Неоднозначная фигура Одина занимает одно из ключевых мест в скандинавской мифологии. Ряд исследователей утверждает, что так или иначе бог Один участвует не только в каждом эпохальном происшествии, но и в большинстве мелких бытовых эпизодов эпоса древних викингов: Один подстраивает события, является их участником либо же оказывает прямую или косвенную помощь героям, а нередко чинит им препоны.
Образ Одина ярок и колоритен. Древние наделили его чертами старца, однако это не придает ему немощности и убогости, а напротив – подчеркивает его мудрость. О мудрости Одина, что называется, слагали легенды. Даже характерной внешней чертой своей – одноглазостью – он обязан желанию получить тайные знания: добровольно пожертвовав левым глазом, скандинавский бог Один смог испить из волшебного источника знаний Мимира. Не менее выразительная черта – широкополая остроконечная шляпа или капюшон, полузатеняющий лицо, придающий таинственность всему облику. Одина сопровождают сакральные спутники: два ворона-разведчика, два пса-охранника и верный семиногий конь Слейпнир.
Однако же Один, при всем своем облике жреца, является покровителем воина. Любопытно, что этой функцией он был наделен относительно поздно, а изначально воинов-викингов единолично возглавлял Тор. Но с ростом популярности Одина росло и количество его почитателей, желающих видеть мудрого бога своим покровителем.
Древние воины верили, что бог Один лично следит за всяким сражением и лично препровождает героически павших в Валгаллу – особое место в скандинавском рае, где храбрецы вечно пируют с богами и предками. Впрочем, это верование не является уникальным, имея параллели во многих других языческих религиях мира тех воинственных времен. Например, на Руси этой функцией был наделен Перун, и Перуница помогала ему собирать души павших воинов для отправки в Ирий.
Помогает Одину справляться с обязанностями Фригг, его жена. Судя по древним легендам, семья у Одина немаленькая: кроме Фригг у него есть и другие, младшие, жены и многочисленные дети.
Один, бог мифологии древних скандинавов, имеет не только множество имен, под которыми был известен другим европейским культурам своего времени, но и немало «братьев-близнецов» в культах многих других народов. Германцы звали его Воданом или Вотаном. В мифологии древних славян однозначного двойника у Одина нет, но провести параллели можно между ним и Велесом, Сварогом, Перуном. А ряд исследователей находит некоторое сходство между ним и индийским Шиввой.