,8 метра, изначально оно было поворотным. Такой вид разводки моста применялся только однажды в истории строительства мостов через Неву.
  • Открывали пролет вручную – простейший механизм приводили в движение 8 рабочих.
  • Ограждение неподвижной части было отлито по эскизам К. К. Рахау и выполнено в смешении двух стилей – барокко и античного меандра. Состояло оно из 546 повторяющихся изображений двух русалок, держащих Петербургский картуш (щит с расположенным на нем гербом). Все это дополнялось растительным узором и фигурами морских животных, размещенными между секциями.
Перила Литейного моста

Новшества при строительстве и усовершенствовании

В качестве материала для изготовления несущих конструкций впервые была задействована легкая сталь вместо тяжелого чугуна. Это позволило сделать арочные пролеты больше в два раза.

При строительстве был использован кессонный метод – погружение на дно реки (глубина которой в этой части доходит до 24 метров) сооружений - кессонов, напоминающих гигантский перевернутый вверх дном ящик, из которого под высоким давлением выталкивают воду и помещают внутрь рабочих для копки грунта. Во время глубоководных работ по различным причинам погибло более 30 человек, а разрушения, ставшие причиной их смерти, повлекли за собой дополнительные расходы и лишний месяц строительства.

Литейный мост долгое время был известен как первый, освещавшийся электричеством.

Через некоторое время после открытия ручной механизм вращения был заменен водной турбиной, мощность которой составляла уже 36 лошадиных сил, давление создавалось с помощью городского водопровода. Такая система стала мировой новинкой.

Несмотря на то что он скорее впечатляет функциональностью, чем красотой, фото Литейного моста украшают многие коллекции посетивших город на Неве, а чугунная ограда переправы признана культурно-историческим памятником и соответствующе охраняется законом.

Литейный мост, вид с Выборгской стороны

Мост сегодня

Тот вид, в котором Литейный мост предстает сейчас жителям и гостям столицы, он обрел после реконструкции 1966-1967 годов, которая была проведена с целью приспособления переправы к актуальным нуждам города – существенно увеличился поток транспорта, пересекающего Неву, судоходство стало более активным и масштаб проплывающих через основное русло реки кораблей значительно вырос, что потребовало перенесения разводного пролета к более глубоководной части Невы, изменения его размеров и совершенствования подъемного механизма.

К тому же во время Великой Отечественной войны в один из пролетов Литейного моста попала бомба, которая, не взорвавшись, пробила его, нанеся тем не менее существенный ущерб. Таким образом, мост приобрел современный вид:

  • Он был расширен до 34 метров – из них 28 метров относятся к проезжей части, оставшиеся 6 делятся поровну на тротуары с двух сторон.
  • Высота ограждения составляет полметра.
  • Общая длина конструкции, включая построенные в прошлом веке, расположенные под мостом на берегах Невы пешеходные дорожки и двухуровневые автомобильные развязки, составляет 405,6 метра, непосредственно шести пролетов моста – 396 метров.
  • Вес всех металлических конструкций равен 5902 тоннам.
  • Разводной пролет сместился к центру, стал раскрывающимся, длина его увеличилась до 55 метров. При весе в 3225 тонн он, благодаря современному гидроприводу, поднимается на 67° всего за 2 минуты.
  • Облегченные перила разводной части были заменены – вместо отличавшихся дизайном от чугунного литья неподвижных пролетов, установлены копии основного рисунка.
  • Произведена установка новых 28 опор для фонарей и транспортной сети, гармонирующих по стилю с оградой моста.
  • Благодаря замене разводной конструкции на более современную и перестройке громоздкой опорной части старой, мост обрел симметрию.
  • Пешеходная зона, проезжие части неподвижных пролетов и подъемной части покрыты тремя разными типами асфальтового полотна.
Литейный мост ночью, разводка

Во сколько разводят Литейный мост?

В период навигации мост разводят и сводят один раз за ночь. Промежуточное сведение для данной переправы не предусмотрено.

  • Разводка происходит в 1 час 40 минут, через 10 минут начинается движение крупных судов в разведенный проем.
  • Сводят Литейный в 2 часа 40 минут, через 5 минут начинается движение транспорта по мосту.

В северной столице иногда случаются масштабные мероприятия и, к сожалению, непредвиденные ситуации, поэтому график разводки Литейного моста, как и остальных участвующих в навигации, лучше лишний раз уточнять на специализированных ресурсах.

Литейный мост, разводка днем или в белую ночь

Мосты Питера в цифрах и их рекорды

Всего в Санкт-Петербурге 342 моста, 21 из них разводится, транспортных переправ из общего числа – 297, предназначенных только для пешеходов – 24.

Самым длинным является мост Александра Невского, протянувшийся (вместе с пандусами) почти на километр, точнее - на 905,7 метра.

Широчайшим в Питере, а по совместительству и в мире, стал так называемый Синий мост – 97,3 метра.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.