Театральная площадь в Санкт-Петербурге начиналась с огромного пустыря между Мойкой, Грибоедовским и Крюковым каналами. Купец из Голландии Семен Брумберг, проживавший на соседней Провиантской улице, в середине XVIII столетия установил на пустыре пильные мельницы. Энергию ветряных и водяных мельниц использовали для распиливания бревен и изготовления стройматериалов. На некоторое время площадь-пустырь получила наименование Брумберговой (1765-1770 гг.).
Однако уже спустя несколько лет, после строительства увеселительного балагана, ее стали называть Карусельным местом. Здесь можно было покататься на аттракционах и посмотреть выступления лошадей в большом деревянном амфитеатре со скамейками. Конные игры (которые тогда и назывались "каруселями") проходили на круглой арене, похожей на цирковую.
Когда балаган обветшал, на его месте возвели здание первого российского музыкального театра. Большое каменное здание было построено по проекту ведущего городского архитектора Антонио Ринальди, одного из авторов Исаакиевского собора. Трижды в неделю столичный бомонд того времени съезжался на спектакли. Театр несколько раз горел и неоднократно перестраивался. Пространство перед ним, не мудрствуя лукаво, стали именовать "площадь Каменного театра" или "Большая площадь перед Каменным театром".Современное название – Театральная площадь – закрепилось только с 1812 года. В конце столетия на месте Каменного театра архитектором Владимиром Николя было спроектировано и построено здание первого в России высшего музыкального учебного заведения – Санкт-Петербургской консерватории. Ее выпускниками были Петр Чайковский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов. Здесь преподавали Римский-Корсаков и Рубинштейн. Сегодня консерватория по-прежнему принимает музыкально одаренных молодых людей.
Название "Театральная" сохранилось за площадью в связи с тем, что в 40-е годы XIX века напротив старого театра был построен так называемый театр-цирк, проектированием которого занимался архитектор Альберт Кавос. Он предусмотрел в здании круглую сцену, подходящую как для цирковых представлений, так и для театральных постановок.
К сожалению, здание сгорело. Спустя 12 лет оно было перестроено и получило звучное имя, известное ныне во всем мире, – Мариинский театр, в честь жены российского императора Александра II Марии Федоровны. В советские годы театру присвоили имя С. М. Кирова. Острые на язык петербуржцы окрестили его ТОБИКом (Театр оперы и балета имени Кирова). Его адрес (Театральная площадь СПб, дом 1) известен многим любителям театра во всем мире. Здесь, в Мариинке, блистали Шаляпин и Уланова, Павлова и Нуреев.
В конце XIX века Театральная площадь была реконструирована, на ней появились памятники композитору-"сказочнику" Николаю Римскому-Корсакову и родоначальнику русской классики Михаилу Глинке. Интересно, что премьерным спектаклем в обоих театрах – Каменном и Мариинском – стала опера композитора "Жизнь за царя".
Театральная площадь окружена жилыми домами и административными зданиями, которые также являются памятниками архитектуры XIX века. Так, особняк по адресу: Театральная площадь, дом № 4, принадлежал петербургскому архитектору Егору Соколову и был возведен по его проекту. Позже домом владели другие люди. Незадолго до своей смерти в квартире № 18 в течение года проживал знаменитый художник Михаил Врубель. Именно в этом здании живописец работал над картинами "Жемчужина" и "После концерта".
Дом № 8 принадлежал дворянину, писателю и переводчику Никите Всеволожскому. Именно в этом здании собирались на свои заседания члены знаменитого литературного общества «Зеленая лампа», в том числе и А. С. Пушкин. В одном из залов особняка при свете зеленой лампы будущие декабристы и вольнодумцы обсуждали искусство, историю и политику.В доме № 14 проживал выдающийся человек - Николай Семенович Мордвинов, русский флотоводец и государственный деятель. Он считался лучшим экономистом начала XIX века. Он был единственным из членов Уголовного суда над декабристами, не подписавшим смертный приговор для них. В здании бывали Жуковский и Карамзин, будущие декабристы и Лермонтов. В доме долгое время находилась детская больница № 17, в настоящее время он перестраивается под четырехзвездочный отель с подземной стоянкой.
Множество строений на Театральной площади относится к так называемым доходным домам, то есть многоквартирным зданиям, помещения в которых сдавались внаем и приносили неплохой доход владельцу. В разное время квартиры в этих доходных домах снимались людьми, составляющими гордость российской истории и культуры. Так, в доходном доме С. И. Андреева (Театральная площадь, 2) в течение пяти лет проживал известный артист и режиссер Всеволод Мейерхольд, а в доходном доме фон Кистера (Театральная площадь, 16) обитала балерина Авдотья Истомина, чей "души исполненный полет" воспевал Пушкин.
Площадь хранит память о людях, ходивших по ней. Ей по-прежнему присущ особый дух. В доме № 10 располагается Итальянский институт культуры, и даже кафе и рестораны ориентированы на любителей классической музыки и живописи. Их интерьеры интеллигентны (фортепиано, шахматы, картины, сдержанные пастельные тона), а названия завораживают: "Щелкунчик", "Садко", "Дворянское гнездо", "За сценой", "Богема".
Планируется, что в ближайшие годы Театральная площадь станет настоящим "культурным кварталом" второй российской столицы: строится вторая сцена Мариинского театра, в 2015-16 годах планируется открытие на площади одноименной станции метро.